Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 18:09, курсовая работа
Современное предприятие является сверхсложной системой, которой приходится управлять в нестабильных условиях перехода к рынку. Сверхсложная природа предприятия требует предварительного анализа как его самого, так и внешней среды и выработки детальной последовательности действий по постановке целей и их реализации, т.е. сверхсложная природа предприятия, побуждает формировать план. Одновременно динамичная и нестабильная внешняя среда делает неработающими жесткие и детерминированные планы.
1. С точки зрения обязательности плановых заданий:
- директивное
- индикативное планирование
Директивное планирование
Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В целом индикативное планирование носит направляющий, рекомендательный характер.
В процессе деятельности при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании – директивное. Два этих планирования должны дополнять друг друга, быть органически увязаны.
2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степень детализации плановых расчетов принято различать:
- долгосрочное планирование (перспективное)
- среднесрочное планирование
- краткосрочное планирование (текущее)
Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например, 10, 15 и 20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.
Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования. По форме они представляют собой один и тот же процесс, а по содержанию различаются. Прогнозирование – это процесс предвидения, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития предприятия в будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования. Без данного атрибута перспективное планирование являлось бы гадание, а не научным предвидением.
Среднесрочное планирование
Текущее планирование
3. По содержанию плановых решений выделяют:
- стратегическое планирование
- тактическое планирование
- оперативно-календарное
- бизнес-планирование
Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития предприятия.[4]
Рис. 1. Процесс стратегического
Посредством стратегического
планирования принимаются
Основная цель стратегического планирования состоит в создании
потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы.
Тактическое планирование. Если стратегическое планирование рассматривают как поиск новых возможностей предприятия, то тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное планирование – процессом их реализации. В результате тактического планирования составляется план экономического и социального развития фирмы, представляющий программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период. Тактическое планирование охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды. Что касается объектов и предметов этого планирования, то они могут быть самыми разными. При этом следует помнить одно правило: единственная возможность сделать процесс тактического планирования контролируемым заключается в планировании только основных видов продукции и затрат, важнейших функций. Но при различной структуре планов должна соблюдаться зависимость: "издержки – выпуск – прибыль цена". Иначе становится нецелесообразным тактическое планирование.
Оперативно - календарное планирование. Оперативно – календарное планирование (ОКП) является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации планомерной повседневной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений. В процессе оперативно-календарного планирования выполняются следующие
плановые функции:
- Определяется время выполнения отдельных операций по изготовлению сборочных единиц изделий и изделий в целом путем установления сопряженных сроков передачи предметов цехами-поставщиками их потребителями;
- Осуществляется оперативная подготовка производства путем заказа и доставка на рабочие места материалов, заготовок, инструментов, приспособлений и другой оснасткой, необходимой для выполнения плана производства продукции;
- Ведется систематический учет, контроль, анализ и регулирование хода производственного процесса, предупреждающие или ликвидирующие его отклонения от планового графика. [5]
Оперативно-календарное
Бизнес – планирование. Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций. [6]
Бизнес-план инвестиционного проекта разрабатывается для обоснования:
- Текущего и перспективного планирования развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности;
- Возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств;
- Предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;
- Целесообразности оказания мер государственной поддержки.
4.В теории и практике
1. По степени охвата:
- общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы;
- частичное планирование, охватывающее только определенные области и параметры;
2. По объектам планирования:
- целевое планирование, относящееся к определению стратегических и тактических целей;
- планирование средств, относящееся к определению средств достижения поставленных целей (планирование таких потенциалов, как оборудование, персонал, финансы, информация);
- программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных программ, например программ производства и сбыта;
- планирование действий, например, специальных продаж, наем кадров;
3. По сферам планирования:
- планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта);
- планирование производства (производственной программы, подготовки производства, хода производства);
- планирование
персонала (потребности, найма,
- планирование приобретений (потребности, закупок, реализации излишних запасов);
- планирование инвестиций, финансов и т.д.
4. По глубине планирования:
- агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производственных участков;
- детальное планирование, например, с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта;
5. По координации частных планов во времени:
- последовательное планирование, при котором процесс разработки различных планов представляет собой один долгий, согласованный, последовательно осуществляемый процесс, состоящий из нескольких этапов;
- одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования;
6. По учету изменения данных:
- жесткое планирования;
- гибкое планирование;
7. По очередности во времени:
- упорядоченное (текущее)
- скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период;
- внеочередное (эвентуальное) планирование,
при котором планирование
осуществляется по мере необходимости,
например, при реконструкции
или санации предприятия.[7]
1.3. Факторы, влияющие на выбор формы планирования.
В практической деятельности
предприятия используют различные
виды планирования, а чаще всего
их комбинацию. Совокупность
различных видов планирования,
применяемая одновременно
на конкретном хозяйствующем
субъекте, называется формой
Выбор той или иной формы планировании зависит от многих факторов.
Доминирующее положение среди них занимает специфика предприятия. Например, фирма, занимающаяся изготовлением одежды, планирует свою продукцию не более 1-2 лет, а судостроительная верфь – не менее 5-10 лет.[8]
Среди множества факторов, влияющих на форму планирования можно выделить три основные:
а) Факторы, обусловленные спецификой фирмы (концентрация капитала, уровень механизации и автоматизации управления фирмой, географическое расположение фирмы и т.п.)
Здесь содержание плана принимает
различные формы в