Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:13, реферат
Повышение квалификации, обучение, подготовка работников в наши дни становится актуальной задачей рыночной экономики. Это могут быть обучение новым профессиям, а так же переобучение или переподготовка. Приоритетность вопросов обучения и развития кадров обусловлена процессами перехода к концептуальному бизнес-образованию, то есть необходимостью переподготовки и подготовки работников в соответствии с их специализацией максимально конкретной направленностью.
Введение………………………………………………………………………….3-4
1. Теоретические аспекты обучения и повышения квалификации кадров.
1.1. Организация разноуровневой профессиональной подготовки кадров……………………………………………………………………………5-10
1.1.1. Подготовка и переподготовка персонала………………………10-13
1.1.2. Обучение вторым специальностям и повышение квалификации…………………………………………………………………...13-15
1.1.3. Повышение квалификации служащих, специалистов и руководителей………………………………………………………………….15-17
2. Проблемы, возникающие в ходе разработки системы обучения персонала на предприятии………………………………………………………………..18-21
3. Пути решения проблем в сфере обучения персонала предприятия и стратегия развития системы обучения персонала
3.1. Решение проблем в сфере обучения персонала предприятия………22-29
3.2. Общая стратегия развития обучающего процесса на предприятии (на перспективу)…………………………………………………………………….29-30
Заключение……………………………………………………………………...31-32
Список литературы……………………………………………………………33-34
Глоссарий………………………………………………………………………35-40
4)Деловые
игры – при данном методе
обучения учебная тематика
5)Ролевые
игры – этот метод активного
обучения становиться все
6)Поведенческое
моделирование – является
7)Разбор
практических ситуаций – метод
начали использовать еще в
двадцатых годах в США, он
связан с разбором
8)Баскет-метод
– данный метод основан на
имитации ситуаций, которые часто
встречаются в трудовом
Сейчас наблюдается значительное повышение удельного веса активных методов обучения в современных профессиональных программах обучения. Таким образом, обеспечивается более высокий уровень усвоения слушателями материала, анализирование собственного опыта работы, а также повышение готовности использования результата обучения в работе.
Выбор метода обучения определяется характеристиками самих слушателей, возможностями организации, уровнем квалификации педагога, целями учебного процесса. Ошибки при выборе метода могут негативно отобразиться на эффективности обучения. К примеру, слишком большое количество лекционных занятий для слушателей с невысоким уровнем практики, достаточно давно закончившим учебное заведение, может существенно ухудшить усвояемость учебного материала и снизить интерес к занятиям.
Принципы
внутрифирменной системы
1.1.1. Подготовка и переподготовка персонала
Подготовка
квалифицированных рабочих
Правильное определение форм подготовки кадров и определение числа рабочих, которых необходимо обучить какой-либо профессии является важной задачей управления персоналом в организации.
Объем необходимой подготовки персонала находят исходя из кадровой стратегии в обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами, из планов профессионального квалификационного продвижения собственных рабочих, балансовых расчетов потребности работников в профессиональном развитии.
Важной задачей по управлению персоналом в организации является определение численности работников, которых необходимо обучить соответствующей профессии, а также правильный выбор вида обучения персонала. При этом важно сочетание планирования опирающегося на выявление реальной потребности организации в кадрах, с постоянной корректировкой в связи с подвижность рабочей силы, текучестью кадров и изменениями в структуре производства. Следующая важная задача управления персоналом заключается в оценке обеспечения соответствующего уровня обучении кадров по достаточно сложным профессиям в организации, а при отсутствии таковой необходимо найти рациональный путь решения данной задачи с использованием других специализированных учебных заведений. При решении данной задачи должны быть учтены – финансовые возможности организации для подготовки кадров, наличие на предприятии соответствующей материальной базы, наличие структуры необходимой профессиональной подготовки по требованиям к практической и теоретической компоненте обучения, по срокам и сложности.
Подготовка новых работников осуществляется на предприятии по курсовой, групповой, индивидуальной формам обучения, которые включают помимо производственного обучения изучение теоретического курса в объеме обеспечивающим максимальное освоение начальных квалификационных навыков.
Целесообразно с учетом наметившейся тенденции сокращения выделяемых на подготовку, переподготовку персонала средств и возросших требований к качеству трудовых ресурсов, иметь в организации самостоятельный фонд подготовки персонала, стоимость обучения персонала перенести на себестоимость продукции, услуг, а также поставить его в зависимость от получаемой прибыли. Положительный эффект от затрат на формирование квалифицированной рабочей силы зачастую не столь очевиден и отдален по времени, что в свою очередь оказывает негативное воздействие на желание финансирования в человеческий капитал руководством организации, в подготовку квалифицированных кадров. На это оказывает влияние как отношение к обучению персонала руководства, так и экономические причины вследствие недостатков системы налогообложения, из-за чего у организации просто не хватает средств на качественную подготовку квалифицированных специалистов. Поэтому предприятиям приходиться использовать подготовку кадров на индивидуальной основе и в малых объемах.
В отличие от подготовки новых кадров, заключающейся в обучении людей, не имеющих профессии и от повышения квалификации (заключающейся в обучении персонала той же профессии без смены их работы), переподготовка означает основание работником новой профессии. Принципиальной разницы между переподготовкой и первичным обучением с позиции организации процесса принципиальной разницы нет. Особенность переподготовки персонала заключается в охвате определенного контингента рабочих. В основном в него входят рабочие старших и средних возрастов, которые проработали по определенной профессии определенное весьма продолжительное время, что накладывает свою специфику на процесс обучения. Также на данном контингенте работников сказывается давность лет обучения. Переподготовка должна быть ориентирована на работника согласного занять конкретное рабочее место.
Процесс переподготовки на предприятии наиболее широко практикуется в организациях, у которых кадровая политика направлена на собственную рабочую силу. На необходимость в переподготовке указывают такие процессы в организации, как внутриорганизационная текучесть работников в поисках или лучшей должности и условий труда, плановое продвижение кадров, а также их высвобождение.
Управление процессом переподготовки персонала включает:
анализ условия выработки метода и программы обучения для рационального сочетания прежней и новой профессии
среди освободившихся работников проводятся социологические исследования.
выбор форм переподготовки с минимизацией средств и учетом достижение нужного результата ее проведения.
определение факторов влияющих на переподготовку и ее масштабов.
Число
сотрудников нуждающихся в
возможности трудоустройства на предприятии в связи с появлением вакантных или новых рабочих мест в других отделах организации.
Для обеспечения переподготовки кадров в режиме опережения возможного дефицита трудовых ресурсов отдельно выбранных профессий, важно отслеживать выше указанные факторы для предотвращения дефицита. Так как система профессиональной ориентации слабо развита в организации и направлена скорей на поиск новых работников, чем на высвобождающуюся рабочую силу, поэтому выбор новой должности, профессии осуществляется самостоятельно, что увеличивает вероятность неверного выбора, а также некомпетентности работника на желаемой должности.
Переподготовка кадров осуществляется за счет средств водящих в себестоимость продукции. Средства необходимые на подготовку рассчитываются с учетом затрат на сам процесс обучения, денежное обеспечение работников в период их переподготовки. Оплата осуществляется из расчета среднего заработка на прежней должности. [22, стр.70]
1.1.2. Обучение вторым специальностям и повышение квалификации
Результатом трудовой деятельности работника является приобретение новых навыков, умений, знаний, с течением времени повышается квалификация работника, но с помощью специально организованной программы обучения такие же результаты достигаются в короткие сроки.
Особенность повышения квалификации состоит в том, что обучающиеся могут критически относиться к материалу, так как работник уже обладает определенными практическими и теоретическими знаниям выполнения работ. Повышение квалификации по имеющейся у работника профессии направленно на последовательное совершенствование навыков, умения и профессиональных знаний, а также рост мастерства.
Свидетельством о необходимости повышении квалификации рабочих, является отставание разряда работников от разряда работ, предполагаемое снижение среднего разряда рабочих. Именно поэтому систематическому анализу должны подвергаться существующая и требуемая квалификационные структуры персонала. Прежде всего, необходимо провести анализ причин сложившегося положения – изменения в технологии и в технике выполнения работ, которые ставят перед работником задачу их освоения. Другим не менее важным индикатором является рост брака в трудовом процессе работника. Система повышения квалификации может включать курсы целевого назначения по изучению нового оборудования, новых технологий в области автомобилестроения, школы мастеров и бригадиров, производственно-технические курсы, технологии, курсы обучения совмещаемым и вторым профессиям.
Особенность курсов по обучению вторым и смежным профессиям, когда повышается разряд рабочего по имеющейся у него специальности.
Производственно-
Задача курсов по обучению смежным и вторым профессиям, если работник осваивает смежную профессию близкую к его текущей должности, то данное обучение можно рассматривать как повышение квалификации, если же изучаются различные профессии, то такое обучение ближе к переподготовке кадров.
Курсы целевого назначения – их основная задача обучение вновь принятых в организацию квалифицированных работников в короткие сроки, для того чтобы за первый месяц работы на предприятии они усвоили нюансы технологических процессов на своем рабочем месте. Для того, чтобы выяснить наличие материальных стимулов в повышении квалификации проводиться анализ дифференциации уровня заработной платы учитывая уровень квалификации рабочих. Этот анализ необходим для принятия управленческих решений.
Информация о работе Отдел обучения персонала в структуре предприятия. Проблемы и перспективы