Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 08:55, курсовая работа
Цель данной курсовой работы рассмотреть переговоры как эффективного способа разрешения конфликтной ситуации.
Задачи:
1) характеристика переговоров как способа разрешения конфликтной ситуации;
2) управление конфликтом посредством переговорного процесса;
3) рассмотреть на примере ситуацию, этапы анализа и методы разрешения конфликта.
Объектом курсовой работы является взаимоотношения конфликтующих сторон. Предмет – управление конфликтом посредством переговорного процесса.
Введение 3
1.Характеристика переговоров как способа разрешения конфликтной ситуации 6
1. Особенности и типология переговоров 6
2.Функции переговоров 8
3.Стратегии ведения переговоров 10
2.Организация переговорного процесса 17
1.Подготовка к переговорам 18
2.Ведение переговоров 23
3.Достижение соглашения 26
4.Анализ результатов переговоров 29
3.Практическая часть 31
1.Ситуация 31
2.Этапы анализа ситуации 32
3.Методы разрешения конфликта 34
Заключение 38
Список использованных источников 39
В целом же следует отметить, что любые переговоры многофункциональны и предполагают одновременную реализацию нескольких функций. Но при этом функция поиска совместною решения должна оставаться приоритетной. Иначе переговоры становятся, по выражению М. М. Лебедевой, “квазипереговорами”.
Конфликтующие
стороны могут по-разному
Выбор той иди иной стратегии во многом зависит от ожидаемых последствий переговоров для каждой из сторон, от понимания успеха переговоров их участниками.
Конфликтующие
стороны или хотя бы одна из них
могут быть ориентированы на завершение
конфликта посредством
Переговоры такого рода предполагают реализацию соответствующих стилей поведения сторон — соперничества и приспособления. Соперничество подразумевает ориентацию на подавление и неизбежно сопряжено с совершением действий, направленных против интересов оппонента: чтобы я выиграл, ты должен проиграть. Возможно также и приспособление, когда одна из сторон примиряется с поражением и ориентирована в лучшем случае на незначительное удовлетворение собственных интересов: чтобы ты выиграл, я должен проиграть.
Стремление к завершению конфликта по сценарию “выигрыш – проигрыш” может привести к срыву переговоров и дальнейшей эскалации конфликта.
Если же стороны стараются избежать “игры с нулевой суммой”, то они должны отказаться от понимания интересов сторон как абсолютно противоположных. Ведь большинство конфликтов представляет собой “игры с ненулевой суммой”, т.е. ситуации, когда обе стороны могут выиграть или обе проиграть. Такое пиление конфликта предполагает проведение переговоров – в зависимости от ожидаемых результатов – либо в рамках модели “проигрыш – проигрыш”, либо – “выигрыш – выигрыш”.
Переговоры с ориентацией на вариант “проигрыш – проигрыш” также связаны с использованием стратегии позиционного торга и приводят к тому, что ни одна из сторон не достигает в полной мере поставленных целей. В этом случае участники переговоров стремятся к решению проблемы на основе компромисса. Компромисс предполагает, что стороны идут на взаимные уступки: для того чтобы каждый что-то выиграл, каждый должен что-то потерять. Хотя компромисс требует встречных шагов обеих сторон, он все же является выражением их установки на конфронтацию, и совместные действия носят вынужденный характер. И потому достигнутое в ходе переговоров соглашение не является оптимальным.
Если конфликтующие стороны видят успех переговоров в выработке взаимоприемлемого решения, максимально удовлетворяющею интересы каждой из них, то в этом случае они ориентируются на модель “выигрыш – выигрыш”. Достижение такого результата возможно лишь при ведении переговоров на основе интересов. Соответственно участники переговоров выбирают такой стиль поведения, как сотрудничество. Сотрудничество подразумевает, что интересы одной из сторон не могут быть удовлетворены, если не удовлетворены также и интересы другой стороны.
Итак,
рассмотренные основания выбора
стратегии переговоров и их соотношение
могут быть представлены следующим образом
(табл.1).
Таблица
1 – стратегии ведения
Результат переговоров | Стили повеления | Стратегии переговоров |
“Выигрыш — проигрыш” | Соперничество приспособление | Позиционный торг |
“Проигрыш – проигрыш” | Компромисс | |
“Выигрыш — выигрыш” | Сотрудничество | Переговоры на основе интересов |
Каждая из обозначенных стратегий переговоров имеет свою специфику.
Позиционный торг представляет собой такую стратегию ведения переговоров, при которой стороны ориентированы на конфронтацию и ведут спор о конкретных позициях, которые следует отличать от интересов:
Позиции – это то, как участники конфликта понимают проблему и чего хотят добиться в ходе переговоров;
Интересы – это то, почему участники конфликта понимают проблему так, а не иначе, и почему они хотят добиться того, о чем заявляют.
В целом позиционный торг отличают следующие особенности:
Выделяют два варианта позиционного торга: мягкий и жесткий. Основное различие между ними состоит в том, что жесткий стиль предполагает стремление твердо придерживаться выбранной позиции с возможными минимальными уступками, мягкий стиль ориентирован на ведение переговоров через взаимные уступки ради достижения соглашения. В ходе торга выбор одной из сторон мягкого стиля делает себе позицию уязвимой для приверженца жесткого стиля, а итог переговоров менее выгодным. Однако, с другой стороны, реализация каждой из сторон жесткого стиля может привести к срыву переговоров (и тогда интересы участников вообще не будут удовлетворены) и усилению враждебного характера действий.
Иллюстрацией
соотношения мягкого и жесткого
стилей позиционного торга может
служить модель “игры с ненулевой
суммой” под названием “Петухи”
Американские исследователи Р. Фишер и У. Юри отмечают следующие основные недостатки позиционного торга:
При всех этих недостатках позиционный торг весьма часто используется в ситуациях различных конфликтов, особенно если речь идет о разовом взаимодействии, и стороны не стремится наладить долговременные взаимоотношения. Кроме того, позитивный характер торга проявляется в том, что отказ от него может означать отказ от ведения переговоров вообще. Однако, выбирая стратегию позиционного торга, конфликтующие стороны должны ясно представлять, к каким результатам могут привести такие переговоры.
Альтернативой позиционному торгу является стратегия ведения переговоров на основе интересов. В отличие от позиционного торга, который ориентирован на конфронтационный тип поведения сторон, переговоры на основе интересов являются реализацией партнерского подхода. Эта стратегия предполагает взаимное стремление участников конфликта к позитивному взаимодействию в рамках модели “выигрыш — выигрыш”.
Основные особенности переговоров на основе интересов подробно описаны их убежденными сторонниками Р. Фишером и У. Юри:
Переговоры
на основе интересов предпочтительнее
в том смысле, что ни одна из конфликтующих
сторон не получает преимуществ, и участники
переговоров рассматривают достигнутые
договоренности как справедливое и наиболее
приемлемое решение проблемы. Это, в свою
очередь, позволяет оптимистично оценивать
перспективы постконфликтных отношений,
развитие которых осуществляется на столь
прочной основе. Кроме того, соглашение,
позволяющее максимально удовлетворить
интересы участников переговоров, предполагает,
что стороны будут стремиться к соблюдению
достигнутых договоренностей без какого-либо
принуждения.
Стратегию ведения переговоров на основе интересов, при всех имеющихся достоинствах, не следует абсолютизировать, поскольку при ее реализации возникают определенные трудности:
Информация о работе Переговоры как эффективный способ разрешения конфликта