Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 08:07, курсовая работа
Столь высокое значение организации в жизни человечества определяет высокий уровень интереса к ним самим и к тому, что определяет их поведение. Эти вопросы волнуют и каждого человека, в силу необходимости или по доброй воле вступающего во взаимоотношения с организациями, и представителей интересов многочисленных групп и организаций, также вынужденных или желающих вступить во взаимодействие с другими организациями.
Целью данной курсовой работы является изучение организационного поведения с теоретической и практической точки зрения.
Введение…………………………………………………………………………3
Теоретическая часть…………………………………………………………….4
«Особенности ролевого поведения личности»
1. Понимание личности в психологии…………………………………………4
2. Механизмы социализации личности. Ролевое поведение………………….9
Практическая часть……………………………………………………………...15
Характеристика предприятия…………………………………………………..15
Типы поведения………………………………………………………………….37
Ценностно-ориентационное единство (Цое)……………………………………37
Взаимоотношения людей в организации………………………………………39
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………42
Основные
функции, необходимые для реализации
функции управления персоналом, а
также исполнители этих функций
представлены в таблице 4.
Таблица 3 – Анализ основных функций управления персоналом
№ п/п | Наименование подразделения или должности | Численность | Кому подчиняется | Основные функции |
1 | Отдел кадров | 2 | Начальнику дистанции пути | Подбор, расстановка кадров |
2 | Отдел труда и заработной платы | 2 | Начальнику дистанции пути | Организация нормирования труда |
3 | Инженер по охране труда | 1 | Главному инженеру дистанции пути | Безопасность труда |
4 | Инженер по подготовке кадров | 1 | Главному инженеру дистанции пути | Организация обучения, повышения квалификации персонала, проведение технического обучения |
Ответственность работников структурных подразделений за выполнение основных функций может быть представлена в виде «Матрицы ответственности» показанной в таблице 4.
Условные обозначения:
О – отвечает за выполнение данной функции, организует ее выполнение и оформляет окончательный документ;
У – участвует в выполнении данной функции;
П – представляет исходные данные для выполнения функции;
С
– согласовывает документ на данной
функции;
Таблица 4 – Матрица ответственности по реализации основных функций управления персоналом
Задачи | ПЧ | ПЧГ | ПЧэ,ПЧн | ПЧЗк | Спец по кадрам | ПЧитб | ПЧки |
Управление отделом кадров | У | О | |||||
Подбор кандидатов по заявкам отделов | У | У | У | О | П | У | |
Ведение кадрового архива | У | О | |||||
Выпуск кадровых приказов | У | У | У | О | ПУ | У | |
Организация подготовки и переподготовки персонала | У | У | У | У | У | ОП | |
Анализ и регулирование межличностных отношений | У | У | У | О | |||
Управление конфликтами | У | У | У | О | |||
Оценка и подбор кадров | У | У | О | П | |||
Анализ кадрового потенциала | О | ||||||
Управление трудовой мотивацией | О | П | П | П | |||
Управление дисциплиной | У | У | О | ||||
Организация обучения | О | УП | |||||
Формирование резерва руководителей | У | ОП |
Типы поведения
По форме отношений к труду были выявлены четыре типа поведения работников в организации.
Используя экспертный метод и метод наблюдения (тестирование), определить отношение (%) этих работников в ПЧ-18.
Представим
это графически:
Типы поведения:
1 – Супернормативный
– исключительно
2 – Нормативный – достаточно добросовестный работник (110 чел) 28%
3 – Субнормативный – недостаточно добросовестный работник (128 чел) 33%
4 – Ненормативный
– недобросовестный работник (103
чел) 27%
Ценностно-ориентационное единство (Цое).
Чтобы наилучшим образом управлять поведением персонала необходимо знать его (поведение) не всегда можно объяснить.
Каждый человек ориентирован на вполне определенную систему ценностей, т.е. у каждого есть ценностная ориентация.
Совокупность индивидуальных ценностных ориентаций составляет ценностно-ориентационное единство (Цое).
Если в организации обладает Цое, которое складывается в совместное полезной деятельности, то и профессиональные межличностные отношения в группе упорядочены.
Для оценки уровня Цое служит методика Р.С. Вайсмана. Суть ее состоит в том, что членам коллектива предлагается выбор качеств личности, и каждый должен выбрать из его пять таких, которые считает наиболее ценными для успешной деятельности.
Уровень Цое устанавливается по формуле:
Цое=n-m/Nх100
Где n – сумма выборов, приходящихся на 5 качеств, получивших в данной группе максимальное предпочтение; m – сумма выборов, приходящихся на 5 качеств, получивших в данной группе минимальное число выборов; N – общее число выборов, сделанных членами данной группы.
Согласно формуле если все без исключения члены группы выберут одни и те же качества личности, то общее количество выборов, приходящихся на соответствующие 5 качеств, фактически окажется равным сумме всех выборов, сделанных всеми членами группы. То есть n станет равным N, а m = 0, вся формула обратиться в единицу, в результате получим показатель = 100%, что свидетельствует о совпадении мнений по ценностным факторам.
Если же распределение выборов окажется случайным (не будет совпадений), то показатель Цое оказывается = 0.
Если Цое (низкий уровень), в группе возможны конфликтные ситуации.
Цое= 153-235/388х100=-21, меньше 1
Вывод:
на предприятии возможны конфликтные
ситуации.
Хорошие личные взаимоотношения людей в организации улучшают деловые отношения, повышают эффективность работы коллектива.
Кого выбирают | Количество сделанных выборов | ||||||||||
Кто выбирает | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | + | - | ||
А | + | + | - | 2 | 1 | 3 | |||||
Б | - | + | 1 | 1 | 2 | ||||||
В | + | + | 2 | 0 | 2 | ||||||
Г | - | + | 1 | 1 | 2 | ||||||
Д | + | + | 2 | 0 | 2 | ||||||
Е | - | 0 | 1 | 1 | |||||||
Ж | - | + | 1 | 1 | 2 | ||||||
Кол-во полученных выборов | 5 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | ||||
3 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | |||||
7 | 1 | 4 | 1 | 2 | 3 | 1 |
Составим социограмму
А | В | |
А | Д | |
А | Ж | |
Б | Е | |
Б | А | |
Г | В | |
Г | Ж | |
Д | Б | |
Е | А | |
Ж | Г |
В |
А | Д | Ж |
Б |
Социограмма позволяет выявить структурные элементы межличностных отношений внутри изучаемого коллектива: лидера, тип лидерства, психологического ядра коллектива, тип их коммуникативных связей, количество положительных и отрицательных выборов, и наконец изолированных членов коллектива.