Особенности управления персоналом в сфере информатизации

Автор: Инна Анисимова, 15 Июня 2010 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время российские экономические условия изменили тенденции управления человеческими ресурсами. Инновационный характер производства, его высокая наукоемкость и ресурсоемкость, приоритет вопросов качества продукции, изменили требования к основным характеристикам персонала в сфере информатизации, повысили роль творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Человек нужен организации для достижения ее целей, следовательно, он становится целью менеджмента персонала. Поэтому организация должна создавать все условия для эффективного труда работника.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена возрастающей ролью человеческих ресурсов в достаточно молодой области информационных технологий. Цель исследования заключается в выявлении специфики управления персоналом, занятым в сфере ИТ.

Содержание

Введение 3
Управление персоналом в сфере информатизации
Отечественный опыт управления кадрами в сфере ИТ/ИС 5
Зарубежный опыт управления кадрами в сфере ИТ/ИС. Технологии ITIL и ITSM 6
Особенности персонала, занятого в сфере ИТ/ИС 11
Особенности функционирования ИТ-отдела
Подготовка и обучение ИТ- персонала 15
Мотивация сотрудников, занятых в сфере информатизации 22
Должности и взаимозамещение в ИТ-сфере. Функции ИТ-директора. 29
Заключение 39
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 359.50 Кб (Скачать)

     Нематериальная  мотивация - инструмент не менее действенный, чем хороший компенсационный  пакет. Особенно если речь идет о людях, занимающихся творческой высокоинтеллектуальной работой, какими и являются ИТ-специалисты. Для них важность и сложность  задач, которые приходится решать, нередко являются гораздо более серьезными факторами мотивации, чем размер оплаты труда. Основной составляющей рыночной стоимости любого специалиста, в том числе и в сфере ИТ, является уровень и сложность задач, которые он способен решать.   Возлагаемый на сотрудника «груз ответственности», осознание важности задачи, возможность использовать нестандартные решения в случае с ИТ-специалистами, как правило, способствуют тому, чтобы они с большим энтузиазмом выполняли свою работу, а значит, и результат выдавали лучший. 

     С точки зрения мотивации очень  важно поднимать престиж департамента в компании, демонстрировать успехи и достижения службы в целом и отдельных сотрудников в частности, стараться повысить значимость и важность работы ИТ-подразделения в глазах других сотрудников.

     В отличие от многих других категорий  персонала, для ИТ-специалистов профессиональные качества лидера имеют большое значение. Известно, что ИТ-персона достаточно обособлен, у этих людей свой язык и стиль общения, ярко выраженная специфика интересов и т. д. Если руководитель не может разговаривать со своими подчиненными на одном языке, если он не разбирается профессионально в вопросах ИТ-сферы, не может служить примером с точки зрения профессионального развития, то и уровень всего департамента упадет. Иными словами, поставить во главе ИТ-департамента просто хорошего менеджера - не самый оптимальный вариант именно с точки зрения системы мотивации. ИТ-специалисты в конечном итоге расслабляются и не вкладывают в свою работу ничего сверх должностной инструкции. Грамотный руководитель может не только установить более высокие профессиональные стандарты для своего подразделения, но и поставить задачи перед своими подчиненными более высокие и значимые, что является действенным мотивационным фактором для ИТ-персонала.

     Способ  мотивации сотрудников ИТ-департамента получается такой: если компания заинтересована в том, чтобы качество  ИТ-отдела было высоким, то необходимы следующие  действия:

  • Настроить систему оплаты труда таким образом, чтобы она соответствовала результатам работы сотрудников и предполагала объективную оценку деятельности;
  • Максимально использовать при организации деятельности департамента проектные принципы;
  • Не давать сотрудникам рутинные задачи, ставить перед ними значимые и интересные проекты;
  • Предоставить специалистам возможности повышения квалификации и обучения;
  • Демонстрировать важность и значимость работы ИТ-департамента для компании в целом.

2.3. Должности и взаимозамещение  в ИТ-сфере. Функции  ИТ-директора.

       Должность ИТ-директора, или CIO (Chief Information Officer),  до недавнего времени считалась необходимой в компаниях по продаже компьютерного и серверного оборудования, программного обеспечения, а также в фирмах, предоставляющих ИТ-услуги. Сегодня спектр компаний, заинтересованных в найме CIO, значительно расширился. Важно определить тот этап в развитии организации, когда и умений обычного системного администратора или программиста становится уже недостаточно для управления информационными системами предприятия.

     Далее подробно опишем, что же представляет из себя должность  ИТ-директора.

         ИТ -  директор способен перевести  потребности бизнеса на язык, доступный для понимания сотрудниками  ИТ.  Это человек , умеющий считать  деньги компании. Руководство, принимая на работу ИТ-директора, возлагает на него задачи построения эффективной ИТ-службы, т.е. с минимальными затратами и стоимостью владения. Один из главных показателей эффективности - это стоимость решения во времени, деньгах, людях и дальнейшая стоимость владения этим решением.

         Помимо этого, ИТ-директор -  своеобразный  аудитор, способный выявить проблемы  в бизнес-процессах и решить  их эффективно. ИТдиректор - это администратор,  управляющий ресурсами (денежными,  человеческими, временными). Он может не уметь выполнять некоторые технические операции, но должен знать, где найти такого специалиста или как научить имеющиеся кадры, как организовать их работу для выполнения поставленной задачи.

     В итоге, ИТдиректор - это лидер, умеющий  понять мотивацию подчиненных и управлять ею.

         По мнению большинства экспертов  кадрового рынка, вопрос найма  CIO неоднозначен и при его решении  следует отталкиваться не столько  от характеристик самой организации,  сколько от роли информационных  технологий для развития конкретного бизнеса. Одним компаниям для того, чтобы быть успешными и конкурентоспособными на рынке, и по сей день достаточно иметь несколько хороших компьютеров и выход в интернет, а другим необходимо автоматизировать бизнес-процессы, внедрять ERP-систему, и т.д. Таким образом, введение позиции CIO целесообразно, если информационные технологии стратегически важны для бизнеса.

           Логично предположить, что наибольший  эффект от найма ИТ-директора  могут получить компании, которые  удовлетворяют одному или нескольким признакам:

     - высокая интеллектуальная  составляющая  продукта;

     - большое число клиентов, поставщиков; 

     - большой товарный ассортимент; 

     - сложная логистическая цепочка; 

     - высокая скорость производственного  цикла; 

     - обширная филиальная сеть организации.

           Функциональные обязанности  CIO традиционно  считаются одними из самых  масштабных по сравнению с  другими топ-менеджерами. ИТ-директор  должен быть успешным сразу  на двух фронтах: учитывать  как технический фактор бизнес-процесса, так и человеческий фактор. К числу основных функций CIO относят следующие:

     - создание комплексной информационной  системы на предприятии;

     - обеспечение информационной безопасности  в компании;

     - отслеживание развития рынка  информационных технологий, услуг;

     - руководство процессом внедрения  автоматизированных и информационных  систем.

            Управленческие должностные обязанности  включают в себя:

     - разработка ИТ-стратегии в соответствии  со стратегией самой компании;

     - составление бюджета по информационным системам, контроль расходов на приобретение необходимого оборудования;

     - руководство и контроль работы  всех подразделений, входящих  в ИТ-отдел, руководство процессом  отбора и обучения персонала;

     - участие в проектах по организации  и реорганизации бизнес-проектов компании.

          Обширные функциональные обязанности  CIO влекут за собой высокие  требования к данному специалисту.  Успешный кандидат на должность  ИТ-директора - это человек с  опытом работы в сфере ИТ, с  управленческими навыками и умением разрабатывать стандарты, обладающий широким кругозором в области информационных технологий, имеющий представление о бизнес-процессах компании. Не лишним будет и отличное знание английского языка, опыт CIO по внедрению ERP-системы. В любом случае у кандидата должны быть навыки написания бизнес-процессов, опыт работы в должности начальника подразделения программирования, реализованные проекты по автоматизации, то есть оценивается потенциальная способность кандидата решить поставленную задачу, с которой он ранее не сталкивался.

       Некоторые работодатели обращают  внимание на карьерный рост  сотрудника, их интересует, с какой начальной ИТ-позиции «вырос» CIO: с должности системного администратора или программиста. Зная это, работодатель может предположить, каким будет стиль управления ИТ-директора, направление его работы. На рынке труда в большей степени ценятся CIO, выросшие из программистов, так как они изначально приближены к бизнес-процессам фирмы, поскольку по роду своей деятельности решают задачи бизнеса. Что же касается системных администраторов, то они в первую очередь обслуживают пользователей. Значит, и подходы к решению проблем компании у первых и вторых категорий людей, пришедших на  должность ИТ-директора, окажутся разные.

          Руководитель ИТ-подразделения должен принадлежать к начальникам высшего звена на предприятии (желательно - заместитель руководителя). Это связано с тем, что он должен участвовать в построении корпоративных стратегий, в разработке систем стратегического контроля, в создании системы стратегического и организационного аудита фирмы, в реинжениринге бизнес-процессов, в разработке кадровой политики предприятия, - т.е. ему придется принимать решения, касающиеся всего предприятия, а для этого необходимо обладать определенными полномочиями. 

         Далее рассмотрим, какие сотрудники  составляют ИТ-отдел. В таблице  2.3 представлены типовые роли, которые  выполняют сотрудники ИТ-отдела. 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2.3

Типовые роли сотрудников ИТ-отдела.

Системные аналитики Проектируют информационные системы исходя из потребностей пользователей. Они интерпретируют требования и пожелания, облекая их в документальную форму, понятную пользователям (бизнес-требования), и в форму, понятную разработчикам, программистам (техническое задание). Они должны обладать широким профессиональным кругозором, детальным пониманием бизнеса и предметных областей, при этом знать основы проектирования информационных систем, возможности и ограничения при разработке программ.
Прикладные  программисты Отвечают за разработку новых систем, доработку, изменение используемых систем. Эта разработка ведется на основе согласованных системными аналитиками требований и документов. Профессиональные навыки состоят в умении наиболее эффективным способом создавать программы, используя знания по современным средствам разработки.
Тестировщики Осуществляют  тестирование разработанных программ с целью выявления ошибок или  возможных проблем при эксплуатации систем. Для тестирования требуется  менее высокая квалификация, чем  для анализа или разработки, однако эта работа требует повышенного внимания и аккуратности.
Хранители программ В их обязанности  входит оприходование, хранение, резервирование программ, исходных кодов, учет их использования, в том числе отслеживание версионности и обновлений. К обязанностям хранителей программ можно также отнести ведение списка используемого программного обеспечения. В большей степени эта роль является административной, хотя и требует ограниченных ИТ-навыков. В небольших организациях эту роль может выполнять один из ИТ-специалистов по совместительству. В крупных организациях эта функция может поддерживаться целым подразделением.
Системные программисты Отвечают за поддержку, настройку и организацию  корректного взаимодействия с системным  программным обеспечением. Обычно в небольшой организации бывает достаточно одного системного программиста для поддержания этой функции на необходимом уровне.
Администраторы  данных Их функцией можно назвать разработку или  поддержку информационной архитектуры, организацию хранения и резервного копирования информации, мониторинг использования баз данных, их оптимизацию, консультирование программистов по структуре и средствам доступа к информации.
Администраторы  безопасности Отвечают за реализацию политики информационной безопасности, настройку и поддержку прав пользователей, мониторинг их активности, анализ инцидентов и выработку рекомендаций для руководства по мерам дополнительного контроля и совершенствования системы защиты информации.
Контролеры  качества Помогают организовать процесс постоянного мониторинга ИТ-процессов с целью повышения качества конечных продуктов и услуг, а также обслуживания пользователей. Их основными участками работы являются разработка новых программ и поддержка пользователей.
Инженеры  по компьютерному оборудованию Отвечают за поддержку и эффективное использование  компьютерного оборудования (серверов, рабочих станций, периферийных устройств  и т.п.) для достижения их бесперебойного функционирования.
Инженеры  по телекоммуникациям Осуществляют  поддержку и обслуживание телекоммуникаций, корпоративных сетей, телекоммуникационного оборудования, линий связи, взаимодействуют с провайдерами линий и оборудования
 

       Отдельно несколько слов необходимо  сказать об ИТ-менеджерах. Их роль, как и в любой другой деятельности, очень высока. Для управления ИТ требуются две группы менеджеров - линейные менеджеры и руководители проектов. (Рис. 4) 

Рис.4 Структура  управления ИТ-сферой.

     Линейные (или функциональные) менеджеры возглавляют  статические подразделения, такие, как отдел поддержки пользователей, отдел обслуживания оборудования и т.п. Руководители проектов осуществляют оперативное управление отдельными проектами в области ИТ. Естественно, что принципиальную роль в правильной организации ИТ-службы играет ИТ-директор.

          Традиционный подход к распределению полномочий между сотрудниками сводится к тому, что при недостатке объема работ сотрудники могут совмещать роли и задачи. В области информационных технологий такой подход не всегда применим, так как есть работы, совмещение которых резко увеличивает риски организации или совмещение которых невозможно по определению, например разработка и тестирование, так как ни один человек не может адекватно оценить результаты своего труда. Тем не менее, существуют возможности для совмещения (табл. 2.4). Буквой Н отмечены нежелательные сочетания. 
 

Таблица 2.4

Возможность совмещения участков работ

  Системные

аналитики

Прикладные 

программисты

Тестировщики Хранители программ Системные программисты Администраторы  данных Администраторы  безопасности Контролеры  качества Инженеры по компьютерам Инженеры по коммуникациям Эксперты поддержки
Системные

аналитики

      Н Н   Н Н      
Прикладные

программисты

    Н Н Н Н Н Н   Н Н
Тестировщики   Н     Н Н Н       Н
Хранители

программ

Н Н     Н   Н        
Системные

программисты

Н Н Н Н Н Н Н   Н Н Н
Администраторы  данных   Н Н   Н            
Администраторы

безопасности

Н Н Н Н Н       Н Н Н
Контролеры  качества Н Н             Н Н  
Инженеры  по компьютерам         Н   Н Н      
Инженеры  по коммуникациям   Н     Н   Н Н      
Эксперты  поддержки   Н Н   Н   Н        

Информация о работе Особенности управления персоналом в сфере информатизации