Переговоры как эффективный способ разрешения конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы рассмотреть переговоры как эффективного способа разрешения конфликтной ситуации.

Задачи:

1) характеристика переговоров как способа разрешения конфликтной ситуации;

2) управление конфликтом посредством переговорного процесса;

3) рассмотреть на примере ситуацию, этапы анализа и методы разрешения конфликта.

Объектом курсовой работы является взаимоотношения конфликтующих сторон. Предмет – управление конфликтом посредством переговорного процесса.

Содержание

Введение 3

1.Характеристика переговоров как способа разрешения конфликтной ситуации 6
1. Особенности и типология переговоров 6
2.Функции переговоров 8
3.Стратегии ведения переговоров 10
2.Организация переговорного процесса 17
1.Подготовка к переговорам 18
2.Ведение переговоров 23
3.Достижение соглашения 26
4.Анализ результатов переговоров 29
3.Практическая часть 31
1.Ситуация 31
2.Этапы анализа ситуации 32
3.Методы разрешения конфликта 34
Заключение 38

Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

Переговоры как эффективный способ разрешения конфликтов в организации_(2).doc

— 210.50 Кб (Скачать)

 

     

Содержание

     Введение  3

  1. Характеристика переговоров как способа разрешения конфликтной ситуации 6
    1.   Особенности и типология переговоров 6
    1. Функции переговоров 8
    2. Стратегии ведения переговоров 10
  1. Организация переговорного процесса   17
    1. Подготовка к переговорам  18
    2. Ведение переговоров   23 
    3. Достижение соглашения  26
    4. Анализ результатов переговоров   29
  2. Практическая часть   31
    1. Ситуация   31
    1. Этапы анализа ситуации   32
    2. Методы разрешения конфликта   34

     Заключение    38

     Список  использованных источников   39

 

     

     Введение

     Организация - это сложное целое, которое включает в себя не только индивидов с различными статусами, социальными установками и интересами, но и различные социальные образования, стремящиеся занять более высокое место в структуре организации, изменить существующие нормы деятельности или систему отношений внутри организационной структуры. Кроме того, различные подразделения организации могут подвергаться управленческому воздействию в различной степени. Таким образом, имеют место неравенство в распределении ресурсов, а также различия в возможностях высшего руководства реализовать властные функции. Все эти причины, в конечном счете, могут привести организацию и ее подразделения к состоянию напряженности и даже социального конфликта.

     В отечественной экономике в связи с переходом к новым способам управления даже в успешно действующих организациях возникают ситуации повышенной напряженности и контроля. Глубокая перестройка всех отношений в обществе, изменения социальных норм производства материальных благ и их распределения составляют негативный фон социальных конфликтов в организации, которые могут привести к разрушительному кризису. В этой ситуации многие организации оказываются конфликтными по своей сути, вследствие чего в итоге не достигают организационных целей. Все сказанное выше свидетельствует о важном значении проблемы организационных конфликтов в рамках не только конкретной организации, но и всего общества. Устранение конфликта — это универсальная реакция человека на его возникновение. Конфликт порождает противоречия, раздвоенность, дезинтеграцию, дисгармонию с самим собой и другими людьми. Негативность последствий конфликта не нужно доказывать, они очевидны. Отсутствие конфликтов — психологическое здоровье человека, к которому он стремится, поэтому многое зависит от умения разрешать конфликты. Для этого необходимо обладать знанием теории и практическими навыками разрешения конфликтов. Незнание этих аспектов вопроса не освобождает нас от ответственности возникновения трудностей в общении с людьми.

     Конфликтные взаимодействия имеют кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. Конфликт обостряется и охватывает все большее число членов организации или, переходя на внешний уровень, все большее количество организаций. Это может означать, что даже несущественное событие, стычка между представителями различных подразделений организации или между представителями различных структурных уровней организации (например, между руководителем и подчиненными) может постепенно привести к острому крупномасштабному конфликту.

     В ситуации конфликта его участники  оказываются перед выбором: либо ориентироваться на односторонние действия (и в этом случае каждая из сторон строит свое поведение независимо друг от друга), либо – на совместные действия с оппонентом. Искусство переговоров один из ключевых аспектов конкурентоспособности компаний, которые сегодня стали частью сложной системы взаимоотношений с другими организациями. Переговоры также являются важнейшим инструментом урегулирования разногласий, причем не только между компаниями, но и внутренних будь то конфликты между отдельными сотрудниками или целыми подразделениями.

     Тема  курсовой работы предполагает разрешение таких конфликтов одним из эффективных способов путем прямых переговоров между конфликтующими сторонами или при вмешательстве третьей стороны, которым являться квалифицированный менеджер, способный быстро и правильно овладеть ситуацией и направить конфликт в нужное русло.

     Цель данной курсовой работы рассмотреть переговоры как эффективного способа разрешения конфликтной ситуации.

     Задачи:

     1) характеристика переговоров как  способа разрешения конфликтной  ситуации;

     2) управление конфликтом посредством переговорного процесса;

     3) рассмотреть на примере ситуацию, этапы анализа и методы разрешения конфликта.

     Объектом  курсовой работы является взаимоотношения  конфликтующих сторон. Предмет – управление конфликтом посредством переговорного процесса.

     Умелое использование менеджером переговоров в конфликтной ситуации способствует в первую очередь быстрому и эффективному разрешению конфликта, предупреждение разрастания до размеров межгруппового, что благотворно скажется на самой организации, то есть быстрое и эффективное устранение конфликта не затронет нормальное функционирование ячеек системы и, следовательно, всей организации. Во-вторых, правильный анализ ситуации и верно принятое решение менеджером направит конфликт в нужное русло и посредством переговоров между конфликтующими сторонами будут устранены разногласия, которые в будущем могут опять вызвать конфликтную ситуацию. В-третьих, могут быть выявлены благодаря конфликтной ситуации и переговорного процесса такие причины и факты, устранение которых будет способствовать более эффективной работе сотрудников и функционированию организации в целом. 
 

 

     

  1. Характеристика  переговоров как способа разрешения  
    конфликтной ситуации
    1. Особенности и типология переговоров

     Во  многих  случаях  конфликт  понимается  как одна  из  форм  взаимодействия  людей,  в  основе  которой лежат реальные  или иллюзорные  противоречия  между людьми  с попытками их  разрешения с помощью убеждения или действий на фоне проявления  эмоций.

     Важнейшей характеристикой конфликта является неопределенность его исхода, т.е. участники конфликта не  знают досконально позиции своих противников, вследствие чего  образ действий  каждой из  сторон  является производной  только  от целей и интересов стороны, не учитывающей мнения другой стороны.

     Конфликт - это борьба, противоборство, проявляемые во всем многообразии их форм.  Наиболее  часто  возникает,  когда  в  процессе  реализации  целей  организации, сталкиваются интересы различных групп.

     Определяющую  роль  в  восприятии  человеком  конфликтной  ситуации  играет  то  значение,  которое человек  придает  ей,  т.е.  субъективное  ее  восприятие,  которое  определяется индивидуальным жизненным опытом человека.

     Использование переговоров, прямых или с участием посредника, для разрешения конфликтов имеет столь же давнюю историю, что и сами конфликты. Однако объектом широкого научного исследования они становятся лишь во второй половине XX в., когда искусству ведения переговоров стали уделять особое внимание. Во многих исследованиях, посвященных анализу переговорного процесса, термин “переговоры” используется для обозначения широкого круга ситуаций, в которых люди пытаются обсудить те или иные проблемы, согласовать какие-либо действии, договориться о чем-либо, решить спорные вопросы.

     Особенности переговоров в сравнении с другими способами урегулирования и разрешения конфликта состоят в следующем:

  • в процессе переговоров происходит непосредственное взаимодействие сторон;
  • участники конфликта имеют возможность максимально контролировать различные аспекты своего взаимодействия, в том числе самостоятельно устанавливать временные рамки и пределы обсуждения, влиять на процесс переговоров и на их результат, определять рамки соглашения;
  • переговоры позволяют участникам конфликта выработать такое соглашение, которое удовлетворило бы каждую из сторон и позволило избежать длительного судебного разбирательства, которое может закончиться проигрышем одной из сторон;
  • принятое решение, в случае достижения договоренностей, нередко имеет неофициальный характер, являясь частным делом договаривающихся сторон;
  • специфика взаимодействия участников конфликта на переговорах позволяет сохранить конфиденциальность. Место переговоров среди различных способов урегулирования и разрешения конфликтов, отличающихся степенью самостоятельности участников в принятии решения и степенью вмешательства третьей стороны.

     Важная  особенность переговоров состоит  в том, что их участники взаимозависимы. Поэтому, прилагая определенные усилия, стороны стремятся разрешить возникшие между ними противоречия. И эти усилия направлены на совместный поиск решения проблемы. Итак, переговоры представляют собой процесс взаимодействия оппонентов с целью достижения согласованного и устраивающего стороны решения.

     Одним из критериев для классификации  может быть количество участников:

     1) двусторонние переговоры;

     2) многосторонние переговоры, когда  в обсуждении принимают участие  более двух сторон.

     На  основе факта привлечения третьей  нейтральной стороны или без  такового разграничивают:

     1) прямые переговоры — предполагают непосредственное взаимодействие участников конфликта;

     2) непрямые переговоры — предполагают вмешательство третьей стороны.

     В зависимости от целей участников переговоров выделяют следующие  их типы:

     1) переговоры о продлении действующих  соглашений — например, конфликт приобрел затяжной характер и сторонам требуется “передышка”, после чего они могут приступить к более конструктивному общению;

     2) переговоры о перераспределении — свидетельствуют о том, что одна из сторон конфликта требует изменений в свою пользу за счет другой;

     3) переговоры о создании новых условий — речь идет о продлении диалога между участниками конфликта и заключении новых соглашений;

     4) переговоры по достижению побочных  эффектов — ориентированы на решение второстепенных вопросов (отвлечение внимания, уяснение позиций, демонстрацию миролюбия и т.п.).

    1. Функции переговоров

     В зависимости от целей участников выделяют различные функции переговоров:

     1.2.1 Главной функцией переговоров является поиск совместного решения проблемы. Это то, ради чего, собственно, и ведутся переговоры. Сложное переплетение интересов и неудачи в односторонних действиях могут подтолкнуть к началу переговорного процесса даже откровенных врагов, чье конфликтное противостояние насчитывает не один десяток лет. Ярким примером могут быть прошедшие в 2000 г. переговоры между главами двух корейских государств — Северной Кореи и Южной Кореи — государств, почти полвека находившихся в состоянии жесткого противоборства и разделенных бетонной стеной, наподобие берлинской.

      1. Информационная функция заключается в том, чтобы получить информацию об интересах, позициях, подходах к решению проблемы противоположной стороны, а также предоставить таковую о себе. Значимость этой функции переговоров определяется тем, что невозможно прийти к взаимоприемлемому решению, не понимая сути проблемы, которая вызвала конфликт, не разобравшись в истинных целях, не уяснив точек зрения друг друга. Информационная функция может проявляться и в том, что одна из сторон или обе ориентированы на использование Переговоров для дезинформации оппонентов.
      2. Близка к информационной коммуникативная функция, связанная с налаживанием и поддержанием связей и отношений конфликтующих сторон.
      3. Важной функцией переговоров является регулятивная. Речь идет о регуляции и координации действий участников конфликта. Она реализуется, прежде всего, в тех случаях, когда стороны достигли определенных договоренностей, и переговоры ведутся по вопросу о выполнении решений. Эта функция проявляется и тогда, когда с целью воплощения тех или иных достаточно общих решений они конкретизируются.
      4. Пропагандистская функция переговоров состоит в том, что их участники стремятся оказать влияние на общественное мнение с целью оправдания собственных действий, предъявления претензий оппонентам, привлечения на свою сторону союзников и т. п.

     Особенно  интенсивно пропагандистская функция используется в переговорах по внутри- и внешнеполитическим проблемам. Однако открытость таких переговоров может и снизить их эффективность. Сторонам бывает весьма непросто достичь договоренностей под давлением общественного мнения, вообще влияния извне, когда массы, чьи интересы они представляют, “продолжают устало нести знамена прежней борьбы”. Поэтому зачастую такие переговоры ведутся в конфиденциальной обстановке.

      1. Переговоры могут выполнять и “маскировочную” функцию. Эта роль отводится, прежде всего, переговорам с целью достижения побочных эффектов. В этом случае конфликтующие стороны мало заинтересованы в совместном решении проблемы, поскольку решают совсем иные задачи.

     Особенно  явно “маскировочная” функция реализуется в том случае, если одна из конфликтующих сторон стремится успокоить оппонента, выиграть время, создать видимость стремления к сотрудничеству.

Информация о работе Переговоры как эффективный способ разрешения конфликта