Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:34, курсовая работа
Физическая культура и спорт являются одними из основных видов деятельности в современном обществе, проникшими во все сферы общественной жизни и все круги общественной жизни. Они включают в себя занятия различными физическими упражнениями, спортом в учебных заведениях, на производстве, по месту жительства, в местах отдыха и т.д. Руководители спортивных организаций, приводя в исполнение планы, организовывая, контролируя, продвигая, руководя, а также, исполняя другие свои функции, используют человеческие и финансовые ресурсы, реализуют цели спортивных организаций в процессе своей деятельности.
Физическая культура и спорт являются одними из основных видов деятельности в современном обществе, проникшими во все сферы общественной жизни и все круги общественной жизни. Они включают в себя занятия различными физическими упражнениями, спортом в учебных заведениях, на производстве, по месту жительства, в местах отдыха и т.д. Руководители спортивных организаций, приводя в исполнение планы, организовывая, контролируя, продвигая, руководя, а также, исполняя другие свои функции, используют человеческие и финансовые ресурсы, реализуют цели спортивных организаций в процессе своей деятельности. Для достижения спортивно-воспитательной цели, тренировки спортсменов высшего уровня, улучшения физического состояния нации в целом, достижения отличных результатов в спортивной деятельности нельзя отходить от научного менеджмента физической культуры.
Научный менеджмент физической культуры – основные законы и научные методы проведения систематической исследовательской деятельности, направленной на изучение менеджмента физической культуры. Это одна из ветвей научного менеджмента, которая обладает качествами, как присущими обычному менеджменту, так и своими отличительными особенностями.
Научный менеджмент физической культуры – это комплексная наука. Менеджмент физической культуры опирается на другие системы знаний, основывается, развивается и регулируется с помощью: философии, физической культуры, маркетинга, математики, социологии, экономики, психологии, правоведения и других наук, что в комплексе позволяет обогатить и усовершенствовать знания о здоровом развитии человеческого организма.
Научный менеджмент физической культуры представляет собой сочетание науки и искусства. Он является наукой, т. к. имеет признаки, характерные для науки, а именно:
– объективность. Подчиняется правилу объективного отображения результатов исследований менеджерской деятельности при проведении спортивных мероприятий;
– практичность. Все теоретические знания в этой области проверяются на практике. Более того, целью менеджмента физической культуры является именно выявление практической пользы;
– теоретическая систематичность. На данный момент, менеджмент физической культуры представляет собой теоретическую систему, каждая из частей которой тесно взаимосвязана с остальными, а все они вместе складываются в логическую систему;
– достоверность. Основы и методы менеджмента физической культуры чисто практические и проверяются непосредственно на практике, после чего полученным результатам дается объективная оценка, и используются лишь достоверные данные.
Для достижения желаемых результатов в менеджменте физической культуры управляющий должен не только организовывать тренировки, гибко сочетать практические и теоретические знания, но и успешно исполнять организаторскую функцию. Лишь в этом случае он сможет с легкостью справиться с запутанной и постоянно меняющейся обстановкой.
Научный менеджмент физической культуры – это неточная наука. Те науки, при проведении в области которых экспериментов, в заданных условиях получается ожидаемые результат, называются точными, например: математика, химия, физика и др. Но с менеджментом физической культуры дело обстоит не совсем не так: при одних и тех же условиях и вложении одинакового количества средств, результаты могут быть различными. Во многом это обуславливается влиянием факторов менеджмента физической культуры на конечный результат, так как многие факторы – непредсказуемы (например, курс государственной политики, обстановка в обществе, природная среда, соперники, фактор человеческой психологии, способы управления, организационная культура и др.), и каждый из них очень расплывчат, результат их неясен заранее.
В качестве примера можно привести чемпионат мира по футболу. Мы можем лишь примерно прогнозировать итог соревнования, основываясь на том, какая из команд является сильнее, а какая слабее, но не можем быть уверены ни в исходе отдельных матчей, ни в результате чемпионата в целом.
Система менеджмента физической культуры и спорта состоит из его цели, функций, субъекта, объекта, методов, и среды. Управляющие в сфере спортивного менеджмента делятся на управляющих высшего, среднего и базового уровней; а также на функциональных и общих менеджеров. Управляющие в сфере спорта должны иметь высокие идеологические и политические убеждения, глубокие знания, отличное знание психологии и выдающиеся способности.
Система менеджмента спорта – это устройство аппарата менеджмента физической культуры и спорта и совокупность спортивных управленческих учреждений.
Спортивная организация имеет определенную внутреннюю структуру, основанную на специфике того или иного вида спорта. В ней есть управления, департаменты, отделы, группы, команды. Иными словами, в спортивной организации существуют различные виды управленческой деятельности. Вместе с ними появляется структура взаимоотношений и подчиненности. Это означает, что менеджеры подразделяются на разные уровни. Менеджеров, как правило, принято подразделять на три основные группы:[1]
- стратегический уровень (top manager) – это руководители спортивных школ, спорткомплексов, президенты спортивных клубов и федераций и т.п.;
- тактический уровень (middle manager) – руководители управлений, самостоятельных отделов и т.п.;
- исполнительский уровень (entry manager) – тренеры, начальники команд, медицинский персонал и т.п.
Спортивных менеджеров подразделяют и по видам профессиональной деятельности: генеральный менеджер, менеджер по персоналу организации, менеджер по рекламе, менеджер по маркетингу, менеджер-представитель спортсмена.
Спортивные менеджеры, являясь субъектом управленческой деятельности, выполняют в организации ряд своеобразных функций. Среди них выделяются три ключевые функции.
1. Функция принятия решения.
Именно менеджер определяет направление деятельности организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер, но он же и несет ответственность за последствия.
2. Информационная функция.
Менеджер аккумулирует информацию о внутренней и внешней среде спортивной организации, в которой он работает, распространяет эту информацию в виде нормативных установок и разъясняет персоналу ближайшие и перспективные цели организации.
3. Функция руководителя.
Менеджер выступает в качестве руководителя спортивной организации, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов спортивной организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации во взаимодействии с другими организациями.
Обобщение опыта подготовки спортивных менеджеров в ВУЗе и рыночный спрос на специалистов такого профиля показывает, что все большему количеству организаций спортивной отрасли нужны менеджеры с определенным набором умений и навыков.
Упомянем основные из них:
- владение современными компьютерными технологиями и программами;
- владение иностранным языком;
- умение формировать информационную политику организации;
- организация работы офиса организации;
- знание основных маркетинговых стратегий;
Россия входит в число двадцати ведущих спортивных держав мира и по праву считается страной, где спорту и физической культуре уделяется самое пристальное внимание. Динамично развивается физкультурно-спортивная инфраструктура, построено и строится большое количество крупных спортивных объектов. Физкультурно-спортивная отрасль нашей страны поступательно развивается и последовательно реализуется один из важнейших приоритетов государственной политики – воспитание здоровой и сильной нации.
Эти обстоятельства предъявляют новые требования к компетентности и профессионализму современного специалиста в сфере спортивного менеджмента. Сегодня наиболее отчетливые характеристики должны приобретать: система научного управления подготовкой специалистов отрасли на различных уровнях, технологии, нововведения с учетом современных тенденций и ориентацией на развитие физической культуры личности, общества.
Существующие противоречия между потребностью личности и общества в образовательных, физкультурно-оздоровительных и спортивных услугах и их удовлетворением из-за недостатка ряда проблем (организационно-
Переориентация высших учебных заведений на подготовку спортивных менеджеров требует разработки новых путей быстрого реагирования на запросы, на создание новой современной модели специалиста европейского и мирового уровня.
При подготовке профессионалов будущего в высших учебных заведениях должны учитываться течения моды, дефицит на профессии, специальности, потребности государства и различных слоев общества, личности, европейский и мировой образовательный стандарт высшего физкультурного образования, уровень развития науки, практики и т.п.
Меняется направленность усилий учреждений высшего образования на исследование не удовлетворенных нужд и потребностей, разработку новых учебно-методических технологий, эффективных организационных структур, которые будут способны их удовлетворить.
При подготовке специалистов в высшей школе особое внимание необходимо уделять не только передаче профессионально-
Система требований к качеству подготовки специалистов может включать в себя усиление гуманистической ориентации, высокий уровень его знаний в области психологии мотиваций, потребностей и свободы выбора вида физкультурной или спортивной деятельности. От специалиста будущего потребуется способность к ускоренному освоению наукоёмких технологий физического воспитания и спортивной подготовки, глубокие знания в области технологий естественного и стимулированного развития физического потенциала человека, учёт типологических и особенно индивидуальных характеристик занимающихся, построения адекватных им программ физического и спортивного совершенствования, а также организации инфраструктур обеспечения их полноценной реализации.
Формирование компонентов готовности будущего специалиста невозможно без определенной перестройки системы подготовки, создания особого образовательного пространства, ориентированного на достижение целей профессионального образования, воспитание личностно-деятельных качеств и способностей.
Должны существенно измениться интеллектуальные взаимодействия преподавателя и студента, тренера и ученика. Деятельность профессорско-
Для успешного решения проблем модернизации, инновации при подготовке специалистов с высшим физкультурным образованием главное внимание должно уделяться выработке стратегии модернизации, инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов образовательных услуг становится приоритетным направлением стратегии вуза, определяет направления его развития, конкурентоспособности.
Осуществление модернизаций и инноваций предполагает:[2]
комплексное исследование в различных научных сферах (педагогике, социологии, психологии, экономике и др.) путем интеграции их положений в едином исследовании для создания целостной и объективной картины профессиональной деятельности будущего специалиста по физической культуре и спорту, его востребованности в обществе, в социальном заказе государства;
подбор квалифицированного персонала для инновационной деятельности;
разработка планов и программ инновационной деятельности или модернизация (усовершенствование, обновление, изменение в соответствие с современными требованиями);
создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до предоставления образовательных услуг;
рассмотрение проекта создания новых услуг;
наблюдение за ходом разработки нового вида образовательной услуги и ее внедрение в учебный и внеучебный процесс;
проведение единой инновационной политики: координация деятельности в этой области на факультетах, кафедрах;
обеспечение финансирования и материально-техническими ресурсами программ инновационной деятельности.
Инновационная деятельность при этом должна составлять единый процесс: исследование, выпуск образовательных услуг и реализация их в общеобразовательной, спортивной школе и т.п. Это предполагает наличие тесной взаимосвязи всех этапов цикла "наука – школа", что обусловлено потребностями рыночной ориентации вуза.
Информация о работе Особенности спортивного менеджмента, как комплексной науки