Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:10, отчет по практике
Цель производственной практики: закрепление теоретических знаний, полученных в ходе изучения дисциплин специализаций, развитие и закрепление профессионально важных умений и навыков по анализу и совершенствованию организации системы управления персоналом.
Задачи:
1) изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативно-технических документов для решения отдельных задач управления персоналом организации по месту прохождения практики;
2) разработка предложений по совершенствованию подсистемы управления персоналом системы управления организации;
3) сбор необходимых материалов и документов для выполнения в 9-м семестре курсовых проектов в соответствии с выбранной темой.
Стратегическое направление работы служб персонала ориентировано на формирование кадровой политики организации, то есть системы теоретических взглядов, идей, требований, практических мероприятий в области работы с персоналом, ее основных форм и методов.
2.2 Основные функции кадровой службы:
- обеспечение кадрами; подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;
- оформление трудовых правоотношений; организацию оплаты труда; выявление социальной напряженности в коллективе и снятие ее;
- развитие отношений с органами рабочего самоуправления; координацию работы по стабилизации условий труда и соблюдению техники безопасности; обеспечение каждого подразделения организации квалифицированными кадрами.
Основные типичные функции и задачи службы управления персоналом.
1. Определение потребности в персонале. Планирование качественной потребности в персонале. Выбор методов расчета количественной потребности в персонале. Планирование количественной потребности в персонале.
2. Обеспечение персоналом. Получение и анализ маркетинговой (в области персонала) информации. Разработка и использование инструментария обеспечения потребности в персонале.
3. Развитие персонала. Планирование и реализация карьеры и служебных перемещений. Организация и проведение обучения
4. Использование персонала. Определение содержания и результатов труда на рабочих местах. Производственная социализация. Введение персонала, его адаптация к трудовой деятельности. Упорядочение рабочих мест. Обеспечение безопасности труда. Высвобождение персонала.
5. Мотивация результатов труда и поведение персонала. Управление содержанием и процессом мотивации трудового поведения. Управление конфликтами. Использование монетарных побудительных систем: оплата труда, участие персонала в прибылях и капитале предприятия. Использование немонетарных побудительных систем: групповая организация и социальные коммуникации, стиль и методы руководства, регулирование рабочего места.
6. Правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом Правовое регулирование трудовых взаимоотношений. Учет и статистика персонала. Информирование коллектива и внешних организаций по кадровым вопросам. Разработка кадровой политики.
2.3 Организационная структура системы управления персоналом
Подразделения — носители функций управления персоналом — могут рассматриваться в широком смысле как служба управления персоналом. Конкретное место и роль указанной службы в общей системе управления организацией определяются местом и ролью каждого специализированного подразделения по управлению персоналом и организационным статусом его непосредственного руководителя.
В самом общем виде можно выделить четыре группы факторов, которые необходимо учитывать при создании проекта организационной структуры:
1) внешняя среда и инфраструктура, в которой действует организация;
2) технология работ и тип совместной деятельности;
3) особенности персонала и корпоративной культуры;
4) прототипы и уже существующие, и показавшие себя эффективными организационные структуры аналогичных организаций.
Исходными данными для построения организационной структуры управления являются:
- расчет числа у ровней управления;
- расчет численности персонала;
- типовые структуры управления.
2.4 Количественный состав службы управления персоналом
Определяется организационно-штатными структурами и Уставом организации. Учитываются такие факторы: общая численность работников организации; сфера деятельности организации, ее масштаб; социальная характеристика организации, структурный состав ее работников; техническое обеспечение управленческого труда. Квалификационным справочником установлены категории должностей и их названия.
Численность персонала кадровых служб можно определить на основе нормативов времени. Существуют разнообразные методы расчета численности специалистов кадровой службы: экономико-математические методы; методы сравнений; методы прямого расчета. Наиболее распространенным и доступным методом расчета численности работников кадровой службы является ее определение через трудоемкость.
Нормативная численность работников (Ч), необходимых для выполнения всех работ по комплектованию и учету кадров, определяется по формуле:
Ч = Ti х Ki : Фn
где Ti - суммарная трудоемкость работ, рассчитанных по типовым нормам за год (квартал); Ki - численность персонала; Фn - фонд оплаты труда.
Вне зависимости от особенностей организации, состав функций отдела остается постоянным, меняется только трудоемкость их выполнения.
2.5 Требования к составу службы управления персоналом
В Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих эта специальность разделяйся на должности: «инспектор по кадрам» и «специалист по кадрам». Если первой должности согласно этому справочнику отведена в основном работа с кадровыми документами, то должности «специалиста по кадрам» вменены в обязанность следующие виды работ: подбор и расстановка персонала; изучение и анализ штатной структуры предприятия; аттестация сотрудников; создание кадрового резерва предприятия; изучение рынка труда; планирование карьеры сотрудников предприятия; обучение и адаптация персонала; поддержание трудовой дисциплины предприятия; оформление документов о приеме-увольнении сотрудников; составление методических рекомендаций по деятельности должностных лиц предприятия; оформление документов по периодической отчетности.
Должностные инструкции работника службы управления персоналом.
Консультант по кадровым вопросам назначается начальником управления. Подчиняется непосредственно начальнику управления. В своей деятельности руководствуется: нормативными документами по вопросам выполняемой работы, трудовым законодательством, уставом предприятия, приказами и распоряжениями генерального директора, должностной инструкцией (Приложение 3).
Консультант по кадровым вопросам должен знать: трудовое законодательство, законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по ведению документации по учёту и движению персонала, формы исполнения документов, структуру и штаты предприятия, порядок оформления, ведения и хранения трудовых книжек и личных дел работников предприятия, основы делопроизводства, средства вычислительной техники, коммуникации и связи, правила внутреннего трудового распорядка, правила нормы и охраны труда.
Перевод работников
Перевод работника на другую должность может осуществляться внутри организации, он допускается с письменного согласия работника.
Работнику организации, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность.
В случае отказа работника от перевода на иную должность либо
отсутствия такой должности в той же организации служебный контракт прекращается, работник освобождается от замещаемой должности и увольняется.
Увольнение работников
Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения являются:
1) соглашение сторон служебного контракта;
2) истечение срока действия срочного служебного контракта;
3) расторжение служебного контракта по инициативе работника;
4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя;
5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другую организацию;
6) отказ работника от предложенной для замещения иной должности либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей, а также при не предоставлении ему в этих случаях иной должности;
7) отказ работника от предложенной для замещения иной должности в связи с изменением существенных условий служебного контракта;
8) отказ работника от перевода на иную должность по состоянию
здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой
должности в той же организации;
9) отказ рабочего от перевода в другую местность вместе с
организацией;
10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного
контракта;
11) нарушение запретов, связанных с должностью;
Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности и увольнение с должности оформляются правовым актом государственного органа. Увольнение работника оформляется приказом о прекращении (расторжении) трудового договора (Приложение 4).
Раздел 3. Анализ основных функций по управлению персоналом.
3.1 Функции управления персоналом
Между целями и функциями существуют определенные различия. Цель - это состояние, к которому стремятся, а функция - это фактическое действие.
Управление персоналом осуществляется в процессе выполнения определенных целенаправленных действий и предполагает:
* определение целей и основных направлений работы с персоналом;
* определение средств, форм и методов осуществления поставленных целей;
* организацию работы по выполнению принятых решений;
* координацию и контроль за выполнением намеченных мероприятий;
* постоянное совершенствование системы работы с персоналом.
Когда общая стратегия организации осознана, становится возможным установить индивидуальные функции управления персоналом, которые будут совмещаться с ней (стратегией) наилучшим образом. Необходимость согласования между собой стратегии управления персоналом и стратегии предпринимательства охватывает основные функции управления и включает:
* подбор, наем и формирование персонала организации для наилучшего достижения целей производства;
* оценку персонала;
* развитие организационной структуры и морального климата предприятия, способствующих проявлению творческой активности каждого работника;
* наилучшее использование потенциала работников и его вознаграждение;
* обеспечение гарантий социальной ответственности организаций перед каждым работником.
В практическом плане можно выделить следующие основные функции управления персоналом:
* четкое понимание и реализацию стратегических и тактических целей своей фирмы;
* прогнозирование ситуации на рынке труда и в собственном коллективе для принятия учреждающих мер;
* анализ имеющегося кадрового потенциала и планирование его развития с учетом перспективы;
* мотивация персонала,
* оценка и обучение кадров,
* содействие адаптации работников к нововведениям,
* создание социально комфортных условий в коллективе,
* решение частных вопросов психологической совместимости сотрудников и др.
При этом сохраняются и традиционные задачи по административной работе с кадрами.
Функции управления персоналом очень тесно связаны между собой и образуют в совокупности определенную систему работы с персоналом, где изменения, происходящие в составе каждой из функций, вызывают необходимость корректировки всех других сопряженных функциональных задач и обязанностей. Так, например, широкое распространение в мировой практике контрактной формы найма персонала привело к заметному изменению функциональных обязанностей.
В теории управления персоналом обычно выделяют восемь основных функций:
* планирование потребностей;
* отбор и найм;
* развитие и ориентация;
* продвижение по службе;
* оценка и вознаграждение.
3.2 Система отбора и найма персонала в ООО «БелСтройДом».
Рассмотрим систему отбора и найма в ООО «БелСтройДом». Основными источниками привлечения персонала являются внешние источники. Организация чаще всего использует объявления в газете, на радио и в Интернете. В первичном собеседовании участвует управляющий и кандидат на вакансию. При положительном исходе собеседования кандидату предлагается заполнить анкету, пройти следующее собеседование, итоги которого оцениваются управляющим, менеджером по персоналу, старшим менеджером и генеральным директором.
При удовлетворении всех необходимых критериев кандидат принимается на работу, проходит процесс адаптации, обучения и становиться полноценным сотрудником организации.
Рабочие и служащие вступают в трудовые отношения путем заключения с начальником управления письменного трудового договора (контракта) (Приложение 5).
При поступлении гражданина (гражданки) на работу в ООО «БелСтройДом» администрация требует от него:
- представления трудовой книжки, оформленной установленном
порядке;