Особенности системы мотивации персонала в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить особенности системы мотивации персонала в данной организации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты системы мотивации персонала организации;
- провести анализ системы мотивации персонала на примере салона красоты «Алена»;
- выявить особенности системы мотивации персонала в организации.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты системы мотивации персонала организации 5
1.1 Мотивация как стимул трудовой деятельности 5
1.2 Компоненты мотивации персонала в организации 11
2. Анализ системы мотивации персонала на примере 21
Салона красоты «Алена» (г. Челябинск) 21
2.1. Общая характеристика организации 21
2.2. Общая характеристика персонала организации 23
Вывод по главе 2 31
3. Особенности системы мотивации персонала в организации 33
Вывод по главе 3 40
Заключение 42
Библиографический список 46

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Система мотивации персонала организации.doc

— 373.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

 

     Тема  данной курсовой работы «Система мотивации  персонала организации» на сегодняшний день актуальна и важна, так как в настоящее время во всем мире меняется отношение к главной производительной силе общества – человеку труда. Роль человека в процессе экономического развития постоянно растет. Он остается главной действующей силой и основным действующим лицом прогресса. Это в полной мере относится и к России, которая уже больше десятилетия переживает период социальных перемен. Подобные изменения затрагивают не только политические, экономические и социальные структуры общества, но и с неизбежностью воздействуют на сознание людей. Глубокие трансформации происходят в понимании людьми того, ради чего им стоит жить и действовать, на какие идеалы опираться. С переходом России на рыночную экономику стало очевидно, что законы рынка предполагают четко определенный тип людей с определенными мотивами и своими ценностями.

    Постулат  о том, что самым важным ресурсом любой компании являются ее сотрудники, ни у кого не вызывает сомнения. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании. А это может произойти только в случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда.

    В России существует множество проблем, связанных с мотивационной политикой: проблема взаимоотношений с руководством, неудовлетворенность размером заработной платы, условиями быта и труда в целом на предприятии. Главным препятствием на пути решения этих вопросов – нежелание управленческого персонала задумываться об условиях жизни и труда людей, непосредственно создающих прибыль. Между тем трудовая мотивация персонала в любом обществе и экономической системе носит сущностный характер и в значительной степени предопределяет экономику в обществе и уровень его благосостояния. Это и другие факторы предопределяют актуальность данной работы.

      При всей широте методов, руководитель компании должен сам выбирать каким образом  стимулировать каждого работника  для выполнения главной задачи – выживания фирмы в жесткой конкурентной борьбе. Если это выбор сделан удачно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовать потенциальные возможности группы людей коллектива на благо процветания фирмы и общества в целом.

          Поэтому эффективность работы фирмы во многом будет определять действующая система мотивации труда на предприятии. Следовательно тема курсовой работы является актуальной.

          Объектом исследования в курсовой работе является предприятие  Салон красоты «Алена».

          Предметом исследования - система  мотивации труда работников на предприятии.

      Цель  курсовой работы – выявить особенности системы мотивации персонала в данной организации.

          Для достижения цели необходимо  решить следующие задачи:      

- изучить теоретические аспекты системы мотивации персонала организации;

- провести анализ системы мотивации персонала на примере салона красоты «Алена»;

- выявить особенности системы мотивации персонала в организации. 
 

1. Теоретические аспекты системы мотивации персонала организации

1.1 Мотивация как стимул трудовой  деятельности

 

     Экономическое стимулирование труда является рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное количество и качество труда и применение штрафных мер за несоответствующее его количество, и недостаточное качество. Оно основывается на материальной мотивации, т.е. ориентируется на выполнение определенных показателей или заданий и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы [15, 128].

     Вся деятельность человека обусловлена  реально существующими потребностями. Люди стремятся либо чего-то достичь, либо чего-то избежать. В узком смысле слова "мотивированная деятельность" – это свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение целей, реализацию интересов. В мотивированной деятельности работник сам определяет меру действий в зависимости от внутренних побуждений и условий внешней среды.

     Мотивация труда – это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности.

     Вся деятельность человека обусловлена  реально существующими потребностями. В узком смысле слова "мотивированная деятельность" – это свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение целей, реализацию интересов. В мотивированной деятельности работник сам определяет меру действий в зависимости от внутренних побуждений и условий внешней среды.

     Обращение к изучению поведения людей в  организации обусловлено тем, что  не всякое целевое, направленное воздействие  на поведение человека активизирует его деятельность, а лишь то, которое становится личностно значимым для данного конкретного человека, соответствует его внутренним устремлениям.

     Мотивация – это процесс стимулирования каждого сотрудника и всех членов коллектива, когда сотрудники должны активно работать для удовлетворения своих потребностей и достижения целей организации [40, C. 398].

     Основная  деятельность человека – это работа, занимающая не менее трети взрослой самостоятельной жизни (выбора профессии, трудоустройства и профессионального обучения, передачи опыта работы в семье, использование профессиональной помощи других лиц и т.п.). Очевидно, что работа, и, следовательно, и все вопросы, связанные с ней являются важными для всех и всегда находятся в поле внимания.

     Результаты, достигнутые людьми, зависят не только от знаний, навыков и способностей этих людей. Эффективные действия возможны только тогда, когда работники имеют соответствующую мотивацию, то есть желание работать. Позитивная мотивация способствует развитию способностей человека, достижению целей [17, с. 286].

     Удовлетворение  своих потребностей, являющихся важнейшим  мотивирующим фактором человеческой деятельности, человек осуществляет, предъявляя свои возможности на рынке труда (табл. 1).

     Таблица 1

     Мотивационная модель

Претворение в жизнь потребностей своей личности Реализация  своего потенциала
Уважение  к себе признание со стороны других Компетентность  в своей профессии. Право самостоятельно принимать решения.
Социальные  контакты Быть признанным в родственной по духу группе. Контакты с людьми. Быть приятным
Уверенность в завтрашнем дне Долгосрочное  обеспечение денежным доходом, с  целью удовлетворения физиологических  потребностей. Гарантия рабочего места  на длительный срок.
Физиологические потребности Питание. Квартира. Одежда.
 

     Исследования  показывают, что активный созидательный труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно-управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг. Это ведущий отряд национальной рабочей силы, охватывающий в западных странах от 40 до 50% занятых в народном хозяйстве [42, c. 8].

     Рынок труда уже давно рассматривается  как явление, свойственное капиталистическим странам, а безработица вследствие сложившихся отношений на рынке труда в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом. Рынок труда, а также рынки капитала, товаров, ценных бумаг, является частью рыночной экономики.

     На  рынке труда встречаются продавец и покупатель, как и любая сделка купли – продажи. Продавцы – работники предлагают свою рабочую силу (способность к работе), а покупатели – это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и какие рабочие им нужны.

     На  рынке труда работодатели и рабочие  осуществляют переговоры (коллективные и индивидуальные) в отношении  занятости, условий труда и заработной платы.

     Продажа труда может иметь место лишь при условии, если работник юридически свободен и может по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду. С другой стороны, юридическая свобода не вынуждает его продавать свою работу, эта необходимость появляется лишь тогда, когда он имеет все необходимое для удовлетворения своих потребностей.

     Появление на рынке продавца, в свою очередь, не гарантирует продажи своих  товаров, необходимых для этого  клиента. Таким образом, покупатель является предприниматель, обладающий всем необходимым для проведения своей экономики, за исключением  работников. Здесь надо иметь в виду одно важное обстоятельство: предприниматель, покупая труд, работнику предлагает работу на определенные виды работ с ним и работник, продавая свой труд, предъявляют спрос на определенные виды работ.

     Особенностью  товара "труд", состоит в том, что невозможно сохранить, так и другие продукты. Кроме того, если работник не продает свои таланты и навыки, он не будет иметь доход, а следовательно, средства для удовлетворения их потребностей. Некоторые из этих средств к существованию и их рыночная цена не зависит от того, сотрудник продал свою работу или нет. Эта функция имеет решающее значение для рыночной экономики в целом.

     Существенная  особенность товара «труд» заключается  также в его полезности после  начала использования. Он не уничтожается при использовании, а, напротив, создает или участвует в создании богатства [37, C. 129].

     Основной  движущей силой работников на рынке  труда является заработная плата. На рынке труда, закон спроса и предложения  на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие состава вакансий вступающих на рынок труда рабочих в количественных и качественных параметрах (Рис. 1) [36, C. 243]. 

     

     Рис. 1 – Кривая спроса

 

     Как правило, уровень заработной платы показывает ставка заработной платы, т.е. цена, уплаченная за использование единицы труда в течение определенного времени. Есть номинальная и реальная заработная плата.

     Номинальная заработная плата представляет собой  сумму денег, которую получает сотрудник за свою работу в течение определенного периода времени. Реальная заработная плата – это те товары и услуги, которые могут быть приобретены на деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и обратная уровня цен [36, C. 244].

     Цены  на факторы производства, включая  рабочую силу, определяются на основе закона спроса и предложения. Классическая теория занятости предполагает построение функции совокупного спроса на труд и совокупного предложения труда  в условиях совершенной конкуренции. Субъектами спроса на рынке обслуживания предпринимателей и государства, и субъектами предложения – работники с их навыками. Спрос на рабочую силу, обратно пропорционален величине заработной платы. С ростом спроса на рынке труда заработная плата с предпринимателей сокращается, но при более низкой заработной платы увеличивает спрос на рабочую силу. Эта зависимость отражает кривая спроса на труд (рис. 2). 

     

     Рис. 2 – Кривая предложения труда

 

     Точки на оси абсцисс (Т) – величины требующего труда, а на оси ординат (ЗП/Ц). Точка с координатами (Т; ЗП/Ц) является примером того, что низкой заработной плате ЗП/Ц соответствует большой спрос на труд Т1 и наоборот (точка с координатами Т2; ЗП/Ц)).

     Предложение труда также зависит от величины заработной платы, но в прямой пропорции. Кривая предложения труда показывает, что рост реальной заработной платы от количества труда увеличивается, а при более низких сокращается.

Информация о работе Особенности системы мотивации персонала в организации