Особенности спортивного менеджмента, как комплексной науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Физическая культура и спорт являются одними из основных видов деятельности в современном обществе, проникшими во все сферы общественной жизни и все круги общественной жизни. Они включают в себя занятия различными физическими упражнениями, спортом в учебных заведениях, на производстве, по месту жительства, в местах отдыха и т.д. Руководители спортивных организаций, приводя в исполнение планы, организовывая, контролируя, продвигая, руководя, а также, исполняя другие свои функции, используют человеческие и финансовые ресурсы, реализуют цели спортивных организаций в процессе своей деятельности.

Работа содержит 1 файл

Курсовая - спортивный менеджмент.doc

— 304.00 Кб (Скачать)

В современных условиях современной инновационной политики высшего учебного заведения проявляется тенденция к увеличению ассортимента предлагаемых образовательных услуг, расширению диапазона новых специальностей при подготовке физкультурных кадров.

Процесс инновации может включать определенные этапы:

1. Систематизация поступающих идей:

    сбор информации об изменениях на рынке труда, нововведениях, поступающих по результатам исследований от потребителей, пожелания, требования, рекламация и т.п.;

    сбор информации о потенциальных возможностях вуза в отношении открытия новой специальности, нового вида образовательных услуг, определении степени и размеров риска;

    сбор информации о потребности данных специалистов в физкультурно-спортивных организациях, клубах, общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.

2. Отбор выявленных идей и выработка идеи новой специальности, услуги:

    определение возможностей и практической реализации идей;

    выяснение степени технологической общности новой и традиционной специальностей (услуг);

    соответствие новой специальности стратегии развития вуза.

3. Анализ экономической эффективности новой специальности, услуги, разработка программы маркетинга:

    разработка проекта подготовки специалистов (предоставления;

    предварительная оценка качества подготовки специалистов;

    оценка потенциального спроса на рынке труда (у потребителя) и объема выпуска;

    определение расходов;

    наличие необходимых ресурсов для открытия новой специальности (услуги): финансов, кадрового персонала, оргтехники, спортоборудования, инвентаря;

    сроки подготовки новых специалистов (услуг) и начала подготовки;

    разработка программы маркетинга.

4. Создание новой специальности, услуги:

    разработка конкретной программы развития, учебных базовых и рабочих программ новой специальности (услуги) с распределением обязанностей по подразделениям вуза;

    соответствие государственному стандарту высшего образования;

    выбор средств и методов рекламы;

    выбор оптимальных каналов распределения выпускников специальности;

    организация учебного процесса;

    контроль и проверка качества подготовки специалистов (услуги).

При подготовке спортивных менеджеров в высших учебных заведениях может быть использована концепция "Гибкого работника", в основе которой лежит подготовка специалистов по двум, трем специализациям.

Примерный перечень специальностей в качестве 2-й или 3-й:

    организатор активного отдыха и развлечения;

    режиссёр и организатор массовых физкультурно-спортивных мероприятий;

    менеджер организации, экономист-менеджер спорта;

    специалист базового спорта;

    специалист исследовательской деятельности ФКиС;

    специалист базово-пролонгирующей физической культуры (ОФП, консультант самостоятельных занятий по ФКиС);

    инструктор тренажерного зала;

    персональный тренер;

    инструктор детских групповых программ.

Как показывают исследования, подготовка кадров по указанным специальностям способствовала бы решению ряда проблем по удовлетворению населения в физкультурно-оздоровительных услугах. С повышением самостоятельности высших учебных заведений в формировании образовательных программ с учетом специфики регионов, постоянно меняющегося рынка труда, традиций вуза, могут вводиться новые специализации.

Действующее законодательство предусматривает возможность реализации двухступенчатой структуры высшего профессионального образования. В ряде вузов уже функционирует ступенчатая структура основных образовательных программ. Совершенствуется государственная система оценки качества высшего профессионального образования, а также успешно функционируют внутривузовские системы управления качеством образования.

Количество кандидатов, претендующих на учебу в вузах, ежегодно превышают возможности, определенные лимитами мест. Физкультурно-оздоровительное и спортивное направления учебы – одни из наиболее дорогостоящих: это связано с созданием, содержанием и развитием значительной материально-технической базы (спортивные залы, бассейны, спортплощадки), оснащение спортоборудованием, инвентарем и т.п.

В вузах делается попытка возмещения затрат на обучение, что позволяет несколько совершенствовать учебный процесс. Оснащается учебно-спортивная база качественным оборудованием, улучшаются жилищно-бытовые условия студентов.

Система управления процессом инновации в высшем учебном заведении предполагает:

    создание на уровне ректората специализированного подразделения: отдела или рабочих групп – по разработке инновационной и технологической образовательной политики;

    создание целевых проектных групп по разработке новой специальности;

    повышение роли находящихся в составе вуза отделов, служб, лабораторий, занимающихся инновационной деятельностью;

    создание специальных фондов стимулирования инновационной деятельности;

    организацию консультационной помощи в области нововведений, в том числе приглашение компетентных специалистов;

    создание лабораторий по проблемам освоения новых образовательных технологий.

Важнейшими факторами успеха в подготовке высококвалифицированных специалистов физической культуры и спорта, в том числе по новым специальностям, являются:

    поддержка руководства вуза;

    создание материальной базы и финансирование проекта;

    удачная организационная структура, большой исследовательский потенциал, широкие возможности маркетинга;

    ориентация вуза при подготовке нового специалиста на потребности рынка, тщательное изучение его;

    уникальность нового специалиста;

    наличие сильного организатора и мотивации людей, участвующих в разработке новой специальности;

    стимулирование деятельности разработчиков и исполнителей проекта (материальное, моральное, духовное);

    творческая разработка нового специалиста на основе современных образовательных технологий и кадрового потенциала вуза.

Для того чтобы новый специалист был конкурентоспособен на рынке труда отрасли, необходимо изучить тенденцию в разработке таких специалистов в других отечественных вузах и преуспевающих зарубежных. Кроме того, следует наблюдать за специалистами в физкультурно-оздоровительных и спортивных клубах, школах изучать мнение экспертов по содержанию и технологии подготовки специалистов, знакомиться со статьями в академических изданиях журналов, материалами научных конференций.

К сожалению, несмотря на значительные сдвиги по совершенствованию подготовки специалистов: открытие новых специальностей, введение новых учебных дисциплин, расширение ассортимента образовательных физкультурно-спортивных услуг, вузы пока предлагают лишь малую долю того, что необходимо быстро развивающемуся обществу.

Ощущается недостаток в высокообразованных творческих специалистах, имеет место достаточно острая проблема миграции специалистов в другие отрасли, ещё очень низок уровень зарплаты, необоснованно невысок статус учителя физкультуры, тренера в обществе. Имеются и другие проблемы, которые предстоит решить в ближайшее время.

Современные социально-экономические условия общества требуют от высшей школы гибкости, мобильности и действенности стимулов в подготовке высокопрофессиональных специалистов физической культуры, спорта и туризма.

Главным критерием следует сделать качество подготовки кадров. Основным ориентиром подготовки специалистов должны быть запросы потребителей. Для этого необходимо открытие новых и дополнительных специальностей по подготовке кадров различного профиля с учетом их востребованности в обществе и дальнейшего трудоустройства.

Становится все более очевидной потребность в специалистах, имеющих специальную подготовку в области оздоровления различных слоев населения, досуга, управления и обслуживания спортивных сооружений, финансово-хозяйственной деятельности в спортивных организациях и других аналогичных учреждениях.


2.4 Зарубежный опыт по управлению в сфере спорта и подготовке

специалистов. Взаимодействие организаций и государственных

органов

 

Общепризнанным является тот факт, что сфера физической культуры и спорта призвана решать многие социально-экономические проблемы, такие, как объединение общества, отвлечение молодежи от пагубных привычек, профилактика заболеваний, увеличение средней продолжительности жизни и ее качественного уровня. Поэтому, обладая неоспоримой социальной значимостью, спортивные услуги являются объектами международного регулирования и сотрудничества.

Основными международными документами в сфере спорта следует считать Международную хартию физического воспитания и спорта 1978 г. с последующими дополнениями, и Спортивную хартию Европы 1992 г.

Данные законодательные акты устанавливают основные принципы регулирования развития спорта, которых обязаны придерживаться все страны, ратифицировавшие соглашения. Основными принципами, из которых страны обязаны исходить, выступают, во-первых, доступность занятий массовым спортом без дискриминации по каким-либо признакам, во-вторых, государственное регулирование развития сети спортивных сооружений и доступности занятий физической активностью.

Основываясь на положениях вышеуказанных документов, различные страны в зависимости от специфики социально-экономического и политического устройства формируют условия для развития спорта, для создания, восстановления и пополнения его ресурсной базы как основы функционирования.

Развитие спорта основывается на базовом законе о спорте. Так, во Франции это Закон Французской Республики об организации и повышении роли в обществе физической и спортивной активности (1984 г.), в Финляндии – Закон о спорте (21.12.1979 г.) и Устав о спорте (28.12.1979 г.) и пр. Следует отметить, что разработка данных законов, а также всех других законодательных актов, касающихся вопросов развития спорта, должна соответствовать положениям международных соглашений.

Государственными органами исполнительной власти выступают различные министерства и ведомства. В Испании – это Высший совет спорта, являющийся автономным органом Министерства образования и науки, в Аргентине – Министерство по социальным вопросам. В их компетенции находятся принципиальные вопросы развития ФКС:

    участие в управлении спортом высших достижений;

    выделение и распределение средств государственного бюджета, составление сметы расходов;

    выделение, аннулирование и условия получения субсидий, пособий и займов для спортивных организаций;

    контроль использования финансовых средств;

    формирование предложений по подготовке специалистов;

    участие в разработке и реализации планов по строительству и модернизации спортивных сооружений, включая их оборудование, и т.д.

Зарубежный опыт развития спорта свидетельствует, что территориальный принцип разделения управленческих функций позволяет четко разграничить компетенцию и ответственность государственных и территориальных органов управления. Так, если на государственном уровне выполняются основные функции управления, то региональные и местные органы управления спортом ориентированы в большей степени на развитие массового спорта и спорта для всех, которые за рубежом являются неразделимыми понятиями. Приведем несколько примеров.

В Германии реализуется система территориального управления массовым спортом, где управление им в соответствии с Конституцией (ст. 30) и федеративной структурой Германии является задачей земель. Следует подчеркнуть, что в Германии нет единой структуры управления спортом на земельном уровне. Механизм регулирования спортом значительно отличается в разных землях. В ряде земель (Баден-Вюртенберг, Мекленбург – Передняя Померания, Нижняя Саксония, Северный Рейн – Вестфалия, Саксония, Саксония – Анхальт) за развитие спорта отвечают министерства по делам культуры, в других (Бавария, Бранденбург, Гессен, Шлезвиг-Гольштейн) – министерства по делам образования, науки и искусства, по вопросам образования и спорта, по делам женщин, труда и социального порядка и т.д., в Тюрингии – Министерство по социальным вопросам и здравоохранению, в Рейнланд-Пфальце – Министерство внутренних дел, а в землях Бремен и Гамбург – сенаторы по внутренним делам и т.д.[3] Общее управление ФКС, а также вопросами массового спорта осуществляется правительствами земель совместно с федеральным правительством, национальными спортивными организациями, городами, общинами и коммунами. В зависимости от региональной специфики, спроса населения на услуги массового спорта организация массового спорта в землях различна, но вне зависимости от этого существуют единые приоритеты: спорт в школах и подготовка преподавателей физвоспитания; студенческий спорт; спорт для всех, прежде всего среди молодежи, женщин, пожилых и инвалидов; строительство, модернизация и содержание спортсооружений; содействие спорту высших достижений; помощь спортивным клубам и командам.

Информация о работе Особенности спортивного менеджмента, как комплексной науки