Автор: Инна Анисимова, 15 Июня 2010 в 17:20, курсовая работа
В настоящее время российские экономические условия изменили тенденции управления человеческими ресурсами. Инновационный характер производства, его высокая наукоемкость и ресурсоемкость, приоритет вопросов качества продукции, изменили требования к основным характеристикам персонала в сфере информатизации, повысили роль творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Человек нужен организации для достижения ее целей, следовательно, он становится целью менеджмента персонала. Поэтому организация должна создавать все условия для эффективного труда работника.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена возрастающей ролью человеческих ресурсов в достаточно молодой области информационных технологий. Цель исследования заключается в выявлении специфики управления персоналом, занятым в сфере ИТ.
Введение 3
Управление персоналом в сфере информатизации
Отечественный опыт управления кадрами в сфере ИТ/ИС 5
Зарубежный опыт управления кадрами в сфере ИТ/ИС. Технологии ITIL и ITSM 6
Особенности персонала, занятого в сфере ИТ/ИС 11
Особенности функционирования ИТ-отдела
Подготовка и обучение ИТ- персонала 15
Мотивация сотрудников, занятых в сфере информатизации 22
Должности и взаимозамещение в ИТ-сфере. Функции ИТ-директора. 29
Заключение 39
Использованная литература
Обучение в компании может быть как организованным (формальным), так и инициированным самими работниками. Чтобы определить основные компетенции сотрудников, кадровые специалисты проводят специальные опросы, интервью, составляют анкеты. Правильно построенная система обучения позволяет ИТ-специалистам развиваться в соответствии с целями компании. Методы и средства могут быть разными: обучение силами внутренних специалистов, обращение к услугам внешних провайдеров, приглашение тренеров. Важно, что подобная система позволяет постоянно отслеживать образовательный процесс, оценивать результаты и эффективность проведенных мероприятий.
Отрицательным моментом может быть отсутствие у людей реальной мотивации, восприятие такого обучения как принуждения. Например, очень сложно заставить сотрудников, вынужденных тратить на корпоративные тренинги свое свободное время выкладываться на 100% процентов. Большое значение имеет профессионализм кадровых специалистов, которые должны помочь сотрудникам почувствовать необходимость обучения, не воспринимая это как формальность.
Выводы
об организованном обучении представлены
в таблице 2.2
Таблица 2.2
Организованное обучение ИТ-специалистов
Преимущества | Недостатки |
Плановость
- работодатель заранее планирует
всё, что связано с образовательным
процессом и может его |
Излишняя формализаци. Данный вид обучения требует большого количества различных документов |
Полнота и масштаб - программы обучения способны охватить каждого сотрудника компании. Кроме того, такое обучение обычно имеет большой выбор альтернатив: это и теоретические занятия по различным темам, и семинары, и деловые игры. | Нет связи с потребностями и желаниями персонала. Обязательность демотивирует. |
Формальное обучение - достаточно дорого стоит для работодателя. |
Можем сделать вывод, что в кризисных условиях многим организациям трудно сохранить свои программы формального обучения, особенно если учесть психологические особенности ИТ-персонала, их неприязнь к всему излишне формализованному. Поэтому такие программы не эффективны, сокращаются или ликвидируются вовсе.
Однако на самообразование кризис не оказывает разрушающего действия, доступ к деловой литературе и сетевым ресурсам открыт, тем более, что ИТ-специалисты склонны именно к этому виду обучения. В этом случае человек сам выбирает, что ему изучать, где и в каком количестве. Выбор из множества вариантов: чтение специализированной литературы, изучение ресурсов сети Интернет, прохождение открытых тренингов или курсов повышения квалификации, получение информации от коллег. Другая ситуация - сертификация по каким-либо технологиям или продуктам (что важно, например, для ИТ-специалистов, консультантов). Тем не менее, встречаются отдельные недостатки - например, отсутствует систематическое обучение (сотрудник обучается не последовательно, а в соответствии с сиюминутными пожеланиями, наличием или отсутствием средств и т. д.), а также неверная мотивация (нередко люди проходят какой-либо тренинг просто потому, что им это интересно в данный момент).
Правильно выстроенная система обучения позволяет специалистам развиваться в соответствии с целями компании, что играет главную роль как для сотрудника, так и для работодателя.
Среди методов самообразования можно выделить:
Тем не менее, неформальное
обучение в любом случае
Очевидно, что в современном мире обновление знаний происходит стремительными темпами. Для профессионального и карьерного развития необходимо постоянно наращивать новые компетенции, тренировать навыки, получать информацию о новых технологиях в профессиональной области.
При реализации проектов в России сейчас широко используются материальные способы мотивации ИТ-персонала. Но из-за специфики компьютерного проекта часто трудно объективно оценить работу каждого исполнителя. Таким образом, ориентация только лишь на материальное стимулирование оказывает нежелательное воздействие на согласованную работу всех участников проекта, обладающих различными знаниями и умениями. Они легко теряют мотивацию и начинают создавать проблемы членам коллектива. Такие люди требуют дополнительных временных и финансовых затрат, результаты же их работы способствуют значительному увеличению риска возникновения ошибок в конечном программном продукте. Данная проблема приобретает еще большую важность в малочисленных специализированных ИТ-отделах организаций, так как в них у персонала есть зафиксированный набор обязанностей, выполнение которых некому передать.
Как правило, ИТ-специалист рассматривает свою деятельность не только как возможность заработка, но и как поле для профессиональной и творческой самореализации. Кроме того, поскольку они нередко обладают высоким уровнем интеллекта, хорошо развитым чувством независимости, а также чувством юмора, для них очень важна благоприятная обстановка в ИТ-отделе.
Вопросами мотивации ИТ-
Существующая на предприятии система мотивации труда должна решать следующие задачи (рис.1)
Рис.1 Основные задачи системы мотивации в сфере ИТ/ИС
Исследования,
проведенные компанией
Рис. 2 Потребности
ИТ-персонала, %
Рис. 3 Стимулы
ИТ-персонала, %
Таким образом, видно, что
Для привлечения соискателей
и удержания сотрудников,
достойной
оплаты труда, предприятия должны предоставлять
конкурентоспособный социальный пакет,
в том числе обеспечение
Наиболее распространенные способы организации комфортных условий для работников той или иной компании удовлетворяют насущные потребности: организация питания, удобный график работы, организация доставки сотрудников до места работы, обеспечение всей необходимой для работы техникой. Реже работодатели заботятся о здоровье своих сотрудников. Набор условий, создаваемых ИТ-компаниями для своих сотрудников, отличается от других отраслей, и обусловлен спецификой работы ИТ-компаний: большое количество времени, проводимое в офисе, особенности субкультуры ИТ-специалистов.
Система оплаты труда должна быть уникальна для каждой компании и, соответственно, для каждого подразделения. Это та область, в которой невозможно реализовать стандартный шаблон, здесь требуется модификация решений под специфику организации.
Политика организации в
Материальное стимулирование
Материальное вознаграждение
Кроме
того, имеет значение ценность решаемых
задач в конкретной компании, уровень
ответственности, квалификация и опыт.
Следует отметить, что часто к
сотрудникам ИТ-подразделения
Существует набор факторов нематериальной мотивации, которые часто имеют гораздо большее значение, чем размер заработной платы и премий, в их числе:
Информация о работе Особенности управления персоналом в сфере информатизации