Отдел обучения персонала в структуре предприятия. Проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:13, реферат

Описание работы

Повышение квалификации, обучение, подготовка работников в наши дни становится актуальной задачей рыночной экономики. Это могут быть обучение новым профессиям, а так же переобучение или переподготовка. Приоритетность вопросов обучения и развития кадров обусловлена процессами перехода к концептуальному бизнес-образованию, то есть необходимостью переподготовки и подготовки работников в соответствии с их специализацией максимально конкретной направленностью.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3-4
1. Теоретические аспекты обучения и повышения квалификации кадров.
1.1. Организация разноуровневой профессиональной подготовки кадров……………………………………………………………………………5-10
1.1.1. Подготовка и переподготовка персонала………………………10-13
1.1.2. Обучение вторым специальностям и повышение квалификации…………………………………………………………………...13-15
1.1.3. Повышение квалификации служащих, специалистов и руководителей………………………………………………………………….15-17
2. Проблемы, возникающие в ходе разработки системы обучения персонала на предприятии………………………………………………………………..18-21
3. Пути решения проблем в сфере обучения персонала предприятия и стратегия развития системы обучения персонала
3.1. Решение проблем в сфере обучения персонала предприятия………22-29
3.2. Общая стратегия развития обучающего процесса на предприятии (на перспективу)…………………………………………………………………….29-30
Заключение……………………………………………………………………...31-32
Список литературы……………………………………………………………33-34
Глоссарий………………………………………………………………………35-40

Работа содержит 1 файл

реферат 2003.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

   3. Пути решения проблем  в сфере обучения  персонала предприятия и стратегия развития системы обучения персонала

   3.1. Решение проблем  в сфере обучения  персонала предприятия

   Решить  эти проблемы возможно как минимум  с помощью трех инструментов, которые  должны использоваться во взаимосвязи. Использование только одного инструмента  не позволяет объективно оценить  потребность в обучении, связать  его в дальнейшем с интересами работников и стратегией развития предприятия.

   Первый  инструмент — участие специалиста  по управлению персоналом в ежегодном  планировании деятельности предприятия. При этом руководители основных направлений  деятельности должны иметь формализованные  планы развития, содержащие в себе планируемые (желаемые) показатели по результатам деятельности, требуемых ресурсах, в т.ч. и в персонале. Участвуя в подобного рода заседаниях, менеджер по персоналу сможет понять, на каком этапе жизненного цикла находится организация и какими будут требования к персоналу (количественные и качественные).

   В таблице 1 приведен пример взаимосвязи  жизненного цикла развития предприятия, предпочитаемых стратегий развития и характеристик персонала, в  котором нуждается организация, реализующая ту или иную стратегию. [2, стр. 353]

   Таблица 1. Соответствие стадий жизненного цикла  организации, стратегий  бизнеса и кадровой стратегии

Стадия  жизненного цикла   Тип стратегии бизнеса   Краткая характеристика стратегии   Характеристика  особенностей персонала  
Формирование   Предпринимательская

Привлечь  внимание к товару, найти своего потребителя, организовать продажу  и сервис, стать привлекательным  для клиента.  

Принимаются проекты  с высокой степенью финансового  риска, минимальным количеством  действий. Ресурсы недостаточны для удовлетворения всех требований заказчика. В центре внимания — быстрое осуществление ближайших мер.   Работники должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовыми рисковать, не боящимися ответственности. Малая сменяемость ведущих сотрудников.  
Интенсивный рост   Динамический  рост

Нарастающий рост объемов и качества услуг  и соответственно числа подразделений.  

Степень риска  — меньшая. Постоянное сопоставление  текущих целей и создание фундамента для будущего. Письменная фиксация политики фирмы и основных процедур.   Организационная закрепленность, тесное взаимодействие, гибкость в изменяющихся условиях, проблемная ориентация персонала.  
Стабилизация   Прибыльность

Поддержание системы в равновесии.  

В центре внимания — сохранение существующего уровня прибыльности. Минимизация затрат, возможно прекращение найма Хорошо развита управленческая система. Созданы  и действуют различного рода процедурные  правила.   Служащие, достигающие максимальных результатов (количества и качества) при невысоком уровне затрат и низком уровне риска.  
Спад   Ликвидация

Ликвидация  части производства, продажа с  максимальной выгодой, как финансовой, так и психологической  

Продажа активов, устранение возможных убытков, в будущем — сокращение работающих.   Работники, не приверженные фирме, готовые работать короткое время, узкоориентированные.  

   Еще одним инструментом определения  потребности в обучении может  являться опрос сотрудников предприятия. Данные этого опроса обобщаются по категориям работников.

   Третьим инструментом является сбор заявок на обучение от руководителей структурных  подразделений.

   Очень часто руководители структурных  подразделений тем или иным способом пытаются исказить информацию в заявке. Нежелание руководителей участвовать в этой работе говорит о том, что соответствующие руководители не видят реальной ценности обучения, не несут и не разделяют ответственности за обучение и развитие подчиненного им персонала.

   Причинами этого могут быть: отсутствие формальных требований к ним в этой области в их должностных инструкциях, отсутствия требований со стороны топ-менеджмента и мотивации руководителей в области обучения и развития вверенного им персонала.

   Для того, чтобы эти проблемы снять, необходимо провести с ними разъяснительные беседы и предусмотреть ряд организационных мер для предотвращения подобных ситуаций в будущем. Например, стоит обратить внимание на то, каким образом оцениваются руководители подразделений и отделов при аттестации. Проводится ли оценка того, каким образом они развивали свой персонал и насколько активно принимали участие в его обучении.

   Обобщив результаты всех трех исследований, возможно более объективно определить потребность  предприятия в  обучении и развитии персонала.

   Комплексность обучения можно обеспечить, умело  сочетая программу обучения, формы  и методы обучения.

   Для того, чтобы составить комплексный  план обучения и развития персонала  необходимо соединить следующие  характеристики: категории персонала, выявленные и подтвержденные потребности в обучении и развитии. Затем подобрать адекватные формы обучения. При этом следует разделять все обучение на два больших блока: профессиональное обучение и личностное развитие. Далее приводится пример обобщения результатов этой работы в виде матриц.

Профессиональное  развитие
Категория работников Тема Способ  обучения
Топ-менеджеры  Бюджетирование  Участие в семинаре — тренинге
Зам.директора  Розничной сети Логистика поставок Участие в семинаре-тренинге
Менеджеры отдела продаж Формирование  клиентской базы Участие в семинаре — тренинге
Личностное  развитие
Категория работников Тема Способ  обучения
топ-менеджеры  Деловой этикет Корпоративный тренинг с элементами диагностики  и консультирования (коучинг)
Руководители  структурных подразделений  Взаимодействие  с коллективом  Корпоративный тренинг 
Менеджеры отдела продаж Способность управлять  стрессами  Корпоративный тренинг с элементами коучинга

   Что касается низкой результативности программ обучения, то здесь решение таково: одним из выходов из этой ситуации является дополнение разделов плана обучения и развития персонала разделом «Оценка результативности обучения». Далее приведен пример.

Профессиональное  развитие
Категория работников Тема Способ обучения Оценка  результативности
Топ-менеджеры  Бюджетирование  Участие в семинаре — тренинге Доклад на совещании  о том, что узнали на обучении, обсуждение
Зам.директора  Розничной сети Логистика поставок Участие в семинаре-тренинге Доклад в  подразделении о том, что узнали на обучении, обсуждение
Менеджеры отдела продаж Формирование  клиентской базы Участие в семинаре — тренинге Отчет слушателей с оценкой того, что они узнали.
Личностное  развитие
Категория работников Тема Способ  обучения Оценка  результативности
топ-менеджеры  Деловой этикет Корпоративный тренинг с элементами диагностики  и консультирования (коучинг) Тест: «Основные  правила делового этикета», разработать  основные стандарты этикета компании.
Руководители  структурных подразделений Взаимодействие  с коллективом  Корпоративный тренинг  Анкета слушателей с оценкой того, что они узнали. Отчет со стороны тренера об уровне взаимодействия руководителей с  коллективом, рекомендации.
Менеджеры отдела продаж Способность управлять стрессами Корпоративный тренинг с элементами коучинга Тест: «Основные  правила борьбы со стрессами». Отчет  со стороны тренера об уровне стрессоустойчивости  менеджеров, возможные рекомендации.

   Решение трудностей в оценке изменений в работе персонала по прошествии времени

   Предлагаемый  ниже подход позволяет руководителю предприятия еще на этапе проектирования программы обучения ознакомиться, оценить  и внести необходимые корректировки  в планируемые результаты улучшения  работы обучаемого персонала. Для специалиста по персоналу данная методика дает четкое представление о том, каких результатов нужно добиться по прошествии определенного времени после обучения. Достижение этих результатов ложится в основу работы службы/специалиста по персоналу в планируемый период.

   Предлагаемая  методика предусматривает введение еще одного раздела в создаваемую  программу обучения и развития персонала. [27]

Профессиональное  развитие
Категория работников Тема Способ  обучения Оценка  результативности Практическое  применение
Топ-менеджеры  Бюджетирование  Участие в семинаре — тренинге Доклад на совещании  о том, что узнали на обучении, обсуждение Мозговой штурм, групповая работа: «Улучшение, оптимизация  финансового планирования и бюджетирования на предприятии. Разработка мер».
Зам.директора  Розничной сети по маркетингу Логистика поставок Участие в семинаре-трениге  Доклад в  подразделении о том, что узнали на обучении, обсуждение План мероприятий  по улучшению \ оптимизации логистики, разработанный начальником торгового  отдела и зам. директора РС по маркетингу (утверждается генеральным директором)
Менеджеры отдела продаж Формирование  клиентской базы Участие в семинаре — тренинге Отчет слушателей с оценкой того, что они узнали. Разработка  системы электронного ведения и учета клиентской базы
Личностное  развитие
Категория работников Тема Способ  обучения Оценка  результативности Практическое  применение
топ-менеджеры  Деловой этикет Корпоративный тренинг с элементами диагностики  и консультирования (коучинг) Тест: «Основные правила делового этикета», разработать основные стандарты этикета компании. Утверждение разработанных  стандартов. Оценка этики отношений  и применимости разработанных стандартов этики (ответственный зам.директора  по персоналу).
Руководители  структурных подразделений Взаимодействие  с коллективом  Корпоративный тренинг  Анкета слушателей с оценкой того, что они узнали. Отчет со стороны тренера об уровне взаимодействия руководителей с  коллективом, рекомендации. По окончании  года оценка использования полученных знаний через: а) оценку микроклимата в подразделениях; б) анализ причин увольнения; в) оценку руководителя подчиненными при проведении аттестации.
Менеджеры отдела продаж Способность управлять  стрессами  Корпоративный тренинг с элементами коучинга Тест: «Основные  правила борьбы со стрессами». Отчет  со стороны тренера об уровне стрессоустойчивости  менеджеров, возможные рекомендации. По окончании  года оценка менеджером по персоналу  степени использования полученных знаний через: а)оценку микроклимата и факторов на него влияющих; б)анализ причин увольнения; в)собеседование с участниками обучения: как им удается бороться со стрессами, применяют ли они полученные знания на практике.
 

3.2. Общая стратегия развития обучающего процесса на предприятии (на перспективу)

   Стратегия обучения персонала – это долгосрочное направление обучения, ведущегося в организации, нацеленное на достижение конкурентного преимущества, реализацию ожиданий всех вовлеченных в обучение сторон и организационное развитие.

Информация о работе Отдел обучения персонала в структуре предприятия. Проблемы и перспективы