Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить особенности системы мотивации персонала в данной организации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты системы мотивации персонала организации;
- провести анализ системы мотивации персонала на примере салона красоты «Алена»;
- выявить особенности системы мотивации персонала в организации.
Введение 3
1. Теоретические аспекты системы мотивации персонала организации 5
1.1 Мотивация как стимул трудовой деятельности 5
1.2 Компоненты мотивации персонала в организации 11
2. Анализ системы мотивации персонала на примере 21
Салона красоты «Алена» (г. Челябинск) 21
2.1. Общая характеристика организации 21
2.2. Общая характеристика персонала организации 23
Вывод по главе 2 31
3. Особенности системы мотивации персонала в организации 33
Вывод по главе 3 40
Заключение 42
Библиографический список 46
Чуть больше половины (53,2%) опрошенных работают во внеурочное время, при этом они не проявляют негативных эмоций по этому поводу (46,2%).
В целом в коллективе салона красоты «Алена» сложились рабочие дружественные отношения. Это не в последнюю очередь связано с ценностными ориентирами директора фирмы.
Показательные ответы персонала на вопросы анкеты:
Ответы на первый вопрос были следующие: окончить институт, поступить или продолжить учебу в институте (56,25%).
Ответы на второй вопрос также были единодушны: уделить внимание родителям, семье (87,5%), помочь детям «встать на ноги» (50%).
Ответ на третий вопрос был следующим: да - 75%, нет – 25%.
С небольшими вариациями с поправкой на возраст такие же ответы были даны директором салона красоты. Это говорит о хорошем совпадении ценностных установок, как у руководителя фирмы, так и персонала.
Анкетирование
сотрудников по уровню «Мотивации»
дало следующие результаты (табл. 4).
Таблица 4
Уровень мотивации персонала
№ | Занимаемая должность | Число набранных баллов |
1 | Директор | 24 |
2 | Администратор (1) | 20 |
3 | Мастер-модельер (1) | 13 |
4 | Мастер-модельер (2) | 11 |
5 | Мастер-модельер (3) | 20 |
6 | Мастер 1 класса (1) | 16 |
7 | Мастер 1 класса (2) | 12 |
8 | Мастер 1 класса (3) | 10 |
9 | Мастер-парикмахер (1) | 15 |
10 | Мастер-парикмахер (2) | 11 |
11 | Мастер маникюра и педикюра (1) | 16 |
12 | Мастер маникюра и педикюра (2) | 15 |
13 | Мастер маникюра и педикюра (3) | 13 |
14 | Мастер маникюра и педикюра (4) | 11 |
15 | Администратор (2) | 16 |
16 | Мастер-парикмахер (3) | 18 |
17 | Мастер-парикмахер (4) | 17 |
18 | Мастер-парикмахер (5) | 19 |
19 | Дневная рабочая | 11 |
При этом 1–10 баллов – низкая мотивация, 17-20 умеренно высокий, свыше 21 балла высокий уровень мотивации к успеху. Таким образом, по итогам таблицы можно сделать вывод, что мастер-модельер (3) вполне может заменить администратора.
Для более полной картины можно еще рассчитать уровень текучести работников за 2010 год. Уровень текучести персонала оценивается по формуле:
(Рс + Pua)
Уmn
= __________ × 100%
Чс
Уmn – уровень текучести персонала в периоде, %;
Рс – число работников, уволившихся в рассматриваемом периоде по собственному желанию, чел.;
Pua - число работников, уволенных в рассматриваемом периоде по инициативе администрации, чел.;
Чс – среднесписочная численность работников в периоде, чел.
(4 + 1)
Уmn = __________ × 100% = 26%
19
Такой уровень текучести в салонах красоты является выше среднего. При этом большая часть работников ушла по собственному желанию. Мне кажется, предотвращение увольнения работников по собственному желанию обеспечивается выявлением и удовлетворением их трудовой мотивации, а также обеспечением адаптации вновь принятых работников.
Таким образом, система мотивации имеет ряд недостатков и слабых сторон, которые представим в следующей таблице 5.
Таблица 5
Недостатки и слабые стороны системы мотивации
Недостатки | Слабые стороны |
Уровень
мотивации высок у более |
Отсутствует система нематериальной мотивации |
Система материальных стимулов непрозрачна для всех сотрудников | Мотивация построена только на материальных стимулах |
Система мотивации не рассчитана на долгосрочную перспективу, а на достижение сиюминутных целей |
Для устранения недостатков и нивелирования слабых сторон необходимо осуществить ряд мероприятий.
Стимул и мотив не всегда согласуются между собой, но это две стороны, две системы воздействия на сотрудника, побуждения его к определенным действиям. Стимулы могут быть материальными и нематериальными. Если с материальным стимулированием все достаточно понятно (кто из сотрудников не стремится улучшить свое благосостояние!), то нематериальное стимулирование – вещь более сложная для обыденного восприятия, и в то же время нужная для развития бизнеса.
В данном салоне красоты необходимо внедрять нематериальные стимулы для сотрудников.
Варианты мотиваторов, не требующих инвестиций (моральные поощрения):
Поздравления с днем рождения (список именинников на информационном стенде, теплые слова, подарок от всех в складчину). Важно, чтобы от лица компании именинников поздравлял генеральный или исполнительный директор. Личное, внимательное отношение со стороны коллег и руководства мотивирует сотрудника на личное отношение к компании, повышает лояльность.
«Витрина успехов» или «Доска почета». Например, поздравления PR-службе за особенно успешно проведенное мероприятие по продвижению. Также можно вывешивать журнальные статьи, где упоминается салон, работа его сотрудников или организованные ими мероприятия. Особенно хорошо, если достижения связываются с целями и планом компании на этот год. Достижения, естественно, могут выражаться как в количественных, так и в качественных показателях. С целью мотивирования профессионального роста можно вывешивать информацию о лучших участниках тренингов или сотрудниках, проявивших в работе профессионализм и клиенториентированность (другие качества, ценимые в сотрудниках салона). Данные стимулы направлены на мотивирование особых достижений в профессиональном плане, выполнеие поставленных целей точно и в срок. Они повышают лояльность, так как сотрудники чувствуют, что их трудовой порыв оценен по достоинству.
«Вымпелы и кубки» лучшему в профессии/должности – администратору reception, стилисту, косметологу и т.д. и т.п. Роль вымпела и кубка может выполнять практически все, что угодно, здесь важен не сам предмет, а тот символический смысл, который он несет. Такого рода мотивирование эффективно, когда критерии присуждения переходящего приза достаточно объективны, достижимы и известны всем.
«Легенды салона» - это сотрудники, давно работающие в компании и внесшие значительный вклад в ее становление и развитие или являющиеся «лицом» компании. У самой «легенды» это мотивирует лояльность, личное отношение к работе и компании. Для других сотрудников это будет планкой, ориентиром, эталоном поведения, на который можно ориентироваться, выстраивая свою карьеру. Вообще, если у компании есть история и легенды, это позволяет сотрудникам убедиться в ее надежности и особенности («Мы - особенные!»).
Зачастую руководители центров и салонов красоты не учитывают социальные последствия принимаемых ими решений, особенно если они носят не комплексный, а сугубо экономический характер. При этом каждый из них осознает, что необходимо побуждать своих сотрудников работать не только на себя, но и общие цели организации, но, как правило, полагает, что достаточно лишь материального вознаграждения. Иногда такая политика приносит свои плоды, но в целом она неверна. Мотивируя персонал не только материально, можно добиться куда большего.
Прописанные и доведенные до сведения сотрудников компании, критерии и этапы горизонтального и вертикального карьерного пути (карьерная лестница, цепочка разрядов в рамках одной должности) открывают сотрудникам перспективы роста, мотивируют на развитие, улучшение показателей деятельности.
Для
выявления особенностей системы
мотивации персонала нужна
Для этой цели была разработана анкета (приложение 1), которая позволила получить первичную информацию об уровне удовлетворенности работников с позицией долговременности их отношений с данным работодателем, а также о недостатках и слабых сторонах системы мотивации. Данные, полученные от анкетирования, позволили определить следующее.
1) Уровень мотивации высок у более квалифицированных специалистов, что свидетельствует о том, что отсутствует система нематериальной мотивации.
2) Система материальных стимулов непрозрачна для всех сотрудников, то есть мотивация построена только на материальных стимулах.
3)
В целом система
мотивации не рассчитана на долгосрочную
перспективу, а на достижение сиюминутных
целей.
Высокий уровень текучести в салоне красоты (26%) является выше среднего. При этом большая часть работников ушла по собственному желанию. Мне кажется, предотвращение увольнения работников по собственному желанию обеспечивается выявлением и удовлетворением их трудовой мотивации, а также обеспечением адаптации вновь принятых работников.
Для устранения недостатков и нивелирования слабых сторон необходимо осуществить ряд мероприятий, например, необходимо внедрять нематериальные стимулы для сотрудников.
Информация о работе Особенности системы мотивации персонала в организации