Особенности системы управления качеством продукции на базе стандартов ИСО 9000:2000

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование системы мероприятий, по повышению качества выпускаемой предприятием продукции.

В соответствии с установленной целью требовалось решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятия и содержания качества продукции и работы.

2. Описать механизм управления качеством продукции.

3. Рассмотреть контроль качества в системе управления предприятием и его воздействие на эффективность производственной деятельности.

4. Исследовать состояние системы управления качеством на предприятии и выявить основные проблемы.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

      В 1987 г. Международной организацией по стандартизации (ИСО) при участии США, Канады, ФРГ были разработаны и утверждены пять международных стандартов серии 9000 (по системам качества), в которых были установлены требования к системам обеспечения качества продукции, в том числе к разработке продукции, изготовлению, к организации контроля и испытаний продукции, к ее эксплуатации, хранению и транспортированию. Международные стандарты ИСО 9000 по системам качества включают пять наименований:

      1. ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению».

      2. ИСО 9001 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании».

      3. ИСО 9002 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже».

      4. ИСО 9003 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».

      5. ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания» [8, с. 146].

      Система управления качеством продукции должна удовлетворять следующим требованиям:

      9001 – к системе контроля и испытаний  продукции, сертификации надежности;

      9002 – к системе организации производства;

      9003 – к системе управления качеством  от проектирования до эксплуатации [17, с. 297].

      Редакция  стандартов ИСО версии 2000 года расширяет  требования дальше - через введение таких понятий, как удовлетворенность  потребителей и постоянное улучшение, фокусируясь на измеримых целях  и улучшении показателей. Кроме  того, этот стандарт впервые провел различия между инспекцией качества, ориентированной на продукт и подтверждением качества, ориентированным на процесс.

      Семейство стандартов ИСО 9000 редакции 2000 года, разработано, чтобы помочь организациям всех типов  и размеров внедрить и использовать эффективные системы менеджмента качества. Сообща они образуют комплект родственных стандартов системы менеджмента качества, перечисленных ниже:

      ИСО 9000 обеспечивает введение в системы  менеджмента качества и словарь  менеджмента качества.

      ИСО 9001 устанавливает детальные требования для систем менеджмента качества, в случае необходимости продемонстрировать способность организации, обеспечить соответствие продукции.

      ИСО 9004 обеспечивает руководство по внедрению  широко развитой системы менеджмента качества, чтобы достичь постоянного улучшения деловой деятельности.

      ИСО 10011 обеспечивает руководство по управлению и проведению внутреннего и внешнего аудитов системы менеджмента  качества.

      Система менеджмента качества организации  базируется на применении процессного подхода.

      Для моделирования полной системы процессов  СМК используется процессная модель, приведенная в стандарте ИСО 9001:2000. Модель системы процессов СМК представлена на рисунке 1.5.

      Организация должна осуществлять менеджмент разработанных процессов:

    • обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки процессов;
    • осуществлять мониторинг измерение и анализ процессов;
    • принимать меры для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
 
 

 
 

      5. Ответственность 

    руководства

 

 

 6. Менеджмент                    4. СМК                    8. Измерения, 

      ресурсов                                                          анализ, улучшения

 

             Вход                                            7. Процессы

          жизненного цикла 
 

Рисунок 1.5 - Процессный подход к управлению качеством

      Версия  стандартов ИСО серии 9000:2000 стремится  избежать ситуации, при которой документирование становится самоцелью. Предназначение документации СМК – «передать смысл и последовательность действий, добавлять ценность».

      Высшее  руководство организации руководит  и поддерживает в рабочем состоянии  результативную и эффективную систему  менеджмента качества с целью  повышения удовлетворенности потребителя и достижения выгоды для всех заинтересованных сторон. Высшее руководство определяет методы измерения деятельности организации. Результаты анализа со стороны руководства представляются в виде исходных данных при планировании улучшения деятельности организации.

      Высшее  руководство берет на себя ответственность  за результативное, эффективное и  своевременное предоставление ресурсов с учетом возможностей и ограничений  организации. К ресурсам относятся: персонал организации, инфраструктура, производственная среда, информация, поставщики и партнеры, природные и финансовые ресурсы.

      Здесь, прежде всего, выделена политика предприятия  в области качества, собственно система  качества, включающая обеспечение, управление и улучшение качества. Система качества рассматривается как неотъемлемая часть системы управления предприятием в целом, интегрированная в производство.

      Работы  по дальнейшему развитию принципов и методов управления качеством привели к созданию концепции всеобщего управления качеством (TQM - Total Quality Management) [8, с.44]. Всеобщее управление качеством трактуется как подход к руководству предприятием, нацеленным на качество, основанный на участии всех его членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и получения выгоды. 

1.3. Управление предприятием  и контроль качества

 

     Можно сказать, что сила предприятия заключается  в способности точно понимать требования клиентов, правильно реагировать  на них и создавать эффективную  и доброкачественную продукцию. Вместе с тем диверсификация структуры спроса и повышение наукоемкости продукции дают стимул к организации многономенклатурного мелкосерийного производства продукции, что может создать потенциальную возможность учащения появления брака.

      Контроль  качества, являясь одним из важнейших элементов управления предприятием, занимает видное место в общей системе управления предприятием, как с точки зрения стратегии, так и с точки зрения тактики.

      Чтобы согласно требованиям сбыта, своевременно обеспечить необходимое количество хорошего изделия по низкой цене, на стадии производства нужно организовать комплексную систему контроля и управления, то есть контроля качества, управления себестоимостью и управления технологическим процессом.

      Основные  цели контроля и управления.

      Первая  цель: «Хорошее изделие» ® Повышение качества:

      а) поддержание стандартного уровня качества;

      б) обеспечение одинакового уровня качества изделий, минимизация брака;

      в) улучшение товарной ценности и сервисных  услуг.

      Вторая  цель: «Низкая стоимость» ® Снижение себестоимости:

      а) поддержание стандартного уровня себестоимости;

      б) активное снижение себестоимости.

      Третья  цель: «Своевременность поставки» ® Обеспечение планового срока поставки:

      а) обеспечение календарного плана;

      б) сокращение срока производства;

      в) сокращение количества незавершенной продукции.

      Взаимоотношения между так называемыми тремя  видами контроля и управления схематически можно представить так, как показано на рисунке 1.6. 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1.6 - Взаимоотношения между тремя видами контроля и управления 

      Осуществление вышеизложенных трех видов контроля и управления позволит удовлетворить  требования потребителя, повысить степень  загрузки завода, увеличить прибыль  и производительность и тем самым  способствовать развитию предприятия.

      Контроль  качества оказывает следующие воздействие на управление предприятием:

    • улучшается однородность продукции в плане качества.
    • снижается возможность появления брака, необходимость переделок, частота поступления жалоб и др.; сокращаются затраты, или себестоимость.
    • обеспечивается строгое соблюдение срока поставки.
    • может применяться метод выборочного контроля, что сводит к минимуму затраты на контроль.
    • хорошо налаживается связь между подразделениями предприятия.
    • благодаря введению системы контроля качества продукция завоевывает хорошую оценку покупателя, что обеспечивает расширение сбыта.

      Таким образом, повышение качества продукции, сокращение затрат и себестоимости, строгое соблюдение срока поставки и др. вызывают рост доверия клиента  и общества к компании. Это в  свою очередь приводит к увеличению продаж, а, следовательно, и дальнейшему развитию компании.

      Пункты, которые следует особо отметить при осуществлении трех видов  контроля и управления:

    • если хотя бы один из трех видов контроля и управления осуществляется некачественно, то потребитель не будет удовлетворен;
    • контроль и управление реализуются в полной мере лишь тогда, когда все их три вида сбалансированы;
    • в подавляющем большинстве случаев эффект каждого из трех видов контроля и управления проявляется, когда они работают все вместе.

      Следовательно, истинное управление реализуется лишь в сбалансированных условиях, так  называемых трех видов контроля и  управления.

      Система управления предприятием имеет функцию  досрочного планирования организационной  деятельности. Его суть состоит стратегическом долгосрочном планировании разработки новых видов продукции, маркетинга и др. с учетом международной, социальной, политической, экономической обстановки, конъюнктуры и др. В области контроля качества нужно выработать реалистичный уровень качества продукции, исходя как из требований стратегии управления предприятием к будущим критериям обеспечения качества, задаваемым подразделению НИОКР и техническим подразделениям, так и из текущих технологических возможностей.

      При «планировании операций», наряду с планом сбыта и производственным планом, важное значение имеет также и планирование продукта. При планировании продукта используется уровень качества (стандарт качества), принятый при разработке стратегии. Далее устанавливается место функции предупреждения появления брака и обеспечения качества продукции в процессе «управления операциями».

      Суть  управления (контроля) заключается  в следующем: проверить идет ли данная работа точно по заданной программе  или стандарту, и при отклонении или отступлении от заданной программы (стандарта) принять корректирующие меры для достижения соответствия заданной программе (стандарту).

      Управление (контроль) дает себя знать только при  выполнении цикла функций: формулировки задачи (стандарта), осуществления, регулирования и проверки.

Информация о работе Особенности системы управления качеством продукции на базе стандартов ИСО 9000:2000