Планирование, как функция управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:54, реферат

Описание работы

Планирование - адаптивный процесс, в результате которого происходит постоянная корректировка принятых управленческих решений, постоянный контроль над их выполнением. Для эффективности планирования необходимо ясное представление и сегодняшнем и будущем состоянии внешней и внутренней среды фирмы. Для этого в крупных фирмах создаются информационные системы, данные которых оцениваются с помощью систем анализа.
Планирование – это процесс осуществления совокупности систематизированных и взаимосвязанных работ по определению долгосрочных целей и направлений деятельности предприятий.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и функции планирования в управлении
1.1 Роль и функции планирования в управлении предприятием 5
1.2 Основные понятия. Предмет и объект планирования 9
1.3 Задачи, принципы и методы планирования в управлении 11
Глава 2. Система планирования на предприятии
2.1 Формы планирования и виды планов 17
2.2 Факторы, влияющие на выбор формы планирования 22
2.3 Структура плановых органов на предприятии 26
Глава 3. Типы планирования
3.1 Стратегическое планирование 30
3.2 Планирование риска 34
3.3 Тактическое планирование 36
3.4 Планирование производственной программы 38
3.5 Планирование потребности в персонале 41
3.6 Планирование издержек 43
3.7 Планирование финансов 45
Заключение 46
Список литературы 47

Работа содержит 1 файл

ПЛАНИРОВАНИЕ.doc

— 266.00 Кб (Скачать)
    • Стратегия  концентрированного (ограниченного)  роста.

Относятся  те стратегии, которые связаны  с изменением  продукта  или рынка и не  затрагивают  отрасль, технологию, положение  фирмы  внутри отрасли (стратегия  развития  продукта,  усиления позиции  на  рынке, развития  рынка).

    • Стратегия интегрированного  роста.

Реализуется  путем  ежегодного  повышения  темпов увеличения продаж по  сравнению с  предшествующим  периодом.

Виды:

- стратегия  обратной  вертикальной  интеграции (направлена  на рост  фирмы за  счет приобретения  или  установления  контроля за  поставщиками)

-  стратегия  предшествующей  вертикальной  интеграции (приобретение, создание  или установление  контроля  за  хозяйствующими  субъектами, находящимися между фирмой и  конечными  потребителями   ее продукции)

    • Стратегии  диверсифицированного  роста.

Реализуются в том  случае, если  фирмы  не могут развиваться  на рынке с выпускаемым  продуктом  в данной  отрасли. 

    • Стратегия  сокращения.

Оправдана  в тех  случаях, когда  необходима  реструктуризация   после  длительного  периода  роста  или в  связи с  необходимостью  повышения  эффективности  в  периоды  спада.

Виды стратегий:

- стратегия  ликвидации;

- быстрого  успеха;

- сокращения   расходов.

    Применение  стратегий  соответственно  влечет  за  собой  и  составление   стратегических  планов.

В отличие от тактического и оперативного  планов, стратегический  план  не  имеет  жесткой  структуры. К  выбору его  разделов и показателей  каждая  фирма  подходит с собственных  позиций.

     Так же  на основе  стратегического   плана  разрабатываются годичные оперативные  планы и проекты.

     В завершении  определяются  предпосылки для   формирования  новых плановых  программ, исходя  их того, чего  организации удалось добиться  при реализации  планов, и чего  – нет. 

 

 

 

 

 

3.2. Планирование риска

Реализация  стратегии  предприятия всегда  связана с  определенным  риском. Это  может  касаться как  стратегии  расширения  масштабов  хозяйственной  деятельности  предприятия, так и ее сокращения.

Нередко  риск в стратегическом  планировании  называют  хозяйственным  или предпринимательским.

Следует  так же  учесть, что  планирование  и реализация  стратегии происходят  в условиях  неопределенности, которая  появляется  в результате изменчивости  внешней  среды  предприятия.  Поэтому в  момент составления плана нет ясности и уверенности в том, что выбранная стратегическая  альтернатива  приведет к успеху, получению ожидаемого  результата, и, конечно, присутствует  опасность неудачи, непредвиденных  потерь.

Источником  риска  является  неопределенность, под  которой  понимается  отсутствие  полной и  достоверной  информации, используемой  при  составлении и  реализации  плана.

Планирования  в условиях определенности  производится  при  наличии  полной  и достоверной  информации о  состоянии  внутренней   и внешней среды, проблемных  ситуациях, отражаемых в стратегическом   плане и др.  

В рыночной  экономике  риск является  неотъемлемым  атрибутом хозяйствования. С ним  постоянно  имеет дело  любой  предприниматель, любое  предприятие.  Фактор  риска  здесь  служит  сильным  стимулом и ограничением при  принятии плановых  решений.[5]

Неопределенность в  рыночной экономике приводит к тому, что избежать риска  становится просто  невозможно.  Но не  следует  искать такие  решения, в которых  заранее известен  результат.  Необходимо  просто  научится  предвидеть  риск, оценивать  его  размеры, выигрыш, связанный  с ним, планировать  мероприятия по  его  предотвращению  и не  переходить допустимые  пределы.

Хочу  отметить то, что  в современно  экономике  методы  планирования  и оценки риска  проработаны явно  недостаточно. Отсутствуют  практические рекомендации по его  оценке и  предотвращению при решении  различных  плановых  задач.

Но все - таки  разрабатываются  некоторые  системы  мер, направленные на  уменьшение  риска до  минимально  возможного  уровня.  Наиболее часто  применяются  следующие группы  методов:

- технические (противопожарный   контроль, охранная  сигнализация  и т.п.)

-правовые (страхование,  залог, неустойка (пени, штраф),  поручительство (гарантия), задаток)

- организационно –  экономические (запрет на  курение   в огнеопасных  местах, система   поглощения  риска и т.п.)

Риск  еще  можно  рассматривать, как  вероятность  ошибки или успеха при  выборе  той  или иной стратегической   альтернативы, как образ действий  в неопределенной  обстановке, а также как один  из  критериев предпочтений  при  формировании  плановых  решений. 

Планирование  риска  представляет  собой прогнозную   оценку  возможных потерь ресурсов при наступлении  неблагоприятных  обстоятельств и  отклонений от  намеченной  стратегии, а также упущенной  выгоды при  осуществлении хозяйственных  операций.   При этом  необходимо  количественно оценить  прогнозные  величины  потерь.

Потери,  связанные  с риском,  могут быть:

    • Материальные
    • Трудовые
    • Финансовые
    • Временные
    • Прочие

Полностью  избежать  риска в хозяйственной  деятельности  невозможно, но, зная,  где и при  каких  обстоятельствах он  может  возникнуть, менеджерский  персонал может его предотвратить, снизить  угрозу  потерь, уменьшая  действие  неблагоприятных  факторов. Поэтому  очень  важно  знать, где и при каких  условиях  могут возникнуть  те или иные потери.

Предприятию так же очень  важно  при  формировании стратегии  уметь  анализировать  риск.

Анализ  риска  позволяет выявить зоны риска для  данной  стратегии и  определить вероятность  его  наступления и последствия для успеха  стратегии.

3.3. Тактическое   планирование

Тактическое  планирование  занимает  промежуточное положение  между  долгосрочным  стратегическим и  краткосрочным (оперативно-календарным).  Стратегическое  планирование  рассчитано на длительный  период (10-15 лет). Однако на  многих  предприятиях стратегия  основана на среднесрочном  планировании. Поэтому стратегический  план, как правило,  охватывает период не более 5 лет, тактический – 1-2 года,  оперативный – менее 1 года.  Составить тактический  план на период более двух  лет не  представляется  возможным, поскольку  происходят частые  изменения  во внешней и внутренней  среде  предприятия.[5]

Тактическое планирование является  средством  реализации стратегических  планов. Если  основная  цель  стратегического  плана  заключается в том, чтобы определить, чего хочет добиться  предприятие  в перспективе, то тактическое  планирование должно  ответить на  вопрос, как предприятие  может  достичь  такого  состояния.  Эти  виды  планирования  различаются  целями и средствами их  достижения.

Решения,  принимаемые  при  тактическом  планировании,  отличаются меньшей   субъективностью.  Они более конкретны, адресны, всегда  привязаны  к показателям  работы  структурных  подразделений  предприятия.

Реализация  тактического  плана  сопряжена  с меньшим  риском, поскольку его решения  более детальны, касаются  внутренних  проблем предприятия и имеют  меньший  разрыв  во  времени.  Помимо этого тактические решения  легче оценить, ранжировать и выбрать оптимальный  вариант. В связи с тем, что тактический  план  представлен  системой конкретных  количественных   показателей, при его  разработке  могут широко  применяться  различные  методы  оптимизации. 

Тактический  план  представляет  собой  развернутую  программу всей  производственной, хозяйственной  и социальной  деятельности коллектива  предприятия, направленную на выполнение заданий  стратегического  плана при наиболее полном  рациональном использовании ресурсов.  Особое  внимание   в таком  плане должно уделяться  показателям эффективности и качества  работы: росту  производительности труда; снижению  себестоимости  продукции;  экономии материальных  ресурсов и др.

Тактический  план так  же  должен предусматривать перспективу  по каждому  объекту  планирования.  Должны  быть учтены  все  факторы: состояние  экономики предприятия;  кредитно-финансовая  ситуация: налогово-бюджетная  политика и.т.п.

Важно  отметить и то, что тактический  план  имеет многофункциональное  назначение. В целом он  выполняет три  основные  функции: прогнозирование, координация  и контроль.

Отличительной  чертой  тактического плана  является и то, что он заставляет  руководителей  и специалистов всех  уровней предприятия направлять  свои   усилия  на  поиск целей и задач, реализующих установки стратегического плана.  При его составлении необходимо  четко определить  цели  в конкретной  форме, а так же средства и методы их  достижения.  Кроме того, в составлении планов  участвуют те, кто потом должен  будет  их  исполнять.   Поэтому с расширением  объектов  планирования становится более активным участие  работников  предприятия в планировании.

Состав  разделов  и  показателей  тактического  плана зависит от специфики  и отраслевой  принадлежности предприятия, сложившихся на  нем  методов управления, традиций, управленческой   культуры, состояния  экономики, рыночной  конъюнктуры и т.д.

Разработка  тактического плана обычно проходит  в нескольких  вариантах, с тем, чтобы  выбрать из них  наилучший, то есть  наиболее соответствующий  условиям  реализации в зависимости от  складывающейся во  внешней  среде  ситуации.  Там, где  это   возможно, вариантные  расчеты проводятся  с применением  экономическо-математических  методов и ЭВМ.

 

 

 

3.4. Планирование  производственной  программы. 

Важнейшим разделом  тактического  плана предприятия  является производственная  программа.

Производственная программа  определяет  необходимый объем  производства  продукции в плановом  периоде, соответствующий  по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана  продаж.  Программа обусловливает  задания по вводу  в действие  новых  производственных  мощностей, потребность в материально – сырьевых  ресурсах, численности  персонала, транспорте.[12]

Промышленные  предприятия  формируют  производственную программу  на  основе государственного  заказа; заказов потребителей; выявленного  в процессе  изучения  рынка  потребительского  спроса.

 Показатели производственной программы:

-  темп  роста производства  товарной (валовой) продукции

- производство  важнейших  видов продукции в натуральном  выражении (с указанием «в том   числе  продукции для  экспорта»)

-   показатель  качества  продукции

Основой  для определения  в плане  объема  продукции стоимостном выражении служит  план производства  продукции в натуральном  выражении.

Задания  по  производству продукции в натуральном выражении  устанавливаются в единицах измерения, учитывающих  особенности потребления отдельных  видов  изделий.  Такими единицами  могут  быть  тонны, метры, киловатт – час, штуки, комплекты и т.д.   Во всех случаях единица  измерения  должна  отражать  специфику  производства наиболее эффективных   материальных,   трудовых   и  финансовых  ресурсов.

Установленные в плане  единицы измерения  продукции  обязательны для  всех  звеньев  планирования  и управления  производством. 

Это необходимо  для  того, чтобы обеспечить  выполнение  производственной  программы в  предусмотренном  ассортименте, выполнение  плана кооперированных поставок и плана  поставок  по  договорам, а также  для  увязки  производственной  программы с показателями  качества продукции.

Неотъемлемой частью плана производства продукции в  натуральном  выражении является  задание  по  дальнейшему повышению качества  продукции.  Качество важнейших видов продукции должно  отвечать  по  своим технико-экономическим показателям высшим достижениям отечественной и зарубежной техники на  всех  стадиях проектирования  и изготовления  продукции. Соответственно с  этими  требованиями предусматривается замена и снятие с производства устаревшей  продукции или модернизации устаревших изделий, улучшение  основных технических характеристик  выпускаемой продукции, соблюдение  требований  стандартов,  технических условий и другой  технической  документации.

В планах выпуска продукции  предприятий предусматриваются  задания  по  снятию  с производства устаревших видов изделий, т.е.  продукции не  соответствующей современным требованиям национальной  экономики и населения страны, морально  устаревшей.  Указываются  конкретные   сроки  замены устаревших  изделий, а также  новые  виды  изделий (типы, модели), их  заменяющие.

Информация о работе Планирование, как функция управления предприятием