Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:25, реферат
По мнению ЯЦПСЭР, современная Япония переживает крупнейший экономический спад со времени окончания второй мировой войны. Его непосредственной причиной является так называемая «экономика мыльного пузыря» конца 80-х гг. В настоящее время происходит длительный восстановительный процесс.Однако , если говорить о сути проблемы, то возникла ситуация, когда назрела необходимость структурных преобразований, адекватных изменениям внутренних и международных условий, обеспечивающих развитие послевоенной Японии.
1. Особенности развития экономики Японии. Стр.3
2. Особенности японского управления. Стр.6
3. Условия карьерного роста в японской модели менеджмента. Стр.16
4. Специфика японской модели менеджмента. Стр.18
5. Пять великих японских систем по мотивации. Стр.21
6. Производительность: как ее понимают в Японии. Стр.25
Заключение. Стр.26
Список использованной литературы. Стр.27
В начале 70-х гг. вице-президент автомобильной компании «Тоёта» Т. Оно предложил систему организации труда «Канбан», которую американцы стали называть «как раз вовремя», что не совсем правильно, так как фактор времени не является главной составляющей этой системы. Основное содержание японской системы «Канбан» заключается, во-первых, в рациональной организации производства, и во-вторых, в эффективном управлении персоналом.
Система «Канбан» получила свое название от металлического знака треугольной формы («канбан» в переводе означает «табличка», «знак»), который сопровождает детали в процессе производства и перемещения. На этом знаке размещается вся диспетчерская информация: номер детали, место ее изготовления, количество деталей в , партии и точка подачи детали на сборку. Суть системы заключается в том, что на всех фазах производственного процесса отказались от производства продукции крупными партиями и создали непрерывно-поточное производство.
Система «Канбан» следит за производством продукции на участках по часам и даже минутам и отправляет готовые детали на последующие операции только в, тот самый момент, когда там появится в них потребность, а не тогда, когда они будут изготовлены. Это требование относится как к самому производственному процессу, так и к деталям (узлам), хранящимся на складах, а также к деталям (узлам), поступающим от поставщиков в процессе производственной кооперации. Поставщики вынуждены подстраиваться под ритм работы предприятия-потребителя их продукции и вводить у себя аналогичную систему. Система «Канбан», распространяясь, охватывает целые отрасли.
Система «Канбан» оказывает непосредственное влияние на размер складских запасов, сокращая их до оптимальных размеров. Так, количество деталей на складах фирмы «Тоёта» рассчитано на один час, а поставщики
поставляют детали (узлы) — три—четыре раза в день в нужное время и высокого качества.
США и некоторые страны Западной Европы применяли у себя систему «Канбан» для повышения эффективности производства. Однако следует отметить, что в полном объеме эта система не была внедрена нигде. Это объясняется прежде всего тем, что система, созданная в Японии, ориентирована на национальные ценности.
Вызов,
брошенный Японией в конце 70-х
— начале 80-х гг. всему западному
миру, свидетельствует о наличии
целого ряда преимуществ японской модели
менеджмента по сравнению с американской.
4.
Специфика японской
модели менеджмента.
За
последние десятилетия Япония заняла
лидирующее положение на мировом рынке.
И одной из главных причин столь стремительного
успеха Японии на международном поприще
является применяемая ею модель менеджмента,
ориентированная на человеческий фактор.
За весь период развития Японии как сверхдержавы,
а также за период всего ее исторического
развития сложились определенные принципы
и методы труда, соответствующие специфическим
чертам национального характера. Японцы
уверены что основное богатство их страны
составляют человеческие ресурсы. Их система
хозяйствования опирается на древние
традиции групповой сплоченности и прирожденное
стремление к созданию продукции наивысшего
качества.
Среди отличительных черт японского характера
психологи выделяют прежде всего прирожденную
экономию и бережливость, что находит
прямое отражение в экономической политике
страны. Лозунги об экономии и бережливости
встречаются в Японии на каждом шагу, так
как в сознании японцев выпуск высококачественной
продукции непосредственно связан с экономией
и бережливостью.
Сущность японского менеджмента составляет
управление людьми, причем японцы никогда
не рассматривают одного человека (личность),
в отличие от американцев, а ориентируются
на группу людей. Кроме того, в Японии существует
традиция беспрекословного подчинения
старшему по возрасту, которая находит
свое широкое применение не только в рамках
семей, но и в производственных группах.
Известно, что поведение человека неразрывно
связано с его потребностями.
Для японцев характерной чертой является
приоритет социальных потребностей ( принадлежность
к социальной группе, место работника
в группе, внимание и уважение окружающих
) . Поэтому и вознаграждение за труд ( стимулы)
они воспринимают через призму социальных
отношений, хотя в последние время на японский
метод оказывает сильное влияние отдельные
мотивационные концепции американского
менеджмента , ориентированного на психологию
индивида .Свое выражение это получило
в большем приобретении японцами товаров
личного потребления.
Японцы преклоняются перед трудом. В иерархии
ценностей японского народа труд стоит
на первом месте. Японцы испытывают искреннее
удовлетворение от хорошо выполненной
работы. Поэтому жесткая дисциплина, высокий
ритм работы и напряженность труда не
оказывает на них такого разрушающего
воздействия как на американцев или европейцев.
Для них это одна из традиций, которой
они должны неукоснительно следовать.
Все работники трудятся группами и поддерживают
друг друга в работе.
Японская модель менеджмента ориентирована
на «социального человека», концепция
которого была выдвинута возникшей в США
«школой человеческих отношений», пришедшей
на смену тейлоризму, который во главу
угла ставил материальные запросы.
«Социальный человек» имеет специфическую
систему стимулов и мотивов. К стимулам
можно отнести заработную плату, уровень
условий труда, стиль руководства, межличностные
отношения сотрудников. Мотивами к труду
являются трудовые успехи работника, признание
его заслуг, продвижение по служебной
лестнице, творческий подход к работе.
Однако отношение японцев к этому понятию
более гибкое, чем у тех же американцев.
Японцы учитывают сложившуюся ситуацию
и пытаются приспособиться к ней. Для них
в управленческом процессе главным является
изучение нюансов обстановки, которые
позволяют управляющему звену принять
правильное решение.
Отношения с партнерами японцы строят
на основе доверия.
Каждый работник сливается с фирмой и
ощущает себя ее частью. В основе всего
«корпоративного духа» фирмы лежит психология
группы, ставящей интересы группы выше
личностных интересов отдельных работников.
Работая на цели фирмы, каждый японец понимает,
что он работает на группу и на себя.
Для японцев характерно тщательное отслеживание
своего положения в группе.
Они чутко реагируют на изменение места
каждого человека в группе и стараются
не переступать очерченные для каждого
из них границы. Поэтому, говоря о специфике
японской модели менеджмента необходимо
еще раз отметить главное - это модель,
ориентированная на человека, живущего
интересами общества.
По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.
1.Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного направления вектора их активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.
2.Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.
3.Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только виновные за неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.
4.Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и, в итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.
5.Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.
6.Поддержание
чистоты и порядка. Одним из существенных
факторов высокого качества японских
товаров являются чистота и порядок на
производстве.
Руководители японских предприятий стараются
установить такой порядок, который может
служить гарантией качества продукции
и способен повысить производительность
благодаря чистоте и порядку.
В
целом японское управление отличает
упор на улучшение человеческих отношений:
согласованность, групповую ориентацию,
моральные качества служащих, стабильность
занятости и гармонизацию отношения
между рабочими и управляющими.
5.
Пять великих японских
систем по мотивации.
Трудовые
отношения в Японии развиваются
под воздействием 5 известных во
всем мире систем, которые начали формироваться
в период с 1868 г. до второй мировой
войны и основаны на традициях
и философии народа. В структуру
этой пятерки входят :
1. система пожизненного найма (СПН) ;
2. система кадровой ротации (СКР) ;
3. система подготовки на рабочем месте
(СПРМ) ;
4. система репутаций (СР) ;
5. система оплаты труда (СОТ) .
Прежде
чем дать краткую характеристику
каждой из этих систем необходимо отметить,
что они рассматриваются в
комплексе, а не по отдельности, и
только в таком случае обеспечивают
эффективное функционирование. Каждая
из них является как - бы подсистемой
в единой системе и не может
существовать одна без другой .
Первым, ключевым элементом единого механизма
японской системы подготовки и использования
кадров является система
пожизненного найма . Она в классическом
виде применяется в настоящее время на
крупных предприятиях и в государственной
службе . В принципе, нет юридически оформленного
пожизненного найма. Скорее здесь речь
идет о джентльменском соглашении между
работодателем и наемным работником. Смысл
пожизненного найма не в формальном правовом,
юридическом его закреплении, а в реальном
обеспечении заинтересованности работников
максимальное время трудиться на данном
предприятии и пожизненно связать с ним
свою судьбу.
Практика
пожизненного найма заключается
в том, что для обеспечения
необходимой рабочей силой
В
основном владельцы предприятия
стараются избегать увольнения как
средства приведения в соответствие
спроса и предложения рабочей
силы на рынке, старается обеспечивать
непрерывную занятость
Однако
позитивное отношение к системе
пожизненного найма как у нанимателей,
так и у работников сохраняется
и переход к системе «
Следующая важная составляющая единого японского механизма подготовки и использования кадров на предприятии - система кадровой ротации. Ее суть состоит в перемещении работников по горизонтали и вертикали через каждые 2-3 года выполнения функций на определенном рабочем месте. Ротация проводится без согласия работника с целью расширения его кругозора, развития у работника более широкого взгляда на свое предприятие, выявления резервов его роста и повышения качества продукции. Впоследствии такого специалиста, руководителя, в тонкостях знающего всю специфику производства своего предприятия, сложно ввести в заблуждение, меньше вероятность принятия им непрофессиональных решений, повышается гибкость взаимодействия между различными звеньями руководства.
Информация о работе Особенности японской модели карьерного роста персонала