Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:53, курсовая работа
Планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.
Введение
Глава 1. Сущность стратегического планирования.
1.1 Понятие планирования.
1.2 Виды планирования.
1.3 Принципы планирования.
1.4 Выбор цели – первостепенная задача планирования.
Глава 2. Стратегическое планирование.
2.1 Сущность стратегического планирования.
2.2 Сущность стратегии.
2.3 Цели организации (предприятия).
2.4 Оценка и анализ внешней среды.
Глава 3. Планирование в современных условиях.
3.1 Как и почему надо планировать в современных условиях?
3.2 Принципы финансового планирования.
3.3 Ситуационное планирование.
Заключение
Список используемой литературы
Российский
Государственный
Торгово-Экономический
Университет
Кафедра
«Антикризисного
стратегического
менеджмента».
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему:
«Планирование
как функция менеджмента,
его значение в процессе
управления в современных
условиях».
Раб
сту
Нау
Бут
Москва
2008 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность стратегического планирования. 1.1 Понятие планирования. 1.2 Виды планирования. 1.3 Принципы планирования. 1.4 Выбор цели – первостепенная задача планирования. Глава 2. Стратегическое планирование. 2.1 Сущность стратегического планирования. 2.2 Сущность стратегии. 2.3 Цели организации (предприятия). 2.4 Оценка и анализ внешней среды. Глава 3. Планирование в современных условиях. 3.1 Как и почему надо планировать в современных условиях? 3.2 Принципы финансового планирования. 3.3 Ситуационное планирование. Заключение Список используемой литературы |
3
6 6 8 13 14 17 17 20 21 23 25 25 27 32 39 43 |
Планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
Планирование – относительно молодой вид деятельности менеджмента фирмы. Его предтечей стало долгосрочное планирование. Уже долгосрочное планирование оказалось большим шагом вперед, оно дало возможность фирме расширить горизонт своего взгляда на будущее, связать текущую деятельность с более масштабными задачами. В конце 60 - х годов на смену долгосрочному планированию приходит стратегическое планирование.
В стратегическом планировании по сравнению с долгосрочным, пространство деятельности фирмы становится более объемным, оно включает в себя как основные элементы внутренней среды экономической организации, так и внешние аспекты: социальные и политические факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т.д. Кроме того, долгосрочные цели фирмы в стратегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а оказываются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде фирмы.
В настоящее время планирование заняло свое место в ряду функций менеджмента. В процессе развития планирования создано большое число методов и моделей стратегического анализа, формальных способов решения задач.
Планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.
Процесс планирования состоит из нескольких взаимосвязанных этапов. Задачи менеджера на каждом из этапов планирования связаны с получением ответов на следующие вопросы: Где мы находимся в настоящее время? Оценка сильных и слабых сторон организации: финансы, трудовые ресурсы, маркетинг, производство, научные исследования и т.д.
Куда мы хотим двигаться? Формулировка целей с учетом возможностей и угроз.
Как мы собираемся сделать это? Разработка программы перехода от текущего состояния к планируемому, как в общих чертах, так и конкретно.
Особенностью процесса планирования является тот факт, что описание или объяснение многих экономических явлений представляет собой процесс решения неточной задачи, базирующейся на субъективных оценках. И действительно, если производственный процесс можно в известном приближении описать с помощью математических формул, внося в них время от времени определенные коррективы, то, например, при планировании хозяйственной деятельности предприятия математические методы уже не дают требуемой точности. Например, нельзя (или, во всяком случае, очень рискованно) просчитать сбыт продукции даже на ближайший период, опираясь лишь на математический аппарат.
В этом, а также во многих других случаях, нет объективного критерия, позволяющего сделать прогноз надежным.
Относиться
к подобного рода обстоятельствам следует
философски, ведь если было бы возможно
владеть всей опорной информацией, экономике
не потребовались бы менеджеры в современном
понимании этого слова, да и специалисты
множества других профессий.
Глава 1. Сущность планирования
1.1 Понятие планирование
В понятие “планирование” входит определение целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы взаимоувязаны между собой.
Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование предприятия базируется на неполных данных. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров. Все планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы взаимосвязывались с имеющимися условиями. Поэтому планы содержат в себе так называемые резервы, иначе именуемые “надбавками безопасности”, однако слишком большие резервы делают планы неточными, а небольшие влекут за собой частые изменения плана. В основу составления плана по конкретным направлениям производственных участков предприятия кладутся отдельные задачи, которые определяются как в денежных, так и в количественных показателях.
В планах отражаются: прогнозы развития организации в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.
Существуют три основных типа планов:
По срокам выполнения планы принято делить на:
а) долгосрочные (свыше 5 лет), относящиеся в основном к категории планов-целей;
б) среднесрочные (от 1 года до 5 лет), выполняемые в виде различного рода программ;
в)
краткосрочные (до 1 года), имеющие форму
бюджетов, сетевых графиков. Разновидностью
краткосрочных планов являются оперативные,
составляемые на срок от одной смены до
одного месяца1.
1.2
Виды планирования
Планирование можно условно разделить на два вида: краткосрочное (оперативное) и долгосрочное (стратегическое).
Краткосрочное планирование может быть рассчитано на год, полгода, месяц, и так далее. Краткосрочный план на год включает объем производства, планирование прибыли и другое. Краткосрочное планирование тесно связывает планы различных партнеров и поставщиков, и поэтому эти планы могут либо согласовываться, либо отдельные моменты плана являются общими для компании — производителя и ее партнеров.
Особое значение для предприятия имеет краткосрочный финансовый план. Он позволяет анализировать и контролировать ликвидность с учетом всех остальных планов, а заложенные в нем резервы дают информацию о необходимых ликвидных средствах.
Краткосрочное финансовое планирование складывается из следующих планов:
Очередного финансового плана
-доходы с оборота
-текущие расходы (сырье, зарплата)
-выигрыш или потери от текущей деятельности
Финансового плана нейтральной области деятельности -предприятия
-доходы (продажа старого оборудования)
-расходы
-выигрыши или потери от нейтральной деятельности
Кредитного плана
-Плана капитальных вложений
Плана по обеспечению ликвидности. Он охватывает выигрыши или потери предшествующих планов:
-сумма выигрышей и потерь
-имеющиеся ликвидные средства
-резерв ликвидных средств
Кроме того, краткосрочный план включает в себя:
-план товарооборота;
-план по сырью;
-производственный план;
-план по труду;
-план движения запасов готовой продукции;
-план по реализации прибыли;
-кредитный план;
-план капиталовложений и другое.
Долгосрочное планирование, включает среднесрочное и краткосрочное планирование, широко применяется в мировой практике.
Долгосрочный план обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды. Он скорее носит описательный характер и определяет общую стратегию компании, поскольку трудно предугадать все возможные расчеты на такой длительный срок. Долгосрочный план вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегически цели предприятия на перспективу.
Основными объектами долгосрочного планирования являются: