Автор: Инна Анисимова, 15 Июня 2010 в 17:20, курсовая работа
В настоящее время российские экономические условия изменили тенденции управления человеческими ресурсами. Инновационный характер производства, его высокая наукоемкость и ресурсоемкость, приоритет вопросов качества продукции, изменили требования к основным характеристикам персонала в сфере информатизации, повысили роль творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Человек нужен организации для достижения ее целей, следовательно, он становится целью менеджмента персонала. Поэтому организация должна создавать все условия для эффективного труда работника.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена возрастающей ролью человеческих ресурсов в достаточно молодой области информационных технологий. Цель исследования заключается в выявлении специфики управления персоналом, занятым в сфере ИТ.
Введение 3
Управление персоналом в сфере информатизации
Отечественный опыт управления кадрами в сфере ИТ/ИС 5
Зарубежный опыт управления кадрами в сфере ИТ/ИС. Технологии ITIL и ITSM 6
Особенности персонала, занятого в сфере ИТ/ИС 11
Особенности функционирования ИТ-отдела
Подготовка и обучение ИТ- персонала 15
Мотивация сотрудников, занятых в сфере информатизации 22
Должности и взаимозамещение в ИТ-сфере. Функции ИТ-директора. 29
Заключение 39
Использованная литература
Нематериальная мотивация - инструмент не менее действенный, чем хороший компенсационный пакет. Особенно если речь идет о людях, занимающихся творческой высокоинтеллектуальной работой, какими и являются ИТ-специалисты. Для них важность и сложность задач, которые приходится решать, нередко являются гораздо более серьезными факторами мотивации, чем размер оплаты труда. Основной составляющей рыночной стоимости любого специалиста, в том числе и в сфере ИТ, является уровень и сложность задач, которые он способен решать. Возлагаемый на сотрудника «груз ответственности», осознание важности задачи, возможность использовать нестандартные решения в случае с ИТ-специалистами, как правило, способствуют тому, чтобы они с большим энтузиазмом выполняли свою работу, а значит, и результат выдавали лучший.
С
точки зрения мотивации очень
важно поднимать престиж
В отличие от многих других категорий персонала, для ИТ-специалистов профессиональные качества лидера имеют большое значение. Известно, что ИТ-персона достаточно обособлен, у этих людей свой язык и стиль общения, ярко выраженная специфика интересов и т. д. Если руководитель не может разговаривать со своими подчиненными на одном языке, если он не разбирается профессионально в вопросах ИТ-сферы, не может служить примером с точки зрения профессионального развития, то и уровень всего департамента упадет. Иными словами, поставить во главе ИТ-департамента просто хорошего менеджера - не самый оптимальный вариант именно с точки зрения системы мотивации. ИТ-специалисты в конечном итоге расслабляются и не вкладывают в свою работу ничего сверх должностной инструкции. Грамотный руководитель может не только установить более высокие профессиональные стандарты для своего подразделения, но и поставить задачи перед своими подчиненными более высокие и значимые, что является действенным мотивационным фактором для ИТ-персонала.
Способ
мотивации сотрудников ИТ-
Должность ИТ-директора, или CIO (Chief Information Officer), до недавнего времени считалась необходимой в компаниях по продаже компьютерного и серверного оборудования, программного обеспечения, а также в фирмах, предоставляющих ИТ-услуги. Сегодня спектр компаний, заинтересованных в найме CIO, значительно расширился. Важно определить тот этап в развитии организации, когда и умений обычного системного администратора или программиста становится уже недостаточно для управления информационными системами предприятия.
Далее подробно опишем, что же представляет из себя должность ИТ-директора.
ИТ - директор способен перевести
потребности бизнеса на язык,
доступный для понимания
Помимо этого, ИТ-директор - своеобразный
аудитор, способный выявить
В итоге, ИТдиректор - это лидер, умеющий понять мотивацию подчиненных и управлять ею.
По мнению большинства
Логично предположить, что наибольший эффект от найма ИТ-директора могут получить компании, которые удовлетворяют одному или нескольким признакам:
- высокая интеллектуальная составляющая продукта;
- большое число клиентов, поставщиков;
- большой товарный ассортимент;
-
сложная логистическая цепочка;
-
высокая скорость
- обширная филиальная сеть организации.
Функциональные обязанности CIO традиционно
считаются одними из самых
масштабных по сравнению с
другими топ-менеджерами. ИТ-
-
создание комплексной
-
обеспечение информационной
- отслеживание развития рынка информационных технологий, услуг;
-
руководство процессом
Управленческие должностные
-
разработка ИТ-стратегии в
-
составление бюджета по
-
руководство и контроль работы
всех подразделений, входящих
в ИТ-отдел, руководство
-
участие в проектах по
Обширные функциональные
Некоторые работодатели
Руководитель ИТ-подразделения должен принадлежать к начальникам высшего звена на предприятии (желательно - заместитель руководителя). Это связано с тем, что он должен участвовать в построении корпоративных стратегий, в разработке систем стратегического контроля, в создании системы стратегического и организационного аудита фирмы, в реинжениринге бизнес-процессов, в разработке кадровой политики предприятия, - т.е. ему придется принимать решения, касающиеся всего предприятия, а для этого необходимо обладать определенными полномочиями.
Далее рассмотрим, какие сотрудники
составляют ИТ-отдел. В
Таблица 2.3
Типовые роли сотрудников ИТ-отдела.
Системные аналитики | Проектируют информационные системы исходя из потребностей пользователей. Они интерпретируют требования и пожелания, облекая их в документальную форму, понятную пользователям (бизнес-требования), и в форму, понятную разработчикам, программистам (техническое задание). Они должны обладать широким профессиональным кругозором, детальным пониманием бизнеса и предметных областей, при этом знать основы проектирования информационных систем, возможности и ограничения при разработке программ. |
Прикладные программисты | Отвечают за разработку новых систем, доработку, изменение используемых систем. Эта разработка ведется на основе согласованных системными аналитиками требований и документов. Профессиональные навыки состоят в умении наиболее эффективным способом создавать программы, используя знания по современным средствам разработки. |
Тестировщики | Осуществляют
тестирование разработанных программ
с целью выявления ошибок или
возможных проблем при |
Хранители программ | В их обязанности входит оприходование, хранение, резервирование программ, исходных кодов, учет их использования, в том числе отслеживание версионности и обновлений. К обязанностям хранителей программ можно также отнести ведение списка используемого программного обеспечения. В большей степени эта роль является административной, хотя и требует ограниченных ИТ-навыков. В небольших организациях эту роль может выполнять один из ИТ-специалистов по совместительству. В крупных организациях эта функция может поддерживаться целым подразделением. |
Системные программисты | Отвечают за поддержку, настройку и организацию корректного взаимодействия с системным программным обеспечением. Обычно в небольшой организации бывает достаточно одного системного программиста для поддержания этой функции на необходимом уровне. |
Администраторы данных | Их функцией можно назвать разработку или поддержку информационной архитектуры, организацию хранения и резервного копирования информации, мониторинг использования баз данных, их оптимизацию, консультирование программистов по структуре и средствам доступа к информации. |
Администраторы безопасности | Отвечают за реализацию политики информационной безопасности, настройку и поддержку прав пользователей, мониторинг их активности, анализ инцидентов и выработку рекомендаций для руководства по мерам дополнительного контроля и совершенствования системы защиты информации. |
Контролеры качества | Помогают организовать процесс постоянного мониторинга ИТ-процессов с целью повышения качества конечных продуктов и услуг, а также обслуживания пользователей. Их основными участками работы являются разработка новых программ и поддержка пользователей. |
Инженеры по компьютерному оборудованию | Отвечают за
поддержку и эффективное |
Инженеры по телекоммуникациям | Осуществляют поддержку и обслуживание телекоммуникаций, корпоративных сетей, телекоммуникационного оборудования, линий связи, взаимодействуют с провайдерами линий и оборудования |
Отдельно несколько слов
Рис.4 Структура управления ИТ-сферой.
Линейные (или функциональные) менеджеры возглавляют статические подразделения, такие, как отдел поддержки пользователей, отдел обслуживания оборудования и т.п. Руководители проектов осуществляют оперативное управление отдельными проектами в области ИТ. Естественно, что принципиальную роль в правильной организации ИТ-службы играет ИТ-директор.
Традиционный подход к распределению
полномочий между сотрудниками сводится
к тому, что при недостатке объема работ
сотрудники могут совмещать роли и задачи.
В области информационных технологий
такой подход не всегда применим, так как
есть работы, совмещение которых резко
увеличивает риски организации или совмещение
которых невозможно по определению, например
разработка и тестирование, так как ни
один человек не может адекватно оценить
результаты своего труда. Тем не менее,
существуют возможности для совмещения
(табл. 2.4). Буквой Н отмечены нежелательные
сочетания.
Таблица 2.4
Возможность совмещения участков работ
Системные
аналитики |
Прикладные
программисты |
Тестировщики | Хранители программ | Системные программисты | Администраторы данных | Администраторы безопасности | Контролеры качества | Инженеры по компьютерам | Инженеры по коммуникациям | Эксперты поддержки | |
Системные
аналитики |
Н | Н | Н | Н | |||||||
Прикладные
программисты |
Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | |||
Тестировщики | Н | Н | Н | Н | Н | ||||||
Хранители
программ |
Н | Н | Н | Н | |||||||
Системные
программисты |
Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | |
Администраторы данных | Н | Н | Н | ||||||||
Администраторы
безопасности |
Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | |||
Контролеры качества | Н | Н | Н | Н | |||||||
Инженеры по компьютерам | Н | Н | Н | ||||||||
Инженеры по коммуникациям | Н | Н | Н | Н | |||||||
Эксперты поддержки | Н | Н | Н | Н |
Информация о работе Особенности управления персоналом в сфере информатизации