Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:53, курсовая работа
Планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.
Введение
Глава 1. Сущность стратегического планирования.
1.1 Понятие планирования.
1.2 Виды планирования.
1.3 Принципы планирования.
1.4 Выбор цели – первостепенная задача планирования.
Глава 2. Стратегическое планирование.
2.1 Сущность стратегического планирования.
2.2 Сущность стратегии.
2.3 Цели организации (предприятия).
2.4 Оценка и анализ внешней среды.
Глава 3. Планирование в современных условиях.
3.1 Как и почему надо планировать в современных условиях?
3.2 Принципы финансового планирования.
3.3 Ситуационное планирование.
Заключение
Список используемой литературы
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
Распределение ресурсов. Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.
Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова. Она охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.
Внутренняя координация. Она включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.
Осознание организационных стратегий. Эта деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность организации правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления.
Роль руководителя высшего звена это не только инициирование процесса стратегического планирования, но и осуществление, объединение и оценка этого процесса.
Рассмотрим общую модель стратегического планирования. Эта модель не может быть единообразной, так как природа организаций очень разнообразна. Но наиболее общие существенные управленческие функции, посредством которых планы преобразуются в действия, представлены на схеме 1.
|
Схема
1. Процесс стратегического
2.2
Сущность стратегии
Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир.
Стратегия представляет собой
детальный всесторонний
и достижение ее целей.
Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть поняты и, что более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней
управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.
Стратегический план придает предприятию определенность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот
план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.
Наконец, стратегические планы
должны быть разработаны так,
чтобы не только оставаться целостными
в течение длительных периодов
времени, но и быть достаточно гибкими,
чтобы при необходимости можно было
осуществить их модификацию и
переориентацию. Общий стратегический
план следует рассматривать
как программу, которая направляет
деятельность фирмы в течение
продолжительного периода времени,
давая себе отчет о том,
что конфликтная и постоянно меняющаяся
деловая и социальная обстановка
делает постоянные корректировки неизбежными.
2.3 Цели организации (предприятия)
Цели
организации формулируются и устанавливаются
на основе общей миссии организации и
определенных ценностей и целей, на которые
ориентируется высшее руководство. Чтобы
внести истинный вклад в успех организации,
цели должны обладать рядом характеристик.
Организационные цели (общефирменные)
- это конечные точки программного заявления
организации, к которым она стремится.
1. Во-первых, цели должны быть
конкретными и измеримыми. Выражая
свои цели в конкретных измеримых формах,
руководство создает четкую базу отсчета
для последующих решений и оценки хода
работы.
2. Конкретный горизонт прогнозирования
представляет собой другую характеристику
эффективных целей. Цели обычно устанавливаются
на длительные или краткие временные промежутки.
Долгосрочная цель имеет горизонт планирования
приблизительно равный пяти годам. Краткосрочная
цель в большинстве случаев представляет
один из планов организации, который следует
завершить в пределах года. Среднесрочные
цели имеют горизонт планирования от одного
до пяти лет.
3. Цель должна быть достижимой, - чтобы
служить повышению эффективности организации.
4. Чтобы быть эффективными, множественные
цели организации должны быть взаимно
поддерживающими - т. е. действия и решения,
необходимые для достижения одной цели,
не должны мешать достижению других целей.
Цели будут значимой частью процесса
стратегического управления только в
том случае, если высшее руководство правильно
их сформулирует, затем информирует о
них и стимулирует их осуществление во
всей организации. Процесс стратегического
управления будет успешным в той степени,
в какой высшее руководство участвует
в формулировании целей и в какой мере
эти цели отражают ценности руководства
и реалии фирмы.
2.4 Оценка и анализ
внешней среды
После установления своей миссии и целей руководство предприятия начинает диагностический этап процесса стратегического планирования. На этом пути первым шагом является исследование внешней среды:
-оценка изменений, воздействующих на различные аспекты текущей стратегии;
-определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии фирмы; контроль и анализ деятельности конкурентов;
-определение факторов, представляющих больше возможности для достижения общефирменных целей путем корректировки планов.
Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к фирме факторы, получить важные результаты (время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий). Для этого необходимо выяснить, где находится организация, где она должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руководство. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается фирма, можно выделить в семь областей.
1.Экономические факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.
2. Политические факторы. Активное участие предпринимательских фирм в политическом процессе является указанием на важность государственной политики для организации; следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных органов, властей субъектов государства и федерального правительства.
3. Рыночные факторы. Рыночная среда представляет собой постоянную опасность для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.
4. Технологические факторы. Анализ технологической среды может, по меньшей мере, учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Руководитель любой фирмы должен следить за тем, чтобы не подвергнуться “шоку будущего”, разрушающего организацию.
5. Факторы конкуренции. Любая организация должна исследовать действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
6. Факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, движение в защиту интересов потребителей).
7. Международные факторы. Руководство фирм, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.
Т.о.
анализ внешней среды позволяет
организации создать перечень опасностей
и возможностей, с которыми она сталкивается
в этой среде. Для успешного
же планирования руководство должно иметь
полное представление не только
о существенных внешних проблемах,
но и о внутренних потенциальных возможностях
и недостатках организации.
Глава 3. Планирование в современных условиях
3.1 Как и почему надо планировать в современных условиях?
В
условиях перехода от административной
к рыночной экономике процесс планирования
деятельности предприятия претерпел коренные
изменения. Методы планирования, принятые
в условиях централизованной экономики,
не оправдали себя, и это было признано
одной из главных причин, приведших к сложной
экономической ситуации. Старая система
планирования также не соответствовала
новым условиям. Работать же без планирования,
как оказалось, не в состоянии ни одно
предприятие. Таким образом, возникла
необходимость разработки новой системы,
отвечающей целям и задачам предприятия
в условиях рыночной экономики, помогающей
осуществлять эффективную управленческую
деятельность.
После отказа от старой системы планирования многие отечественные предприятия пытались самостоятельно разработать новую эффективную систему, но нехватка квалифицированных специалистов данного направления делала задачу как не выполнимой. Слепо перенимать западный опыт было неразумно. В идеальном случае современное планирование должно сочетать положительный опыт предыдущей системы хозяйствования и новое, что диктуется изменившимися условиями и позитивным зарубежным опытом.