Планирование, как функция управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:54, реферат

Описание работы

Планирование - адаптивный процесс, в результате которого происходит постоянная корректировка принятых управленческих решений, постоянный контроль над их выполнением. Для эффективности планирования необходимо ясное представление и сегодняшнем и будущем состоянии внешней и внутренней среды фирмы. Для этого в крупных фирмах создаются информационные системы, данные которых оцениваются с помощью систем анализа.
Планирование – это процесс осуществления совокупности систематизированных и взаимосвязанных работ по определению долгосрочных целей и направлений деятельности предприятий.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и функции планирования в управлении
1.1 Роль и функции планирования в управлении предприятием 5
1.2 Основные понятия. Предмет и объект планирования 9
1.3 Задачи, принципы и методы планирования в управлении 11
Глава 2. Система планирования на предприятии
2.1 Формы планирования и виды планов 17
2.2 Факторы, влияющие на выбор формы планирования 22
2.3 Структура плановых органов на предприятии 26
Глава 3. Типы планирования
3.1 Стратегическое планирование 30
3.2 Планирование риска 34
3.3 Тактическое планирование 36
3.4 Планирование производственной программы 38
3.5 Планирование потребности в персонале 41
3.6 Планирование издержек 43
3.7 Планирование финансов 45
Заключение 46
Список литературы 47

Работа содержит 1 файл

ПЛАНИРОВАНИЕ.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет.  На некоторых предприятиях среднесрочное  планирование совмещается  с текущим. В этом  случае составляется так называемый скользящий пятилетний  план, в котором  первый  год детализируется до уровня текущего плана и представляет  собой по сути дела краткосрочный  план.

Текущее планирование охватывает  период до года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное  планирование.

  1. По содержанию плановых  решений выделяют:

     - стратегическое  планирование

     - тактическое  планирование 

     - оперативно-календарное планирование

     - бизнес-планирование

Стратегическое  планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития  предприятия.[5]

Посредством  стратегического  планирования принимаются  решения  о том, как расширить деятельность в области бизнеса,  создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия  следует принять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках  лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие  услуг  оказывать, с какими  партнерами вести бизнес и т.д.

Основная  цель  стратегического  планирования состоит в создании  потенциала для  выживания предприятия  в условиях динамично изменяющейся  внешней   и внутренней среды, порождающей  неопределенность перспективы.

 Тактическое  планирование.  Если  стратегическое  планирование  рассматривают как поиск новых возможностей предприятия, то тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих  новых возможностей, а оперативно-календарное  планирование – процессом  их  реализации.

В результате тактического планирования  составляется  план экономического и социального развития  фирмы, представляющий  программу  производственной,  хозяйственной и социальной деятельности фирмы  на  соответствующий  период.

Тактическое  планирование  охватывает  краткосрочный и среднесрочный  периоды.  Что касается  объектов  и предметов  этого планирования, то они могут быть самыми разными. При этом  следует помнить одно  правило: единственная  возможность сделать процесс тактического  планирования  контролируемым заключается в планировании только основных видов  продукции и затрат, важнейших функций.  Но при различной  структуре  планов должна соблюдаться  зависимость: «издержки – выпуск – прибыль цена». Иначе становится  нецелесообразным  тактическое  планирование.

Оперативно -  календарное  планирование.  Оперативно – календарное планирование (ОКП) является  завершающим этапом  в планировании хозяйственной  деятельности  фирмы. Основная  задача ОКП состоит  в конкретизации показателей тактического  плана с целью организации планомерной повседневной и ритмичной работы  предприятия и его структурных  подразделений.

В процессе оперативно-календарного  планирования выполняются  следующие плановые  функции:

    • Определяется  время  выполнения отдельных операций по изготовлению сборочных единиц изделий и изделий в целом путем установления сопряженных сроков передачи предметов цехами-поставщиками их потребителями;
    • Осуществляется оперативная подготовка производства путем заказа и доставка на рабочие  места материалов, заготовок, инструментов, приспособлений и другой оснасткой, необходимой для  выполнения  плана  производства продукции;
    • Ведется систематический  учет, контроль, анализ и регулирование хода производственного  процесса, предупреждающие  или ликвидирующие его  отклонения от  планового  графика.[6]

Оперативно-календарное  планирование  увязывает  все  эти  элементы предприятия в единый производственный организм, включая техническую подготовку производства, материально-техническое обеспечение производства,  создание и поддержание необходимых запасов материальных  ресурсов, сбыт  продукции и т.д.

Бизнес  – планирование.  Бизнес-план предназначен для оценки  целесообразности внедрения того или иного  мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые  требуют для своей реализации крупных  инвестиций.[7]

Бизнес-план инвестиционного  проекта разрабатывается  для  обоснования:

    • Текущего  и перспективного планирования развития предприятия, выработки (выбора) новых видов  деятельности;
    • Возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также  возврата заемных   средств;
    • Предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;
    • Целесообразности оказания мер государственной поддержки.

4. В теории и практике планирования могут также выделяться другие  виды планирования, охватывающие как главные, так и второстепенные аспекты этого процесса.

В частности, планирование можно классифицировать по следующим  категориям:

4.1) По степени  охвата:

- общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы;

- частичное  планирование, охватывающее  только определенные  области и параметры;

4.2) По объектам планирования:

- целевое  планирование, относящееся к определению стратегических  и тактических  целей;

- планирование  средств, относящееся к определению средств достижения поставленных  целей (планирование таких потенциалов, как оборудование, персонал, финансы, информация);

- программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных  программ, например  программ производства  и сбыта;

- планирование  действий, например, специальных продаж, наем  кадров;

4.3) По сферам  планирования:

- планирование  сбыта (цели  сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие  сбыта);

- планирование  производства (производственной  программы, подготовки производства, хода  производства);

- планирование  персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения);

- планирование  приобретений (потребности, закупок, реализации излишних запасов);

- планирование инвестиций, финансов и т.д.

4.4) По глубине планирования:

-  агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производственных участков;

- детальное  планирование, например, с подробным расчетом и описанием планируемого  процесса или объекта;

 

4.5) По координации частных планов  во  времени:

- последовательное  планирование, при котором процесс разработки  различных планов представляет собой один долгий, согласованный, последовательно осуществляемый  процесс, состоящий  из нескольких  этапов;

- одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном  акте планирования;

4.6) По учету  изменения  данных:

-  жесткое планирования;

-  гибкое планирование;

4.7)  По очередности во  времени:

- упорядоченное (текущее) планирование, при котором о завершении одного  плана разрабатывается другой  план, (планы чередуются последовательно один  за  другим);

- скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на  следующий период;

- внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование  осуществляется по мере необходимости, например, при реконструкции или санации  предприятия. 

 

2.2. Факторы, влияющие на выбор  формы  планирования

В практической деятельности предприятия используют различные  виды планирования, а чаще  всего  их  комбинацию. Совокупность различных  видов  планирования, применяемая одновременно на конкретном хозяйствующем субъекте, называется формой планирования.

Выбор той или иной формы  планировании зависит от многих факторов. Доминирующее положение  среди них занимает специфика  предприятия. Например, фирма, занимающаяся изготовлением  одежды, планирует свою  продукцию не более 1-2 лет, а судостроительная  верфь – не менее 5-10 лет.[8]

Среди  множества факторов, влияющих  на форму планирования можно  выделить три  основные:

а) Факторы, обусловленные спецификой фирмы (концентрация  капитала, уровень механизации и автоматизации управления  фирмой, географическое  расположение фирмы и т.п.)

Здесь содержание  плана  принимает различные  формы в  зависимости от общих   условий  воспроизводства,  научно-технологического развития,   методов  и особенностей управления  фирмой.

Важнейшим  из факторов, определяющих  внутрифирменного  планирования, является  концентрация  капитала.  Например, минимальный размер основных производственных  фондов в ряде  отраслей  американской  промышленности  составляет  сотни миллионов  долларов. Концентрация  капитала  усиливается за  счет  процессов диверсификации и интернационализации капитала.

Влияние научно-технического прогресса  на производственный процесс  и управление им выражается  в  усложнении разделения труда и выпускаемого  изделия и, как  результат, усложнение организационно – технической  структуры предприятия и объединения.

В структуре крупнейших компаний имеются  десятки научных  лабораторий, сотни производственных  подразделений, сложная система  материально-технического  обеспечения и сбыта готовой продукции, включающая  агентов по  сбыту и предприятия технического  обслуживания  потребителей их продукции. Это выдвигает жесткие требования к координации участников  производства, необходимости планирования их  совместных  усилий.

Немаловажное  значение имеет и  тот факт, что в последнее  время в экономике многих стран  наблюдается значительное  отставание темпов  роста платежеспособности  населения от темпов  роста производственных мощностей.  Данное обстоятельство приводит к усилению  роли  сбыта в деятельности компаний.  В этом случае маркетинг становится важнейшим объектом планирования на  предприятии.

Существенное  влияние  на  процесс внутрифирменного  планирование оказывает  механизация и автоматизация управления, что нашло свое  отражение в формах и методах планирования.  Так как позволяет улучшить  степень согласованности и сбалансированности планов различных функциональных  областей производственно-хозяйственной деятельности и структурных подразделений  предприятия, повышает общую культуру плановой  работы и т.п.

 

б)  Факторы внешней среды.

Внешняя среда  влияет  на  форму  планирования через  две  группы факторов:  прямого  и косвенного  воздействия.

Группа  факторов  прямого  воздействия  включает такие факторы, которые определяют непосредственной  влияние на  принимаемые плановые  решения в форме различных   условий и ограничений.   Субъектами  такого  влияния   могут быть поставщики и потребители, конкуренты профессиональные  союзы, центральные и местные  органы  государственной  власти и т.п.

В группу  косвенного  воздействия входят  факторы, которые не оказывают однозначного  влияния на  плановое  решение.

Но,  тем не менее,  они  могут  сказаться на реализации решения  посредством косвенного воздействия на интересы участников выполнения решения,  изменение  условий его  реализации и т.д.  сюда можно отнести состояние экономики, международные события, политические  факторы, научно-технический прогресс, социально-культурные  факторы и т.п.

Число факторов, на которые субъекты  хозяйствования обязаны  реагировать, а также  уровень вариантности  каждого  фактора составляют  сложность  внешней  среды, которая  может  иметь  различную  динамику изменения.  Подвижность среды -  это скорость изменений в окружении предприятия. Для  различных  субъектов хозяйствования  эти  изменения могут быть  различной интенсивности.  Например, для  предприятий электронной, фармацевтической и химической  промышленности внешняя среда изменяется  более  быстрыми  темпами, чем  для  кондитерской  промышленности или  предприятий  по  производству запасных  частей к автомобилям.

в)  Критерии,  обусловленные  спецификой  процесса  планирования.

 В каких бы хозяйствующих  субъектах процесс планирования  ни  осуществлялся, он  всегда имеет одну  и ту же  структуру, должен соответствовать  типовым  требованиям, что также  касается на выборе конкретных  форм  планирования.[9]

Например, при выборе формы планирования решающую  роль могут играть следующие  критерии:

  • Полнота планирования, предполагающая, что при составлении плана должны быть  учтены все события и факторы, имеющие  значение для  принятия  решения. Наличие таких условий позволяет составить полный  план, сопряженный  с системой  частных  планов.
  • Детализация  планирования, означающая необходимость определения с достаточной степенью  подробности всех  планируемых показателей.
  • Точность  планирования, которая должна  быть достаточно высокой для  достижения поставленной  цели.
  • Эластичность и гибкость  планирования. Данные требования означают  возможность  плана  приспосабливаться к изменению  различных  условий. В противном случае  появляется опасность его  отрыва от реальных  условий, в которых  идет реализация плана.

Информация о работе Планирование, как функция управления предприятием