Особенности системы управления качеством продукции на базе стандартов ИСО 9000:2000

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование системы мероприятий, по повышению качества выпускаемой предприятием продукции.

В соответствии с установленной целью требовалось решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятия и содержания качества продукции и работы.

2. Описать механизм управления качеством продукции.

3. Рассмотреть контроль качества в системе управления предприятием и его воздействие на эффективность производственной деятельности.

4. Исследовать состояние системы управления качеством на предприятии и выявить основные проблемы.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

Введение 

     Проблема  качества продукции среди многих экономических и социальных проблем, стоящих перед Россией в переходный период, занимает особое место. Важность этой проблемы в том, что качество продукции и услуг не только, в  конечном счете, определяет качество жизни, но и является основой создания конкурентоспособной продукции. Качество производимой продукции (работ, услуг) - это целевой ориентир и показатель уровня социально-экономического развития для многих стран. Качество служит показателем совершенства экономики, так как в повышении технического уровня и качества изделий скрыты крупные резервы роста производительности труда, экономии трудовых, материальных и топливно-энергетических ресурсов. Качественная продукция и работа обеспечивает при тех же или меньших затратах улучшение использования основных фондов, ускоренную окупаемость капитальных вложений. Все это позволяет получить требуемый потребительский эффект при значительно меньших затратах общественного труда, чем при увеличении количества выпускаемой продукции

      Новая экономическая ситуация в России требует новых подходов к решению  проблемы качества. Уровень качества продукции необходимо формировать  с учетом рыночных факторов качества: требований покупателя, изменения доли рынка, стратегии и тактики конкурентов. Внимание товаропроизводителей должно акцентироваться не столько на технических показателях свойств товара, сколько на способности совокупности этих свойств удовлетворять потребности рынка.

     Необходимость решения указанных проблем, научная  и прикладная актуальность этих вопросов и значимость результатов для предприятий-производителей обусловили выбор темы курсовой работы «Статистика качества продукции и качества работы».

      
 

      Целью курсовой работы является исследование системы мероприятий, по повышению качества выпускаемой предприятием продукции.

     В соответствии с установленной целью  требовалось решить следующие задачи:

          1. Рассмотреть понятия и содержания качества продукции и работы.

          2. Описать механизм управления качеством продукции.

          3. Рассмотреть контроль качества в системе управления предприятием и его воздействие на эффективность производственной деятельности.

          4. Исследовать состояние системы управления качеством на предприятии и выявить основные проблемы.

      Предметом исследования в курсовой  выявление механизмов статистики качество продукции как мера потребительского эффекта и его влияние на эффективность производственной деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Особенности системы управления качеством продукции на базе стандартов ИСО 9000:2000 на современных предприятиях

1.1. Понятие и сущность качества продукции 

     В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения  уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности [21, с. 111]. Чтобы получить необходимое качество объекта, нужно знать, каким потребностям этот объект должен удовлетворять. Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000 .

      Качество  можно представить в виде пирамиды рисунок 1.1.  

        
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1.1 - Пирамида качества 

      Наверху пирамиды находится TQM – всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, который  предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации.

      Понятие качества формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Это обусловлено тем, что каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции. На первых порах крупного промышленного производства проверка качества предполагала определение точности и прочности (точность размеров, прочность ткани и т. п.).

      Повышение сложности изделий привело к  увеличению числа оцениваемых свойств. Центр тяжести сместился к  комплексной проверке функциональных способностей изделия. В условиях массового производства качество стало рассматриваться не с позиций отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества всех производимых в массовом производстве изделий.

      С развитием научно-технического прогресса, следствием которого стала автоматизация производства, появились автоматические устройства для управления сложным оборудованием и другими системами. Возникло понятие «надежность». Таким образом, понятие качества постоянно развивалось и уточнялось. В связи с необходимостью контроля качества были разработаны методы сбора, обработки и анализа информации о качестве. Упор был сделан на предупреждение дефектов.

      Для того чтобы удовлетворять потребности  человека, изделие должно иметь определенные свойства, а степень соответствия между свойствами изделия и удовлетворяемыми с его помощью потребностями определяет качество изделия. В настоящее время мерой качества изделий служит степень удовлетворенности потребителя изделием, определяемая соотношение стоимости и ценности (потребительной стоимости) изделия:

{Качество} = {Удовлетворенность потребителя} = {Ценность} / {Стоимость}

      Эти соотношения для производителя  и потребителя изделий приведены на рисунке 1.2.

 

Рисунок 1.2 - Качество продукции с точки зрения производителя

и потребителя 

      Качество  у производителя и потребителя  – понятия взаимосвязанные. Производитель  должен проявлять заботу о качестве в течение всего периода потребления  продукта. Кроме того, он должен обеспечить необходимое послепродажное обслуживание. Для производителя вся продукция, не содержащая дефектов, которые препятствовали бы продаже этой продукции, имеет ценность. Для потребителя же ценность имеют только те свойства продукции, которые соответствуют его ожиданиям.

      Поэтому, чтобы выйти со своей продукцией на рынок и закрепиться на нем в условиях ожесточающейся конкуренции, изготовитель вынужден в возможно большей степени увеличивать соотношение «ценность/стоимость» путем повышения ценности продукции и снижения ее себестоимости.

      В литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понятиях качества лежит между его пониманием в условиях командно-административной и рыночной экономики. В командно-административной экономике качество трактуется с позиции производителя. В рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя.

      Интегральное  понимание качества, ориентирующее  на синтетический, целостный охват всех его аспектов, стало возможным с развитием рыночных отношений. Сегодня, когда речь идет о качестве, имеется в виду общая потребительская оценка свойств товара. Она включает все факторы, которые влияют на выбор данного поставщика потребителем, и, следовательно, предполагает расширенную трактовку понятия «качество».

      Рыночный  подход к пониманию качества можно рассмотреть на примере нескольких интересных определений качества, предложенных зарубежными специалистами. Всемирно признанный специалист в области качества Э. Деминг писал: «Потребитель - самое важное звено производственной линии. Качество должно быть направлено на удовлетворение его потребностей — настоящих и будущих» [8, с. 84].

      Видный  американский специалист по вопросам управления качеством, имеющий 25-летний опыт практической деятельности в этой сфере, Дж. Харрингтон понимает качество как удовлетворение или превышение требований потребителей по такой цене, которую они могут себе позволить, и тогда, когда они нуждаются в вашем изделии или в вашей услуге.

      Известные специалисты в области менеджмента  — М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури рассматривают качество в трех важнейших аспектах: качество соответствия техническим условиям, качество конструкции и функциональное качество. При этом качество формируется в определенной последовательности рисунок 1.3. 

      

Рисунок 1.3 - Цепочка качества 

      На  первом этапе качество означает ту степень, в какой услуги или товары фирмы соответствуют ее внутренним техническим условиям. На втором этапе качество может отвечать техническим требованиям фирмы к конструкции изделия, но сама конструкция может быть как высокого, так и низкого качества. На третьем этапе качество означает ту степень, в какой работа или функционирование услуг или товаров фирмы удовлетворяют реальным потребностям потребителей. Все три аспекта качества одинаково важны, любая недоработка в любом из них может создать для организации весьма большие проблемы с качеством.

      Качество  определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Факторы, оказывающие влияние на качество, можно разбить на три  основные группы: объективные, субъективные и специфические.

      Объективные факторы связаны с материально-техническим  обеспечением производства, уровнем  его стандартизации, качеством подготовки проектной документации. Эти факторы  определяют возможность производства новых товаров. Субъективные факторы  связаны с персоналом предприятия, его квалификацией, опытом, культурой. Эти факторы в наиболее значительной мере влияют на качество, хотя в немалой мере зависят от объективных факторов. К специфическим факторам относят те, которые оказывают влияние на качество на отдельно взятом специфическом рынке. Факторы, влияющие на качество, представлены на рисунке 1.4.

 

Рисунок 1.4 - Факторы, влияющие на качество 

      Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система  управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.

      Сегодня в управлении качеством важное значение имеет наличие на фирмах сертифицированной системы менеджмента качества, что является гарантией высокой стабильности и устойчивости качества продукции. Сертификат на систему качества позволяет сохранить конкурентные преимущества на рынке.

1.2. Система управления качеством  продукции

 

     В соответствии с МС ИСО 8402 под системой качества понимается совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством. Согласно методологии МС ИСО 9000, система качества должна быть ориентирована на конкретные рыночные потребности. Она служит инструментом реализации основных направлений, целей и задач, т.е. политики предприятия в области качества.

     Формирование  политики в области качества является изначальным в деятельности по качеству. При этом ответственность за определение данной политики, а также за решения, касающиеся разработки, внедрения и функционирования системы качества, возлагается на руководство предприятия.

      Система управления качеством продукции  представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.

Информация о работе Особенности системы управления качеством продукции на базе стандартов ИСО 9000:2000