Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:36, курсовая работа
Управленческая деятельность – один из важнейших факторов функционирования и развития предприятий в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации продукции, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров предприятия
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
Глава 1 Методы менеджмента в управлении организацией…………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и назначение методов управления в деятельности организации…………………………………………………………………………..5
1.2 Экономические методы управления…………………………………….6
1.3 Социально-психологические методы управления…………………….11
1.4 Организационно-распорядительные методы управления……………14
Глава 2 Исследование системы методов управления на предприятии ООО «Адамалия-Тур»…………………………………….17
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……...17
2.2 Анализ основных финансово-экономических показателей предприятия………………………………………………………………………...22
2.3 Анализ существующей методологии управления на предприятии…..31
Глава 3 Совершенствование методов управления деятельностью ООО «Адамалия-Тур»………………………………...35
3.1 Создание эффективной системы методов управления организации…35
3.2 Предложения по улучшению эффективности методологии управления………………………………………………………………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
Распорядительное воздействие чаще, чем организационное, требует контроля и проверки исполнения, которые должны быть четко организованы на предприятии. С этой целью оно устанавливает единый порядок учета, регистрации и контроля за выполнением приказов, распоряжений и указаний.
Приемы и способы дисциплинарного воздействия сводятся к установлению ответственности и ее практической реализации. При этом выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность.
Важным моментом эффективного применения методов менеджмента является сочетание ответственности разных их видов. Для нормального протекания управленческого процесса, необходимо соблюдение такого принципа, как обеспечение единства прав и ответственности в каждом его виде. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит, как правило, к управленческому произволу, в то же время недостаток их парализует деловую активность и инициативу [20, с.134].
Глава 2 Исследование системы методов управления на предприятии ООО «Адамалия-Тур»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Полное фирменное наименование туристской фирмы: Общество с ограниченной ответственностью «Адамалия-Тур».
Местонахождение турфирмы: 231431, Беларусь, Гродненская обл., г.Новогрудок.
ООО «Адамалия-Тур» была основана в 1991 году. Туристская фирма ежегодно расширяет спектр стран, туристических направлений. Опыт успешной многолетней работы в туризме позволяет обеспечивать высокое качество оказания услуг, богатый выбор туров на любой вкус и бюджет, специальные тарифы.
Организационно-правовая форма данного предприятия – общество с ограниченной ответственностью.
ООО «Адамалия-Тур» является юридическим лицом — коммерческой организацией, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров, созданным в целях извлечения прибыли.
Общество действует в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Уставом, учредительным договором.
Общество имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, может от своего имени совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выступать истцом или ответчиком в суде.
Общество имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и место нахождения. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, товарный знак и другие средства индивидуализации. Общество приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации.
Организационная структура ООО «Адамалия-Тур» достаточна простая: директор; финансовый менеджер (главный бухгалтер); два менеджера по выездному туризму; два менеджера по внутреннему туризму.
Таким образом, организации осуществляется централизованный тип руководства и, соответственно, авторитарный тип руководителя.
Вся координация усилий по управлению организацией лежит на директоре.
Согласно Уставу и сложившейся практике в организации данный директор отвечает за реализацию следующих управленческих функций:
- осуществляет непосредственное оперативное руководство;
- отвечает за организацию эффективной работы организации, определяя уровень необходимых для работы средств (офисная техника и оборудование);
- определяет компетентность кадрового состава;
- отвечает за выбор рекламных технологий на ярмарках и выставках, презентациях, контролирует рекламный бюджет;
- отвечает за выбор технических средств и технологий для осуществления обратной связи с потребителем и партнерами (электронная и телефонная связь, Интернет);
- отвечает за связи с общественностью;
- самостоятельно выбирает туроператоров и турагентов для сотрудничества по направлению развития экстремального туризма;
- определяет ключевые положения договорной работы с партнерами по бизнесу за рубежом.
Другие специалисты туристической фирмы и их работа также подчинена главным задачам организации. Обратимся к оценке должностных обязанностей работников.
К финансовому менеджеру поступает вся информация о наличии и движении денежных средств (предоплата, перечисление средств со счетов организации туроператору, фиксация сумм оплаченных туристических поездок по всем направлениям, определение затрат фирмы и финансового результата деятельности по тому или иному направлению). Он ведет налоговый учет и учет страховых отчислений, курирует выполнение других хозяйственных операций (затраты по ведению деятельности, офисные расходы и т.д.).
Основными направлениями деятельности менеджеров являются:
- предоставление информации клиентам;
- работа с клиентами;
- бронирование и оформление билетов;
- продажа тура, маркетинг и реклама;
- работа с туроператорами;
- выполнение административных функций.
В туристической сфере, в частности в ООО «Адамалия-Тур» можно выделить следующие виды информации:
- законодательная и нормативно-правовая база;
- методическая и методологическая информация;
- аналитическая – обработанные и систематические данные статистического и прогнозируемого характера;
- описательная – информация о туристических ресурсах данные об истории, объектах показа, достопримечательностях, климатических условиях, географическом положении, культурных традициях;
- справочная - расписание движения транспорта, контактные данные о режиме и порядке работы турфирмы;
- информация об объектах и других средствах размещения - описания гостиниц, пансионатов, санаториев, домов отдыха и т.д., содержащая данные о местоположении, предоставляемых услугах, номерном фонде, инфраструктуре;
- информация о туре – данные о комплексе услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионных турах, а также услуг гидов-переводчиков и других услуг, предоставляемых в зависимости от целей путешествия;
- информация о гражданах (персональные данные);
- информация бронирования – сформированные и структурированные и представленные в определенном формате данные, достаточные для заключения договоров, оформленных в виде заказа в письменном или электронном виде, и направленная турагентствам, туроператорам или лицам, предоставляющим отдельные услуги;
- экономическая информация, финансовая и бухгалтерская отчетность;
- рекламная.
Пользователями информации являются: физические лица (туристы), юридические лица (турагентства), общественные организации и профессиональные объединения, образовательные учреждения, государственные организации. Поставщиками информации являются: туроператоры, авиакомпании, предприятия транспорта, предприятия размещения АРК, других городов и стран, экскурсионные компании и т.д.
Турфирма ООО «Адамалия-Тур» имеет лицензию на туроператорскую и турагентскую деятельность.
Основными направлениями деятельности фирмы являются:
осуществление туристической деятельности как внутри Республики Беларусь, так и за рубежом;
организация и обеспечение визовой поддержки;
организация индивидуальных и групповых туров;
организация транспортного обслуживания, в том числе бронирование билетов на все виды транспорта;
обеспечение проживания туристов, бронирование гостиничных номеров;
организация туров, для обучения и профессиональной деятельности;
экскурсионные программы;
отдых на море и озерах;
активный отдых;
лечение за рубежом и в Белоруссии;
детский и молодежный отдых.
Такие виды туристских услуг, как, например, отдых на море, активный отдых, морские круизы являются сезонными, т.е. спрос на них возрастает в зависимости от времени года. Поэтому прибыль не является постоянной. Что касается лечения за рубежом и в Белоруссии, обучения за рубежом, экскурсионных программ, продажи авиабилетов, то эти услуги не сезонные, поэтому они являются основными источниками дохода.
Компания ООО «Адамалия-Тур» успешно работает на рынке туристских услуг, завоевала репутацию надёжной фирмы, в которую клиенты могут обратиться за турами различных категорий, с уверенностью в том, что предстоящее путешествие станет незабываемым и не будет омрачено неприятными сюрпризами. Компания организует туры по Чехии, Италии, Испании, Польше, Словакии, Турции, Тунису, Черногории, Болгарии, Израилю, Греции и другим странам.
Постоянно следя за развитием рынка туристских услуг, фирма разрабатывает туры, которые пользуются наибольшей популярностью у туристов. При этом ООО «Адамалия-Тур» тщательно изучает каждый маршрут, осматривает каждый отель, подбирает транспорт, знакомится с гидами, отрабатывает технологию работы с зарубежными партнёрами до мельчайших деталей.
Стоимость тура рассчитывается на основе базовой цены, к которой прибавляются доплаты за услуги, выбранные дополнительно, и вычитаются всевозможные скидки. Как правило, базовая цена включает: перелёт экономическим классом (туда и обратно), питание на борту и провоз багажа, аэропортовые сборы, трансферт, проживание в отеле, питание, страховку.
Главный принцип работы компании - уважение к клиенту, чуткое отношение к его желаниям, предпочтениям и индивидуальным особенностям.
Работники ООО «Адамалия-Тур» тщательно продумали систему скидок, бонусов и специальных тарифов, которые предоставляются любому желающему в зависимости от тура. Необходимо отметить, что ООО «Адамалия-Тур» имеет список постоянных клиентов. Это объясняется очень внимательным отношением персонала компании, как к потенциальным, так и к постоянным клиентам.
Очень важным моментом в деятельности ООО «Адамалия-Тур» является удержание своих позиций на рынке туристских товаров и услуг, поддержание своей конкурентоспособности.
2.2 Анализ основных финансово-экономических показателей предприятия
Проведем анализ финансового состояния ООО «Адамалия-Тур». Для этого проведем оценку наличия, состава и структуры имущества предприятия. Данные приведены в таблице 2.1.
Данные таблицы 2.1 показывают, что общая сумма средств предприятия увеличилась на 205,5 млн.руб. или на 9,4%. Прирост внеоборотных активов составил 39,3 млн.руб. или 2,7%, а оборотных активов 166,2 млн.руб. или 22%. Удельный вес оборотных активов в общей сумме средств возрос на 4%, а внеоборотных уменьшился на эту же величину. Следовательно, предприятие перераспределило свои средства таким образом, что увеличилась их мобильная часть – оборотные средства.
В таблице 2.1 приведена информация о доле основных групп внеоборотных и оборотных средств в общей стоимости имущества. Ее изучение говорит о том, что в 2009 году нематериальные активы составляли 5,5% от стоимости всего имущества; доля основных средств в общей сумме имущества составила 37,1%; долгосрочные финансовые вложения – 16,4%; прочие внеоборотные активы – 6,5%; запасы – 13,7%; налог на добавленную стоимость – 0,9%; дебиторская задолженность – долгосрочная – 0,8%; дебиторская задолженность – краткосрочная – 16,4%; краткосрочные финансовые вложения – 2,8%. Вследствие того, что отдельные группы внеоборотных и оборотных средств увеличились за год неодинаковыми темпами, в их структуре произошли существенные изменения. Так, в 2010 году удельный вес нематериальных активов сократился на 0,4%; основных средств – на 2,8%; возросла доля дебиторской задолженности – краткосрочная на 2,5%.
Таблица 2.1 Общая оценка наличия, состава и структуры имущества ООО «Адамалия-Тур» за 2009, 2010 годы
Состав имущества предприятия | 2009 год | 2010 год | Изменения за отчетный период | Изменение структуры | |||
Сумма, млн.руб | Удельный вес,% | Сумма, млн.руб | Удельный вес,% | Сумма, млн.руб | В процентах | ||
Всего имущества | 2185,8 | 100 | 2391,3 | 100 | 205,5 | 9,4 | - |
ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | 1430,8 | 65,5 | 1470,1 | 61,5 | 39,3 | 2,7 | -4 |
Нематериальные активы | 119,4 | 5,5 | 121,6 | 5,1 | 2,2 | 1,8 | -0,4 |
Основные средства | 811,4 | 37,1 | 821,3 | 34,3 | 9,9 | 1,2 | -2,8 |
Долгосрочные финансовые вложения | 358,1 | 16,4 | 379,8 | 15,9 | 21,7 | 6,1 | -0,5 |
Прочие внеоборотные активы | 141,9 | 6,5 | 147,4 | 6,2 | 5,5 | 3,9 | 0,3 |
ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | 755 | 34,5 | 921,2 | 38,5 | 166,2 | 22 | 4 |
Запасы | 298,6 | 13,7 | 356,3 | 14,9 | 57,7 | 19,3 | 1,2 |
Налог на добавленную стоимость | 19,8 | 0,9 | 21,2 | 0,9 | 1,4 | 7,1 | 0 |
Дебиторская задолженность – долгосрочная | 17,1 | 0,8 | 18,1 | 0,8 | 1 | 5,8 | 0 |
Дебиторская задолженность – краткосрочная | 358 | 16,4 | 452,4 | 18,9 | 94,4 | 26,4 | 2,5 |
Краткосрочные финансовые вложения | 61,5 | 2,8 | 73,2 | 3 | 11,7 | 19 | 0,2 |