Планирование как функция менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Основная цель планирования состоит в том, чтобы насколько возможно при данных условиях, найти оптимальный вариант решения задач, стоящих перед организацией.
Планирование предполагает: обоснованный выбор целей; определение политики; разработку мер и мероприятий; методы достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.

Работа содержит 1 файл

курсоваяготовая.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

     Предварительные итоги социально-экономического развития Татарстана с начала 2008 года свидетельствуют  о благоприятных тенденциях, доложил  недавно и глава регионального министерства экономики Марат Сафиуллин. В республике сохраняются высокие темпы экономического и промышленного роста, превышающие среднероссийские показатели. Оборот розничной торговли вырос на 21,1% (в России — 15,1%), составив 265 млрд. рублей, а инвестиции в основной капитал за 8 месяцев — на 20%, составив почти 140 млрд. руб.

     Хорошие, по мнению министра, показатели в торговой отрасли, сельском хозяйстве, а также  по инвестициям в основной капитал. «Немного выбивается из общей картины индекс потребительских цен, — добавил Марат Сафиуллин. — Несмотря на некоторое замедление, темпы остаются высокими, и мы рассчитываем, что республика будет развиваться более динамично, чем другие российские регионы».

     Однако  оптимизм, который проявляет руководство региона, вряд ли разделяют на предприятиях Татарстана. Во многих крупных компаниях рассматривают вопрос о существенном сокращении персонала или даже приостановке производства.  Несмотря на тяжёлую экономическую ситуацию в ближайшее время, ЗАО «Челны-Хлеб» пересматривать цены на хлеб не будет. Не будет, насколько позволит запас прочности предприятия. «Челны-Хлеб» всегда имел свое социальное лицо, и в условиях кризиса ответственность, понятно, возрастает. Даже если и придется пересматривать некоторые цены, директорат приложит все усилия, чтобы это не коснулось тех слоев населения, которые наиболее остро нуждаются в поддержке. Будут держать цены столько, сколько смогут. Но это вопрос не только отдельно взятого предприятия – такой должна быть политика государства.

     Вывод: Не смотря на тяжелое экономическое  положение в стране, Челны-Хлеб продолжает удерживать цены на товары и сырье  на приемлемом уровне, что приветствуется государством. Хотя директорат не отрицает возможное слабое поднятие цен в  будущем.

     2.5.2 Технологическая составляющая макросреды

     Развитие  хлебобулочной индустрии идет по разным направлениям. Свой вклад вносят производители ингредиентов, разработчики оборудования, поставщики упаковки. Специалисты  разных отраслей совершенствуют технологии, чтобы в конечном итоге потребитель остался доволен качеством хлебной продукции. Выводятся новые сорта на рынок, покупателям есть из чего выбирать, и каждый уже определяет изделие «под себя», одним необходимо изделие с высокими вкусовыми свойствами, другим важно, чтобы изделие было полезным и не портило фигуру, а третьим просто необходим лечебно-профилактический сорт хлеба. Что примечательно, цена в этом списке играет далеко уже не первое место. И для производителя, на наш взгляд, очень важно знакомить покупателей с той продукцией, которую они производят, предоставлять как можно больше информации, иначе сказать, маркетинг является неотъемлемой частью продаж. Рынок – это такая вещь, где все имеет право на существование в большей или меньшей степени. Сохранять традиции – это замечательно! И на сегодняшнем рынке «Челны-Хлеб» одно из предприятий, которое производят национальные хлеба в своем первозданном виде.  Такие хлеба особо ценятся среди людей преклонного возраста, которые помнят тот исконный вкус деревенского хлеба и могут его отличить. Однако среди молодежи другие предпочтения, они тяготеют ко всему новому и готовы к переменам. Так или иначе, мир не стоит на месте, а постоянно развивается, появляются новые технологии, процесс производства становится более технологичным, разрабатываются все новые и новые ингредиенты, которые вытесняют устаревшие, часть традиционных хлебов заменяют другими сортами. Этот процесс необратим, это нужно понимать. Поэтому у инновационных изделий есть большой шанс занять лидирующее положение на рынке в будущем. Производитель, выпускающий какой-либо продукт, заранее определяет для себя – в каком ценовом сегменте он будет выпускать свою продукцию и какое качество за эту цену он сможет предоставить. То же самое и с производителями ингредиентов. Не нужно обманываться и думать, что за дешево мы сможем купить суперкачество. Взять, к примеру, комплексные ингредиенты: улучшители и хлебопекарные смеси; чем богаче состав, тем выше цена, соответственно, чем ниже цена, тем…

     Существуют  ингредиенты, которые позволяют повысить качество без дополнительных затрат, например производить изделия с низким содержанием сахара и жира, но по вкусу и аромату не уступающие более высокорецептурным сортам, к такому продукту относится, например, улучшитель «Форекс» компании «Ирекс».

     Вывод:  Наблюдается постоянная интеграция новых технологий в процесс производства сырья и продукции. В связи  с этим, высокий уровень технологичности  позволяет  «Челны-Хлеб» занимать лидирующие позиции в производстве продукции и расширение рынка сбыта.

     2.5.3 Политическая составляющая макросреды.

     Программа развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг., одобренная правительством в  июле 2007 г., соответствует общемировой  практике. Эта отрасль - клиент государственного протекционизма в большинстве развитых стран. Размер господдержки сельхозпроизводителей в России невелик. У нас государство отпускает сельхозпроизводителям 1% средств от расходной части бюджета, а Евросоюз выделяет на эти цели в десятки раз большую долю бюджета. По Госпрограмме на 2008 год на село выделяется 76,8 млрд руб. При этом, по расчетам Российской академии сельскохозяйственных наук, за год из сельского хозяйства "выкачивается" 100-120 млрд рублей из-за удорожания удобрений, техники, солярки, электричества, стройматериалов, газа.

     Российское  сельское хозяйство балансирует  между стагнацией и падением производства. Эту многолетнюю тенденцию не могут переломить ни программа финансового  оздоровления села, ни ограничение  импорта мяса, ни появление в аграрном секторе иностранных и российских инвесторов. 

     Однако  мир вступает в эру дорогого продовольствия. Все пахотные земли на планете  освоены, а население Земли растет. Увеличивается потребление высококачественных продуктов в Китае и Индии. Бизнес на земле становится рентабельным.

     Вывод: Государственные органы заинтересованы в развитие сельскохозяйственной отрасли  и выделяет на это определённые средства, что при правильном их использовании  даст свои плоды. 

Подсистема Элементы

Подсистемы

Воздействие на организацию Сила воздействия Возможности,

Угрозы

 
Экономическая
Финансовый  кризис Промышленные  предприятия в зоне риска 

Выявление необходимости  квалифицированных специалистов 

Повышение  цен  на продукцию и сырьё

3

2

Возможности:

Квалифицированные кадры, остаются довольно востребованными.

Привлечение капитала со стороны

Угрозы:

Снижение спроса на продукцию

Экономическая нестабильность
Инфляция
 
Социальная
Уровень жизни  населения Сокращение  объёма продаж 

Сокращение уровня трудоспособного населения

4

5

Возможности :

Достаточная обеспеченность квалифицированными кадрами

Угрозы:

Снижение доходов  от продажи готовых товаров

Социальная  “зима”
 
 
 
 
Технологическая
Совершенствование оборудования Снижение  затрат и времени на производство продукции 

Расширение ассортимента производимого товара

4 Возможности:

Своевременный ремонт и замена оборудования

Высокая интеграция новейших технологий

Угрозы:

Затраты на обслуживание оборудования

Сокращение рабочих  мест

Новые технологии производства 4
Политическая Госзаказы на поставку хлебобулочных изделий(МУЗ "Детская городская больница №1" г.Наб.Челны),( МУЗ "Городская больница №2" г. Набережные Челны) Обеспечение дополнительной прибылью.      3 Возможности

Возможность стабильных продаж по госзаказу

Угрозы:

Жесткие сроки  выполнение заказа 

 

     Вывод:

     Основные  угрозы, которые исходят от макросреды: Снижение спроса на продукцию, снижение доходов от продажи готовых товаров, затраты на обслуживание оборудования, сокращение рабочих мест, регулирования  цен и лицензирование.

     Основные  возможности, которые исходят от макросреды: Квалифицированные кадры, остаются довольно востребованными, достаточная обеспеченность квалифицированными кадрами, своевременный ремонт и замена оборудования, высокая интеграция новейших технологий, продажа продуктов и сырья в других регионах страны.

     2.5.4Систематизация стратегических альтернатив.

     Свот-анализ 

     
  Возможности:

1.Необходимость  потребителей в товарах первой  необходимости, Расширяющийся круг  потребителей, как в РТ, так и  в других регионах РФ, в связи  с продвинутой маркетинговой деятельностью

Повышение качества продукции

Расширение ассортимента товаров, предлагаемых  в магазинах  «Челны-Хлеб»

Снижение цен  на ГСМ, улучшения качества производства

Квалифицированные кадры, остаются довольно востребованными.

Привлечение капитала со стороны

Достаточная обеспеченность квалифицированными кадрами

Своевременный ремонт и замена оборудования

Высокая интеграция новейших технологий

Возможность стабильных продаж по госзаказу

Опасности (угрозы):

Снижение покупательной  способности потребителей в связи с кризисом

Рост производства, расширение ассортимента, снижение цен

Повышение цен  на сырьё и продукцию партнёров

Несвоевременное выполнение плана в связи несвоевременной  поставкой удобрения, пестицидов, ГСМ

Снижение спроса на продукцию

Снижение доходов  от продажи готовых товаров

Затраты на обслуживание оборудования

Сокращение рабочих  мест

Жесткие сроки  выполнение заказа

Сильные стороны:

Широкий ассортимент

Новейшие технологии производства

Высоко квалифицированный  персонал

Широкая сеть сбыта готовой продукции

Система скидок для оптовиков

Полный цикл производства от выращивания зерна, до готовой продукции

Четкое разделение труда

Широкий ассортимент, приемлемые цены

Поле «СИВ»
  1. Повышение качества продукции
  2. Расширение рынка продаж
  3. Обеспечение и улучшение полного цикла производства
Поле «СИУ»
  1. Снижение цен на готовую продукцию
  2. Увеличение объема продаваемого сырья
  3. Открытие новой сети сбыта в других регионах
Слабые  стороны:

(сл)Сложный технологический  процесс

(сл)Зависимость  слаженности от работы персонала

(сл)Большая зависимость  персонала от производственных  машин

(сл)Несоответствие  квалификации персонала

относительно  внедряемых технологии

(сл)Отдаленность  некоторых пунктов сбыта от  комбината

(сл)Низкая интеграция  в др регионах РФ

(сл)Сильная зависимость от климата

(сл)Сильная зависимость  между цехами

(сл)Перенасыщенность  торговыми точками

Поле «СЛВ»

1. Повышение уровня слаженности производства

2. Повышение уровня квалификации персонала

3. Увеличение поставок

Поле «СЛУ»
  1. Возможность карьерного роста
  2. Предоставление премий за своевременное выполнение плана
 

     Для поля СИВ следует разрабатывать  стратегию по использованию сильных  сторон  организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней  среде. Таковыми являются:

  1. Повышение качества готовой продукции за счет интеграции новейших технологий. Использование новейших технологий на производстве позволяет ускорить технологический процесс и качество самой продукции, что позволяет снизить затраты на производство и увеличит прибыль организации в итоге.
  2. Расширение рынка продаж за счет скидок оптовым покупателям и широкого ассортимента с приемлемыми ценами. В «Челны-Хлеб» налажена четкая система скидок для оптовиков, что выгодно выделяет его на фоне других производителей
  3. Обеспечение и улучшение полного цикла производства за счет квалифицированных кадров и интеграции новейших технологий.

     Стратегические  предложения с  поля СЛВ должны быть построены таким образом, чтобы  за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Примерами таких стратегических предложений являются:

     1. Повышение уровня слаженности за счет квалифицированных кадров. Под повышением уровня слаженности мы понимаем обеспечение персоналом сложного технологического процесса за счет его высокой квалификации. А также повышение квалификации сотрудников по мере внедрения новых технологий и по мере усложнения технологического процесса.

     2. Увеличение объема транспортируемого товара и количества рейсов. Так как некоторые пункты сбыта находятся на значительном расстоянии, количество рейсов строго лимитировано. Но со снижением цен на ГСМ(горюче-смазочные материалы) количество рейсов, а значит и объем перевозимого товара вырастет.

     Стратегическое  предложение находящееся на поле СИУ, должна предполагать использование силы организации для устранения угрозы.

     1.  Снижение цен на готовую продукцию  за счет полного цикла производства. Так как на «Челны-Хлеб» с  успехом реализуется полный цикл  производства, обладает широким  ассортиментом с приемлемыми ценами, «Челны-Хлеб» экономит на покупке сырья и может влиять как на снижение покупательной способности, так и более эффективно интегрироваться в других регионах.

     2. Открытие новой сети сбыта  в других регионах страны. Широкая  сеть сбыта готовой продукции и четкое разделение труда  призваны решить проблему не хзватки рабочих мест.

     Наконец, стратегические предложения, находящихся  на поле СЛУ, должны предполагать  такую  стратегию, которая позволила бы как избавиться от слабости, так  и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

     1. Возможность карьерного роста  призвано решить проблему не  квалифицированности рабочих кадров  и их не заинтересованности  в работе, а значит в постоянной  рабочей силой предприятие.

     2.Предоставление  премии за своевременное и качественное выполнение работы может помочь .при выполнении работы в жесткие временные рамки и опять таки косвенно повлиять на не компетентность кадров.

     РАНЖИРОВАНИЕ

     По  окончании разработки стратегических предложений целесообразно проводить  их систематизацию и делить на три группы: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

     В первую группу должны войти те стратегические предложения, которые носят для  организации традиционный характер. Большая их часть состоит из уже  известных стратегических предложений, имеющих корни в прошлом. К ним можно отнести:

  1. Возможность карьерного роста
  2. Предоставление премий за своевременное выполнение плана
  3. Повышение уровня квалификации персонала
  4. Обеспечение и улучшение полного цикла производства

     Во  вторую группу входят те предложения, которые в полной мере не могут быть реализованы в данный момент. Они реализуемы только на «фундаменте» краткосрочных стратегических предложений. К данной группе можно отнести такие предложения как:

  1. Увеличение поставок.
  2. Снижение цен на готовую продукцию
  3. Увеличение объема продаваемого сырья
  4. Расширение рынка продаж

     К долгосрочным стратегическим предложениям необходимо относить менее конкретизированные и реализуемые предложения, как  например

  1. Открытие новой сети сбыта в других регионах
  2. Снижение цен на готовую продукцию
  3. Повышение качества продукции
 

     Вывод: Разработанные стратегические предложения  учитывают как сильные и слабые стороны, так и все выгодные возможности, и особо опасные угрозы. Это  позволяет организации наиболее успешно функционировать. Реализация всей совокупности стратегических предложений позволит ЗАО «Челны-Хлеб» успешно достичь поставленных ранее целей. А систематизация стратегических предложений позволяет расставить приоритеты при их дальнейшей реализации.

Информация о работе Планирование как функция менеджмента