Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 14:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование системы мероприятий, по повышению качества выпускаемой предприятием продукции.
В соответствии с установленной целью требовалось решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия и содержания качества продукции и работы.
2. Описать механизм управления качеством продукции.
3. Рассмотреть контроль качества в системе управления предприятием и его воздействие на эффективность производственной деятельности.
4. Исследовать состояние системы управления качеством на предприятии и выявить основные проблемы.
Введение
Проблема
качества продукции среди многих
экономических и социальных проблем,
стоящих перед Россией в
Новая
экономическая ситуация в России
требует новых подходов к решению
проблемы качества. Уровень качества
продукции необходимо формировать
с учетом рыночных факторов качества:
требований покупателя, изменения доли
рынка, стратегии и тактики
Необходимость решения указанных проблем, научная и прикладная актуальность этих вопросов и значимость результатов для предприятий-производителей обусловили выбор темы курсовой работы «Статистика качества продукции и качества работы».
Целью курсовой работы является исследование системы мероприятий, по повышению качества выпускаемой предприятием продукции.
В соответствии с установленной целью требовалось решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия и содержания качества продукции и работы.
2. Описать механизм управления качеством продукции.
3. Рассмотреть контроль качества в системе управления предприятием и его воздействие на эффективность производственной деятельности.
4. Исследовать состояние системы управления качеством на предприятии и выявить основные проблемы.
Предметом
исследования в курсовой выявление
механизмов статистики качество продукции
как мера потребительского эффекта и его
влияние на эффективность производственной
деятельности.
Глава 1. Особенности системы управления качеством продукции на базе стандартов ИСО 9000:2000 на современных предприятиях
1.1.
Понятие и сущность качества продукции
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности [21, с. 111]. Чтобы получить необходимое качество объекта, нужно знать, каким потребностям этот объект должен удовлетворять. Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000 .
Качество
можно представить в виде пирамиды
рисунок 1.1.
Рисунок
1.1 - Пирамида качества
Наверху пирамиды находится TQM – всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации.
Понятие качества формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Это обусловлено тем, что каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции. На первых порах крупного промышленного производства проверка качества предполагала определение точности и прочности (точность размеров, прочность ткани и т. п.).
Повышение сложности изделий привело к увеличению числа оцениваемых свойств. Центр тяжести сместился к комплексной проверке функциональных способностей изделия. В условиях массового производства качество стало рассматриваться не с позиций отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества всех производимых в массовом производстве изделий.
С развитием научно-технического прогресса, следствием которого стала автоматизация производства, появились автоматические устройства для управления сложным оборудованием и другими системами. Возникло понятие «надежность». Таким образом, понятие качества постоянно развивалось и уточнялось. В связи с необходимостью контроля качества были разработаны методы сбора, обработки и анализа информации о качестве. Упор был сделан на предупреждение дефектов.
Для
того чтобы удовлетворять
{Качество}
= {Удовлетворенность
Эти соотношения для производителя и потребителя изделий приведены на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 - Качество продукции с точки зрения производителя
и потребителя
Качество
у производителя и потребителя
– понятия взаимосвязанные. Производитель
должен проявлять заботу о качестве
в течение всего периода
Поэтому, чтобы выйти со своей продукцией на рынок и закрепиться на нем в условиях ожесточающейся конкуренции, изготовитель вынужден в возможно большей степени увеличивать соотношение «ценность/стоимость» путем повышения ценности продукции и снижения ее себестоимости.
В литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понятиях качества лежит между его пониманием в условиях командно-административной и рыночной экономики. В командно-административной экономике качество трактуется с позиции производителя. В рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя.
Интегральное понимание качества, ориентирующее на синтетический, целостный охват всех его аспектов, стало возможным с развитием рыночных отношений. Сегодня, когда речь идет о качестве, имеется в виду общая потребительская оценка свойств товара. Она включает все факторы, которые влияют на выбор данного поставщика потребителем, и, следовательно, предполагает расширенную трактовку понятия «качество».
Рыночный подход к пониманию качества можно рассмотреть на примере нескольких интересных определений качества, предложенных зарубежными специалистами. Всемирно признанный специалист в области качества Э. Деминг писал: «Потребитель - самое важное звено производственной линии. Качество должно быть направлено на удовлетворение его потребностей — настоящих и будущих» [8, с. 84].
Видный американский специалист по вопросам управления качеством, имеющий 25-летний опыт практической деятельности в этой сфере, Дж. Харрингтон понимает качество как удовлетворение или превышение требований потребителей по такой цене, которую они могут себе позволить, и тогда, когда они нуждаются в вашем изделии или в вашей услуге.
Известные
специалисты в области
Рисунок
1.3 - Цепочка качества
На первом этапе качество означает ту степень, в какой услуги или товары фирмы соответствуют ее внутренним техническим условиям. На втором этапе качество может отвечать техническим требованиям фирмы к конструкции изделия, но сама конструкция может быть как высокого, так и низкого качества. На третьем этапе качество означает ту степень, в какой работа или функционирование услуг или товаров фирмы удовлетворяют реальным потребностям потребителей. Все три аспекта качества одинаково важны, любая недоработка в любом из них может создать для организации весьма большие проблемы с качеством.
Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Факторы, оказывающие влияние на качество, можно разбить на три основные группы: объективные, субъективные и специфические.
Объективные
факторы связаны с материально-
Рисунок
1.4 - Факторы, влияющие на качество
Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.
Сегодня в управлении качеством важное значение имеет наличие на фирмах сертифицированной системы менеджмента качества, что является гарантией высокой стабильности и устойчивости качества продукции. Сертификат на систему качества позволяет сохранить конкурентные преимущества на рынке.
В соответствии с МС ИСО 8402 под системой качества понимается совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством. Согласно методологии МС ИСО 9000, система качества должна быть ориентирована на конкретные рыночные потребности. Она служит инструментом реализации основных направлений, целей и задач, т.е. политики предприятия в области качества.
Формирование политики в области качества является изначальным в деятельности по качеству. При этом ответственность за определение данной политики, а также за решения, касающиеся разработки, внедрения и функционирования системы качества, возлагается на руководство предприятия.
Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.