Особенности управления персоналом в сфере информатизации

Автор: Инна Анисимова, 15 Июня 2010 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время российские экономические условия изменили тенденции управления человеческими ресурсами. Инновационный характер производства, его высокая наукоемкость и ресурсоемкость, приоритет вопросов качества продукции, изменили требования к основным характеристикам персонала в сфере информатизации, повысили роль творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Человек нужен организации для достижения ее целей, следовательно, он становится целью менеджмента персонала. Поэтому организация должна создавать все условия для эффективного труда работника.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена возрастающей ролью человеческих ресурсов в достаточно молодой области информационных технологий. Цель исследования заключается в выявлении специфики управления персоналом, занятым в сфере ИТ.

Содержание

Введение 3
Управление персоналом в сфере информатизации
Отечественный опыт управления кадрами в сфере ИТ/ИС 5
Зарубежный опыт управления кадрами в сфере ИТ/ИС. Технологии ITIL и ITSM 6
Особенности персонала, занятого в сфере ИТ/ИС 11
Особенности функционирования ИТ-отдела
Подготовка и обучение ИТ- персонала 15
Мотивация сотрудников, занятых в сфере информатизации 22
Должности и взаимозамещение в ИТ-сфере. Функции ИТ-директора. 29
Заключение 39
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 359.50 Кб (Скачать)

     10. Управление доступностью (Availability management). Доступность - очень часто используемый  показатель уровня сервиса. Однако  не только обеспечение заданного  уровня доступности, но даже  определение и измерение доступности настолько сложны, что для всех связанных с доступностью задач организуется отдельный процесс.

       Выгоды от внедрения ITSM:

  • Улучшение взаимопонимания между бизнесом и ИТ;
  • Определение чёткого перечня ИТ-услуг с согласованными параметрами качества их  предоставления;
  • Легче обосновывать затраты на ИТ и планировать развитие ИТ в соответствии с развитием бизнеса;
  • Возможность оценить вклад службы ИТ в общий бизнес;
  • Повышение удовлетворённости пользователей деятельностью ИТ;
  • Проще предоставлять необходимую отчётность;
  • Повышение управляемости ИТ-инфраструктуры;
  • Получение оперативной и точной информации о составе и состоянии ИТ-инфраструктуры;
  • Получение объективной информации о работе персонала ИТ-служб;
  • Чёткое разделение функций, обязанностей и ответственности между сотрудниками;
  • Возможность точнее оценить потребность во всех видах ресурсов;
  • Улучшение возможностей для мотивации ИТ-персонала;
  • Повышение производительности ИТ-службы;
  • Более эффективное использование полученных опыта и знаний.

     Соответственно, грамотный ИТ-директор должен руководствоваться в своей работе данными стандартами, особое внимание уделяя работе с персоналом. Одновременно с этим, он обязан ежедневно повышать свою осведомленность о технологиях и процессах, протекающих в организации.

     В этом и заключается особенность управления ИТ-сферой: умение объединить технику и человека с выгодой для бизнеса в целом и для сотрудников в частности.

1.3. Особенности управления  персоналом, занятым   в сфере   информатизации

            Прежде чем говорить об управлении ИТ-персоналом, следует понять, какие особенности существуют у такого управления. С одной стороны, ИТ-подразделение - такая же часть организационной структуры предприятия, как и любой другой отдел, однако вопрос о его эффективной работе встает перед руководителями гораздо чаще. Большинство руководителей далеки от детального понимания ИТ-специфики, проблемы ИТ-подразделения, как правило, существуют для директора в виде денег,  в которых это подразделение периодически нуждается. Понять, насколько эти нужды объективны, руководителю непросто. Еще сложнее оценить эффективность работы ИТ-персонала. Например, вопросы премирования – трудно определить, действительно ли люди приносят реальную прибыль для бизнеса, ведь часто эффективность внедрения и работы ИТ-систем не совсем очевидна.

     Для начала выясним особенности ИТ-персонала, каждая компания так или иначе  оценивает результаты работы своих  сотрудников и их потенциал для  дальнейшего развития. В зависимости  от целей, которые ставятся при оценке, выбирается соответствующий метод. Самыми распространенными методами являются:

  • оценка результатов работы (KPI/КПЭ — key performance indicators / ключевые показатели эффективности);
  • управление по целям;
  • оценка профессиональных качеств (аттестация);
  • assessment/ассессмент (оценка по компетенциям);
  • «метод 360 градусов» (когда сотрудника оценивают «со всех сторон» — коллеги, подчиненные и руководитель).

     Невозможно  эффективно управлять тем, что нельзя измерить. В частности, непросто объективно оценить развитие ИТ-персонала. Это можно сделать, рассматривая выполнение поставленных в индивидуальном плане задач, а также анализируя KPI/КПЭ. Например, для сотрудников службы поддержки в качестве KPI можно выбрать процент своевременно решенных проблем пользователей; процент проблем, решенных непосредственно во время звонка в службу поддержки. Для некоторых позиций (таких, как программисты) выбор и отслеживание KPI представляет собой весьма непростую задачу.

     Как правило, оценить профессиональные («технические») качества ИТ-персонала — это не самое сложное. Во-первых, это могут сделать коллеги или менеджеры самой компании (оценивая результаты работы или проводя беседу с сотрудником), во-вторых, сотрудников можно направить на сертификационные экзамены по их специализации. Оценить потенциал специалистов сложнее. Ассессмент, пожалуй, наиболее эффективный метод, который позволяет решить эту задачу — понять, как сотрудник может развиваться дальше; раскрыть сильные и слабые стороны специалиста.

     Далее необходимо отметить психологические  особенности ИТ-специалистов, которые отличают их от работников других направлений:

  • более независимы, самостоятельны — ставят перед собой высокие цели и неукоснительно их добиваются;
  • самодостаточны — им необходима свобода в принятии решений;
  • уверены, что отличаются от других отделов, — им необходимо «особое» отношение;
  • имеют высокий уровень ответственности и лояльности;
  • предпочитают предсказуемость переменам;
  • высокая толерантность (терпимость); наверное, поэтомудля ИТ-специалистов не имеет особого значения офисное помещение или личностные особенности коллег;
  • очень важно хорошее мнение окружающих, им важно иметь авторитет;
  • склонность к интеллектуальному труду и работе с абстрактными проблемами;
  • невысокая коммуникабельность, отсутствие стремления к лидерству.

     Учитывая  рассмотренные особенности работников сферы информатизации, можно наметить некоторые опорные точки, на которые  необходимо опираться руководителю в работе с подчиненными. Эти данные представлены в таблице 1.1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 1.1.

    Факторы стимулирования и демотивации ИТ-персонала.

Факторы стимулирования ИТ-специалистов Факторы демотивации  ИТ-специалистов
Делать  упор на ответственность и лояльность к другим сотрудникам Частая отмена или изменение поставленных задач
Учитывать склонность к интеллектуальному труду – давать сложные и интересные проекты Выполнение  обязанностей, не входящих  в их компетенцию
Учитывать ориентацию на мнение окружающих –  чаще подчеркивать успехи в работе Отсутствующая или неверная информация
Минимум контроля за рутинной работой – контроль над промежуточными результатами Большое количество рутинных операций

2. Особенности функционирования  ИТ-отдела.

2.1.Подготовка  и обучение кадров  в ИТ-сфере.

     В любой организации, а тем более, в ИТ-отделе, обучение кадров является неотъемлимой частью работы. Появляются новые технологии, технические и программные средства, следовательно, работники должны обладать соответствующей квалификацией для эффективной деятельности. Кроме того, имеет место и психологический аспект – нужно помнить и об интеллектуальном, нравственном развитии сотрудников.

     Мотивацией  непрерывного обучения в зарубежных  компаниях является связь между  результатами производственной деятельности каждого работника и предоставлением  ему возможности для обучения: ценность сотрудника фирмы определяет количество средств, выделяемых для повышения его квалификации. Что касается российской реальности -планирование программ подготовки — составная часть общего планирования трудовых ресурсов вместе с расчетом потребности в персонале, составлением планов набора сотрудников, планированием карьеры.

     В целях определения потребности  в обучении и планировании ИТ-специалистов необходимо:

  • использовать результаты оценки труда и персонала, выявляющие проблемы, с которыми сталкиваются работники;
  • анализировать план технического обновления;
  • оценивать специфику общих программ подготовки, которую проходят студенты колледжей и университетов, приходящих на работу в организацию;
  • диагностировать средний уровень подготовленности новых сотрудников.
 

     Внутрифирменное обучение – особая схема организации  подготовки сотрудников ИТ-отдела. Обычно программы внутрифирменной  подготовки создаются для конкретного  предприятия и ориентированы  на развитие персонала и подготовку его к изменениям в организации. Подход к обучению управленцев в сфере информационных технологий должен включать давно и хорошо известный постулат 3P - People, Process, Product.

     В качестве примера можно привести следующую схему обучения. People: управление IT-персоналом, заключение договоров на обслуживание. SLM (Service Level Management). Process: курсы по известным процессным подходам к организации IT-подразделения - ITIL и COBIT, мастер-классы по организации процессов. Product: мастер-классы по настройке и поддержке программного обеспечения, автоматизирующие процессы + совместные программы по организации IT-инфраструктуры на основе Micrsoft, Novell, Cisco, Oracle, Solaris.

     Представления о технологии организационных изменений  в самом общем виде выражены в  представлениях о консультационных технологиях. Можно выделить 2 подхода к организации консультационной работы в  ИТ-организации.

     Первый, (можно назвать его экспертным), предполагает возможность подготовки программы развития организации, решения каких либо проблем, подготовки управленческого решения с помощью приглашенного консультанта. Задача консультанта – провести диагностику и подготовить план изменения ситуации. Консультант в рамках такого подхода выступает как носитель экспертного знания, которое может быть применено к конкретной ситуации, сложившейся в организации. Как правило, такой человек может работать в какой-то мере  независимо от персонала, ориентируясь на нормы, сложившиеся в той или иной сфере профессиональной.

     Второй  подход, (его называют еще процессуальным), дает возможность подготовки программы развития организации  только в процессе совместной работы с персоналом организации. В рамках процессуального консультирования большое внимание уделяется не только диагностике ситуации, сложившейся в предметной деятельности организации, но и существующей корпоративной культуре, специфике норм и требований к персоналу, традициям, ценностям и самой истории фирмы.

     В рамках данного подхода  проект может  быть реализован только при участии  управленческого персонала организации. Логично, что к ИТ-персоналу предъявляются дополнительные требования, связанные в первую очередь с опорой на партнерское взаимодействие с консультантом и возможностью участия в консультационном процессе.

       Если речь идет об экспертном  консультировании, то о программа обучения должна снабдить слушателей знаниями о типичных проблемах с которыми они могут столкнуться в профессиональной деятельности, способах их решения - то есть целью является передача знаний.

     Если  же речь заходит о процессуальном консультировании, то у персонала, кроме набора профессиональных знаний, должна быть сформирована установка на изменение, овладения новыми формами индивидуального поведения и развития способов групповой деятельности. То есть целью является не столько передача знаний, сколько создание ориентации на изменение индивидуального и группового поведения.

     Рассматривая  специфику подходов к  внутрифирменному обучению, можно выделить два направления: традиционное и интегрированное. Сопоставительный анализ традиционного и интегрированного обучения представлен в таблице 2.1: 
 
 
 
 
 

Таблица 2.1

Сопоставительный  анализ традиционного и интегрированного обучения ИТ-специалистов.

Параметры Традиционное  обучение внутри предприятия Интегрированное обучение
Объект Отдельный руководитель Группы, межгрупповые связи, руководитель и группа
Содержание Основы управленческих знаний и навыков Коммуникативные навыки, умения разрешать проблемы
Обучающиеся Руководители  младшего и среднего звена Все руководители вплоть до высшего звена
Учебный процесс Основан на информации и рационализации Основан на информации, рационализации, коммуникации и эмоциях
Стиль обучения Исходит из предметов  и особенностей преподавателей Исходит из особенностей участников, их опыта, проблем, отношений  и умений консультантов
Цели  обучения Рациональность  и эффективность Приспособление, изменение, информирование
Форма проведения Различные семинары, курсы Свободный выбор  форм в зависимости от необходимости  и ситуации
Ответственность за проведение Преподаватели, организаторы Участники
Направленность Ориентация  на знания, которые могут пригодиться  в будущем Ориентация  на конкретное изменение

Информация о работе Особенности управления персоналом в сфере информатизации