Планирование как функция менеджмента, его значение в процессе управления в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность стратегического планирования.
1.1 Понятие планирования.
1.2 Виды планирования.
1.3 Принципы планирования.
1.4 Выбор цели – первостепенная задача планирования.
Глава 2. Стратегическое планирование.
2.1 Сущность стратегического планирования.
2.2 Сущность стратегии.
2.3 Цели организации (предприятия).
2.4 Оценка и анализ внешней среды.
Глава 3. Планирование в современных условиях.
3.1 Как и почему надо планировать в современных условиях?
3.2 Принципы финансового планирования.
3.3 Ситуационное планирование.
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по менеджменту (ленка).doc

— 281.50 Кб (Скачать)

-организационная структура

-производственные мощности

-капитальные вложения

-потребности в финансовых средствах

-исследования и разработки

-доля рынка и так далее.

     Проблема выбора организационной структуры управления занимает особое место. Структура управления может значительно отличаться в разных компаниях. Выделяются, главным образом, две структурные системы управления: централизованная и децентрализованная. При централизованной системе управления все управляющее по службам сведены вместе и подчинены вице-президенту по управлению. Подобная система представляет полностью интегрированную и функциональную организацию. Децентрализованная система управления представляет управляющим различных подразделений осуществлять все функции, относящиеся к их деятельности. При этом управляющий каждого подразделения несет ответственность за функционирование своего участка перед вице-президентом в данной сфере.

     Организационная структура предприятия должна обеспечивать:

     -оптимальную рентабельность, то есть она должна быть по возможности простой, четкой и легко обозримой;

охватывать по возможности минимальное количество промежуточных звеньев. Командная и информационная система не должна быть громоздкой;

     -обеспечивать условие подготовки менеджеров на перспективу.

     Для обеспечения эффективного производства необходимо правильно спланировать производственные мощности. Сущность планирования производственных мощностей в долгосрочном периоде состоит в определении оптимального количества единиц оборудования, необходимого для выпуска запланированного объема продукции.

     Затраты денежных средств, направленные в частности на воспроизводство капитала. Инвестиции реализуются путем кредитования, прямых затрат денежных средств, покупки ценных бумаг.

     К капитальным вложениям обычно относят:

     -дополнение: новые основные средства, которые увеличивают производственные мощности без замены существующего оборудования;

     -обновление или замена: оборудование, приобретенное для замены аналогичных основных средств, приблизительно такой же мощности;

     -усовершенствование или модернизация: капитальные затраты, ведущие к фактической замене или изменению основных средств.

     Одной из важнейших частей финансовых ресурсов является кассовое планирование, то есть процесс оценки всех источников поступления и расходов наличных средств в течение определенного периода времени. Именно плохое управление наличностью является главной причиной финансово-экономических трудностей: отсутствие наличных средств скорее приводит к банкротству, нежели отсутствие прибыли. Основная задача здесь — определить минимальный размер оборотного капитала, необходимого для превращения наличности в товарные запасы, затем в дебиторскую задолженность и, наконец, вновь в наличные.

     Оборотным капиталом обычно считается превышение мобильных средств (текущих активов) над обязательствами.

     В качестве стабилизирующего фактора должны выступать специальные резервы и фонды, финансируемые как из прибыли, так и из издержек. Опыт показывает, что предприятия должны обязательно накапливать наличные средства, чтобы иметь их на предстоящие нужды — уплату налогов, погашение долгов, замену оборудования, выплату пенсии и пособий.

Исследования и разработки влияют на прибыль предприятия. Только предприятия, имеющие большую долю на рынке, могут вкладывать средства в научные исследования и разработки, получая весомую отдачу. Расчеты показывают, что если фирма расходует на НИОКР более 3% оборота, то она работает с уровнем рентабельности порядка 26%. Исследования и разработки сильнее влияют на рентабельность, чем увеличение доли на рынке. Малым предприятиям не рекомендуется использовать дорогостоящие технологии, так как это приведет к падению прибыли.

     Приведенные выше виды планирования дают наилучший эффект, если их использовать правильно. Любая компания должна применять как долгосрочное, так и краткосрочное планирование. Например, при планировании производства продукта как одного из важнейших элементов рыночной стратегии целесообразно применять долгосрочное и оперативное планирование в совокупности, так как планирование производства продукта имеет свои специфические черты и определяется поставленной целью, сроками ее достижения, видом товара и так далее. 

                  1.3 Принципы планирования 

     Планирование  базируется на ряде принципов, то есть правил, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления:

     1. Участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления. Как правило, люди скорее и охотнее выполняют те задачи, которые сами по себе поставили, чем «спущенные сверху», поскольку они им ближе и понятнее.

     2. Непрерывность, обусловленная соответствующим характером хозяйственной деятельности фирмы. В соответствии с ним планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся процесс, в рамках которого все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они послужат основой составления планов в будущем.

     3. Гибкость, предполагающая возможность корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых решений в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Для обеспечения гибкости в планы закладываются так называемые «окна», дающие в определенных пределах свободу маневра.

     4. Координация и интеграция плановой деятельности между различными подразделениями.

     5. Экономичность, предполагающая, что затраты на составление плана должны быть меньше эффекта, приносимого его выполнением.

     6. Создание необходимых условий для выполнения плана – организационных, ресурсных, идеологических и т.п. 

          1.4Выбор цели — первостепенная задача   

                        планирования.                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

     Одной из наиболее важных задач в планировании является установление цели, для достижения которой формируется, функционирует и развивается любое предприятие. В общем, установление целей для предприятия означает:

     -разработку общих целей;

     -определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2, 5, 10 лет);

     -определение путей и средств достижения цели;

     -контроль над достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими показателями.

     Первым  и, может быть самым существенным решением при планировании будет  выбор целей предприятия. Предприятия, которые, вследствие своего размера, испытывают необходимость в многоуровневых системах, нуждаются также в нескольких широко сформулированных целях, также как и в более частных целях, связанных с общими целями организации.

     Основная  общая цель предприятия, четко выраженная причина его существования, обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

     Миссия  детализирует статус предприятия и  обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии предприятия должна содержать следующее:

     Задача  предприятия с точки зрения его  основных услуг или изделий, его  основных рынков и основных технологий.

     Внешняя среда по отношению к фирме, которая  определяет рабочие принципы предприятия.

     Культура  организации.

     Некоторые руководители никогда не заботятся  о выборе и формулировании миссии своей организации. Часто эта миссия кажется для них очевидной. Если спросить типичного представителя мелкого предпринимательства, в чем его миссия, ответом, вероятно, будет: «Конечно, получать прибыль». Но если тщательно обдумать этот вопрос, то, несоответствие выбора прибыли в качестве общей миссии становится ясным, хотя, несомненно, она является существенной целью.

     Прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему предприятия. Поскольку организация является открытой системой, она может выжить, в конечном счете, только если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, необходимую ей для выживания, фирма должна следить за средой, в которой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель организации. Необходимость выбора миссии была признана выдающимися руководителями задолго до разработки теории систем. Генри Форд, руководитель, хорошо понимающий значение прибыли, определил миссию «Форд» как предоставление людям дешевого транспорта.

     Выбор такой узкой миссии организации, как прибыль, ограничивает возможность руководства изучать допустимые альтернативы при принятии решения. В результате ключевые факторы могут быть не рассмотрены и последующие решения могли привести к низкому уровню эффективности организации.

     В общем, цели фирмы могут быть следующие:

     Общие (глобальные) цели, разработанные для фирмы в целом, должны отражать концепцию фирмы; должны быть разработаны на длительную перспективу; определять основные направления программ развития фирмы; должны быть четко сформулированы и увязаны с ресурсами.

       Специфические цели, разработанные в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении фирмы, которые выражаются в количественных и качественных показателях (рентабельность, норма прибыли).

     Другие специфические цели (подцели):

     -по маркетингу (уровень продаж, диверсификация, система распределения, объем сбыта);

     -научные исследования и разработки (новые товары, качество продукции, технологический уровень);

     -производство (издержки, качество, экономия материальных ресурсов, новая и усовершенствованная продукция);

     -финансы (структура и источники финансирования, методы распределения прибыли, минимизация налогообложения);

     Цели должны быть:

     -конкретными и измеримыми;

     -ориентированными во времени (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочными);

     -достижимыми;

     -взаимно поддерживающими (непротиворечивыми).

     Задачи выбора цели определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же цели любой фирмы сводятся к следующему:

     -Повышение контролируемой доли рынка.

     -Предвидение требований потребителя.

     -Выпуск продукции более высокого качества.

     -Обеспечение согласованных сроков поставок.

     -Установление уровня цен с учетом условий конкуренции.

     -Поддержание репутации фирмы у потребителей.

        

     Глава 2. Стратегическое планирование                                                                                                                                                                                   2.1Сущность стратегического планирования

Информация о работе Планирование как функция менеджмента, его значение в процессе управления в современных условиях