Переговоры как эффективный способ разрешения конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы рассмотреть переговоры как эффективного способа разрешения конфликтной ситуации.

Задачи:

1) характеристика переговоров как способа разрешения конфликтной ситуации;

2) управление конфликтом посредством переговорного процесса;

3) рассмотреть на примере ситуацию, этапы анализа и методы разрешения конфликта.

Объектом курсовой работы является взаимоотношения конфликтующих сторон. Предмет – управление конфликтом посредством переговорного процесса.

Содержание

Введение 3

1.Характеристика переговоров как способа разрешения конфликтной ситуации 6
1. Особенности и типология переговоров 6
2.Функции переговоров 8
3.Стратегии ведения переговоров 10
2.Организация переговорного процесса 17
1.Подготовка к переговорам 18
2.Ведение переговоров 23
3.Достижение соглашения 26
4.Анализ результатов переговоров 29
3.Практическая часть 31
1.Ситуация 31
2.Этапы анализа ситуации 32
3.Методы разрешения конфликта 34
Заключение 38

Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

Переговоры как эффективный способ разрешения конфликтов в организации_(2).doc

— 210.50 Кб (Скачать)

     Столь же важно сформулировать и предложения, соответствующие тому или иному  предлагаемому варианту решения. Выдвигаемые предложения по сути являются венцом подготовительной работы, отражая видение участниками проблемы, интересов, возможных альтернатив, заявляемых позиций, вариантов решения. Поэтому предложения сторон должны быть понятны и точны.

     Целенаправленная  подготовка конфликтующих сторон к переговорам позволяет минимизировать риск их осложнений или срыва и рассчитывать на результативность предстоящего переговорного процесса. Не стоит забывать — “тот, кто хорошо подготовился к сражению, наполовину победил”.

     2.2 Ведение переговоров

     Собственно  переговоры начинаются с того момента, когда конфликтующие стороны  приступают к обсуждению проблемы. На первой же встрече необходимо согласовать  процедурные вопросы, основные контуры  которых были определены в ходе подготовки к переговорам. К числу вопросов, требующих взаимного одобрения сторон, относятся:

     1) повестка дня; 

     2) временные рамки как отдельных  встреч, так и, предположительно, всего переговорного процесса;

     3) очередность выступлении оппонентов;

     4) методика принятия решений;

     5) условия участия в переговорах  посредники, если таковое предполагается.

     Процесс ведения переговоров связан с  прямым взаимодействием оппонентов либо взаимодействием при участии  третьей стороны и неоднороден  по своим задачам. Соответственно можно выделить следующие этапы ведения переговоров:

     1) уточнение интересов и позиций  сторон;

     2) обсуждение, предполагающее выработку  возможных вариантов решении  проблемы;

     3) достижение соглашения.

     2.2.1  Уточнение интересов и позиций  сторон.

     Проведенная предварительно подготовка к переговорам не означает того, что конфликтующие стороны имеют полное и адекватное представление о позициях друг друга. К тому же сама ситуация конфликта затрудняет процесс общения сторон. Поэтому на первом этапе ведения переговоров взаимодействие между оппонентами состоит, прежде всего, в обмене информацией относительно наиболее важных спорных вопросов, интересов сторон, точек зрения и позиций друг друга по имеющейся проблеме.

     Важность  данного этапа состоит не только в том. что в его рамках реализуется информационная функция переговоров. Он имеет существенное значение для формировании атмосферы, в которой будут проходить переговоры. Не секрет, что в условиях конфликта стороны испытывают явную иди скрытую вражду друг к другу, которая проявляется при их непосредственном взаимодействии. Однако ясно и другое: если стороны не сумели наладить нормальные рабочие отношения, то у них вряд ли есть шанс достигнуть каких-либо договоренностей. Американские исследователи Р. Фишер и С. Браун выделили шесть элементов, которые способствуют формированию благоприятною климата в процессе ведения переговоров:

     1) рациональность. Необходимо сохранять  спокойствие, даже если другая  сторона проявляет эмоции. Любая несдержанность разрушительно действует на взаимоотношения сторон;

     2) понимание. Постарайтесь понять  оппонента. Пренебрежение к его  точке зрения ограничивает возможность  достижения соглашения;

     3) общение. Прямые контакты всегда  могут быть использованы для  улучшения отношений между участниками конфликта:

     4) достоверность. Избегайте использования ложной информации:

     5) отсутствие поучительного гона. Пренебрежительные интонации, менторский тон, безапелляционность высказываний трактуются как демонстрация превосходства, проявление неуважения и вызывают раздражение:

     6) открытость для восприятия другой  точки зрения. Постарайтесь вникнуть  в суть представлений оппонента.  Ведь понять точку зрения другого  — еще не значит согласиться  с ней. Нетерпимость по отношению  к взглядам оппонента – верный  путь к разрыву отношений.

     2.2.2 Этап обсуждения.

     Этот  этап наиболее ответственный и, как правило, наиболее трудный. На этом этапе участники переговоров должны выработать основные параметры совместного решения проблемы, а в условиях конфликта осуществить это очень непросто. Внося предложения, отвечающие тому или иному варианту решения, и обсуждая их, оппоненты могут усилить или ослабить собственные позиции, во многом предопределяя этим исход переговоров. Не в последнюю очередь это зависит от их умения слушать, умения убеждать, умения задавать вопросы. Вряд ли можно говорить о высоком профессионализме дипломата или адвоката, если он не обладает такими качествами. Но и в конфликтах между мужем и женой или руководителем и подчиненным эти достоинства не менее значимы.

  • Умение слушать лежит в основе любых переговоров. Часто участники конфликта уверены, что они адекватно поймут друг друга, не прилагая особых усилий. Однако слушание — это весьма непростое искусство.
  • Для того чтобы добиться согласим оппонента с высказываемом точкой зрения, участникам переговоров необходимо умение убеждать. Характерная ею особенность обращение, прежде всего, к разуму человека и использование аргументации; т.е. системы утверждений, предназначенных для обоснования или опровержения какого-либо мнения.

     Убедить оппонента в ходе дискуссии столь же важно, сколь и непросто. И необоснованный оптимизм здесь не уместен. Иначе переговоры рискуют превратиться в столкновение бильярдных шаров, которые разлетаются в разные стороны, не меняя ни формы, ни цвета.

  • Важной составляющей эффективного обсуждения предложений сторон является умение задавать вопросы. Объясняется это тем, что верно поставленный вопрос позволяет уточнить точку зрения оппонента, получить от него дополнительную информацию, активизировать процесс обсуждения, направить дискуссию в нужное русло.
  • Все усилия конфликтующих сторон в процессе обсуждения предложений по разработке возможных вариантов решения проблемы могут обернуться крахом, если оппоненты сами создают препятствия на этом пути. Проблема состоит в том, что люди склонны к шаблонному мышлению.

     Шаблонность мышления участников переговоров препятствует поиску возможно большего числа вариантов решения проблемы.

     2.3 Достижение соглашения 

     Этот  этап ведения переговоров завершает  длительный и трудный поиск решения проблемы: конфликтующие стороны приступают к разработке итоговых договоренностей. При работе над соглашением участникам переговоров предстоит сделать окончательный выбор, который должен находиться в зоне допустимых для обеих сторон решений. Допустимые решения предполагают меру того, на что в принципе оппоненты могут согласиться.

     Эта область, где возможно достижение соглашения, называется переговорным пространством. Любые договоренности могут быть достигнуты только в его рамках.

     Пределы допустимых для каждой из сторон решений могут располагаться весьма далеко от первоначально заявленных позиций. Поэтому достижение соглашения более вероятно в центральной зоне переговорного пространства, относительно равно удаленной от границ допустимого.

     Графическое изображение переговорного пространства больше напоминает пространство для торга. Но даже в случае реализации этой стратегии возможное взаимодействие сторон по размену уступками далеко не всегда укладывается в столь простую схему. Если же говорить о переговорах на основе интересов, то они могут быть проведены и вовсе без уступок. Поэтому в действительности переговорное пространство является более сложным и, по выражению М. М. Лебедевой, многомерным.

     Достижение  соглашения возможно на основе трех типов  решений:

  • Серединного;
  • Асимметричного;
  • Принципиально нового решения.

     2.3.1 Типичным решением на переговорах  является серединное, или компромиссное, решение. В этом случае конфликтующие стороны идут на взаимные уступки. При этом уступки должны быть примерно равноценны. Лучше, если равенство шагов навстречу друг другу может быть выражено в числовых значениях, тогда определение “середины” не составит особого труда. Легче всего это сделать в ситуации “купли - продажи”. Продавец запрашиваем максимальную цену за свой товар, а покупатель предлагает минимальную. Если стороны заинтересованы в заключении сделки, то начинается “переговорный менуэт”: продавец и покупатель. не упуская из виду собственной выгоды, делают последовательные уступки.

     2.3.2 Асимметричное решение, при котором  уступки одной из сторон конфликта значительно превышают уступки другой. Соглашение на основе такого решения чаше всего принимается в тех ситуациях, когда:

  • имеет место значительное различие в соотношении сил конфликтующих сторон;
  • один из участников переговоров считает дальнейшую конфронтацию рискованной и грозящей еще большими потерями;
  • проблема, требующая решения, для одного из оппонентов гораздо менее важна в сравнении с перспективами дальнейших взаимоотношений.

     Степень асимметрии может быть различной. Крайним  ее выражением является почти полное пренебрежение интересами одной из конфликтующих сторон. 

     2.3.3 Принципиально новое решение,  при котором противоречие полностью  разрешается или становится несущественным, и отношения конфликтующих сторон меняются кардинальным образом. Поиск такого решения наиболее сложен и требует кропотливой работы участников переговоров, ориентирующихся на полное завершение конфликта.

     Принципиально новое решение может быть найдено на основе тщательного анализа соотношения интересов сторон. Это позволяет выявить непересекающиеся интересы и тем самым разрешить конфликт к взаимному удовлетворению оппонентов.

     Другой  путь к принципиально новому решению  возможен через изменение интересов или их переоценку. В этом случае имеет место включение обсуждаемой проблемы в более широкий контекст. Такое происходит, например, когда оппоненты объединяются перед ликом общей, более серьезной опасности и их частные противоречии воспринимаются иначе.

     Характеризуя  принципиально новое решение, следует  отметить, что на практике оно часто включает в той или иной мере элементы компромисса. 

     Работа  над соглашением может осуществляться в двух вариантах. Первый предполагает сначала заключение соглашения в общих чертах, а затем — согласование деталей по каждому спорному вопросу. Возможен и другой путь. В этом случае участники переговоров прибегают к последовательному согласованию каждого спорного вопроса, что создает серию детализированных договоренностей. Комбинация этих частных решений и составляет итоговое соглашение. Какой бы вариант ни был выбран, работа над соглашением включает в себя ряд последовательных действий.

     Следующий шаг участников переговоров при  работе над соглашением заключается в выборе при помощи объективных критериев наиболее приемлемого решения. Идет ли речь о позиционном торге или о переговорах на основе интересов, рассчитывать на прочность договоренностей можно тогда, когда в их основе — устраивающее обе стороны решение. 

     2.3.4 Утверждение решения на основе выбранного метода. На двусторонних переговорах процедура принятия решения достаточно проста. Если оппоненты ориентируются на стратегию торга, то решение принимается, сели обе стороны согласны с ним или одна сторона просто капитулировала. В ситуации переговоров на основе интересов не только имеет место обоюдное согласие сторон, но и отсутствует вынужденный характер такого шага.

     2.4 Анализ результатов переговоров  и выполнение достигнутых договоренностей

     Период  прямого взаимодействия сторон завершился, но говорить об окончании переговоров было бы преждевременно. Оппоненты покидают “стол переговоров”, а сам переговорный процесс вступает в заключительную стадию анализа результатов переговоров и выполнения достигнутых договоренностей.

Информация о работе Переговоры как эффективный способ разрешения конфликта