Особенности ролевого поведения личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 08:07, курсовая работа

Описание работы

Столь высокое значение организации в жизни человечества определяет высокий уровень интереса к ним самим и к тому, что определяет их поведение. Эти вопросы волнуют и каждого человека, в силу необходимости или по доброй воле вступающего во взаимоотношения с организациями, и представителей интересов многочисленных групп и организаций, также вынужденных или желающих вступить во взаимодействие с другими организациями.
Целью данной курсовой работы является изучение организационного поведения с теоретической и практической точки зрения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Теоретическая часть…………………………………………………………….4
«Особенности ролевого поведения личности»
1. Понимание личности в психологии…………………………………………4
2. Механизмы социализации личности. Ролевое поведение………………….9
Практическая часть……………………………………………………………...15
Характеристика предприятия…………………………………………………..15
Типы поведения………………………………………………………………….37
Ценностно-ориентационное единство (Цое)……………………………………37
Взаимоотношения людей в организации………………………………………39
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

готовая к.р. организационное поведение Гаврилова.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

      Основные  функции, необходимые для реализации функции управления персоналом, а  также исполнители этих функций  представлены в таблице 4. 

Таблица 3 – Анализ основных функций управления персоналом

№ п/п Наименование  подразделения или должности Численность Кому  подчиняется  Основные  функции
1 Отдел кадров 2 Начальнику  дистанции пути Подбор, расстановка кадров
2 Отдел труда и заработной платы 2 Начальнику  дистанции пути Организация нормирования труда
3 Инженер по охране труда 1 Главному  инженеру дистанции пути Безопасность  труда
4 Инженер по подготовке кадров 1 Главному  инженеру дистанции пути Организация обучения, повышения квалификации персонала, проведение технического обучения
 

      Ответственность работников структурных подразделений за выполнение основных функций может быть представлена в виде «Матрицы ответственности» показанной в таблице 4.

      Условные  обозначения:

      О – отвечает за выполнение данной функции, организует ее выполнение и оформляет  окончательный документ;

      У – участвует в выполнении данной функции;

      П – представляет исходные данные для  выполнения функции;

      С – согласовывает документ на данной функции; 
 

Таблица 4 – Матрица ответственности по реализации основных функций управления персоналом

Задачи ПЧ ПЧГ ПЧэ,ПЧн ПЧЗк Спец  по кадрам ПЧитб ПЧки
Управление  отделом кадров У     О      
Подбор  кандидатов по заявкам отделов У У У О П   У
Ведение кадрового архива       У О    
Выпуск  кадровых приказов У У У О ПУ   У
Организация подготовки и переподготовки персонала   У У У У У ОП
Анализ  и регулирование межличностных  отношений У У У О      
Управление  конфликтами У У У О      
Оценка  и подбор кадров У У   О П    
Анализ  кадрового потенциала       О      
Управление  трудовой мотивацией О П П П      
Управление  дисциплиной   У У О      
Организация обучения     О       УП
Формирование  резерва руководителей У     ОП      
 
 
 
 

Типы  поведения

По форме  отношений к труду были выявлены четыре типа поведения работников в  организации.

Используя экспертный метод и метод наблюдения (тестирование), определить отношение (%) этих работников в ПЧ-18.

Представим  это графически: 

 

Типы поведения:

1 – Супернормативный  – исключительно добросовестный  работник (47 чел) 12%

2 – Нормативный  – достаточно добросовестный  работник (110 чел) 28%

3 – Субнормативный  – недостаточно добросовестный работник (128 чел) 33%

4 – Ненормативный  – недобросовестный работник (103 чел) 27% 
 

Ценностно-ориентационное единство (Цое).

Чтобы наилучшим образом управлять  поведением персонала необходимо знать  его (поведение) не всегда можно объяснить.

Каждый  человек ориентирован на вполне определенную систему ценностей, т.е. у каждого  есть ценностная ориентация.

Совокупность  индивидуальных ценностных ориентаций составляет ценностно-ориентационное единство (Цое).

     Если  в организации обладает Цое, которое складывается в совместное полезной деятельности, то и профессиональные межличностные отношения в группе упорядочены.

Для оценки уровня Цое служит методика Р.С. Вайсмана. Суть ее состоит в том, что членам коллектива предлагается выбор качеств личности, и каждый должен выбрать из его пять таких, которые считает наиболее ценными для успешной деятельности.

Уровень Цое устанавливается по формуле:

Цое=n-m/Nх100

Где n – сумма выборов, приходящихся на 5 качеств, получивших в данной группе максимальное предпочтение; m – сумма выборов, приходящихся на 5 качеств, получивших в данной группе минимальное число выборов; N – общее число выборов, сделанных членами данной группы.

Согласно  формуле если все без исключения члены группы выберут одни и те же качества личности, то общее количество выборов, приходящихся на  соответствующие 5 качеств, фактически окажется равным сумме всех выборов, сделанных всеми членами группы. То есть n станет равным N, а m = 0, вся формула обратиться в единицу, в результате получим показатель = 100%, что свидетельствует о совпадении мнений по ценностным факторам.

Если  же распределение выборов окажется случайным (не будет совпадений), то показатель Цое оказывается = 0.

Если  Цое (низкий уровень), в группе возможны конфликтные ситуации.

Цое= 153-235/388х100=-21, меньше 1

Вывод: на предприятии возможны конфликтные  ситуации. 
 

Хорошие личные взаимоотношения людей в  организации улучшают деловые отношения, повышают эффективность работы коллектива.

  Кого  выбирают Количество  сделанных выборов
Кто выбирает   А Б В Г Д Е Ж + -  
А     +   + -   2 1 3
Б -         +   1 1 2
В +       +     2 0 2
Г     -       + 1 1 2
Д +   +         2 0 2
Е -             0 1 1
Ж -     +       1 1 2
Кол-во полученных выборов   5 1 3 1 2 2 1  
  3 0 1 0 0 1 0
  7 1 4 1 2 3 1
 
 

Составим  социограмму

А В
А   Д
А   Ж
Б   Е
Б   А
Г   В
Г Ж
Д   Б
Е   А
Ж   Г
 
 
 
        В
        Г

    А
    Д   Ж
 
            Е
            Б
 
  1. Между тремя  членами коллектива А, В,  Д взятыми  попарно, существует взаимный положительный  выбор. Этот «треугольник» составляет своеобразное ядро или подгруппу
  2. А отвергает Ж, безразличен к Б, Г, Ж
  3. Б отвергает А, безразличен к В, Г, Д, Ж.
  4. В безразличен к Б, Г, Ж, Е.
  5. Г отвергает В, безразличен к Е, Б, Ж
  6. Д  безразличен к Б, Г, Е, Ж
  7. Е отвергает А, безразличен к  Б, В, Г, Д
  8. Ж  выбирает Е, отвергает А, безразличен к  Б, В, Г, Д

    Социограмма позволяет выявить структурные  элементы межличностных отношений  внутри изучаемого коллектива: лидера, тип лидерства, психологического ядра коллектива, тип их коммуникативных  связей, количество положительных и  отрицательных выборов, и наконец изолированных членов коллектива.

Информация о работе Особенности ролевого поведения личности