Особенности поведения менеджеров в кризисных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Интерес к проблеме поведения менеджеров в кризисных ситуациях со стороны бизнес кругов в последние годы значительно вырос. Причин тому несколько.
С одной стороны скандалы, потрясшие крупнейшие корпорации от Kodak до ЮКОС, поддерживают актуальность вопроса «Как себя вести в кризисный период?»
С другой стороны, постоянно растущая конкуренция в связи с развитием новых технологий и инноваций, лоббированием интересов во власти, заметно повысила интерес менеджеров к антикризисным аспектам бизнеса как важному атрибуту стратегий, направленных на достижение устойчивого развития компании.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…………………...3

1 Стратегии поведения менеджеров в кризисных ситуациях………………………..6
Природа кризиса…………………………………………………………………….6
Стили поведения менеджеров в кризисных ситуациях…………………………..8
Действия менеджеров на каждом этапе прохождения кризиса…………………13
Диагностика кризисной ситуации…………………………………………. ….14
Принятие управленческих решений на фазе подготовки……………………16
Реализация программы преобразований……………………………………..19

2 Важные аспекты и особенности поэтапного управления преобразованиями в практике современного бизнеса………………………………………….……………22
2.1 Проблемы, связанные с противоречием культуры и новой стратегии в компаниях США…………………………………………………………………………………….22
2.2 Формирование убеждений на фазе реализации в компании Philips в России….24
2.3 Значение ценностей и управленческих качеств менеджеров на стадии проверки эффективности преобразований в компании Motorola……………………………..27
3 Меры и рекомендации по увеличению эффективности поведения менеджеров в зависимости от стратегии преобразований………………………………………..…30
3.1 Необходимые мероприятия при изменении стратегии организации……………31
Заключение……………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Мишина переделанная.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

             Чтобы собрать информацию об  эмоциональном состоянии, необходимо  прислушиваться к людям. Иногда  лучше начать с расспросов  аутсайдеров - клиентов, партнеров, поставщиков сырья и компонентов, поставщиков профессиональных услуг, дистрибьюторов и экспертов в данной отрасли, которые хорошо представляют конкурентную позицию компании. Их отзывы помогут менеджерам сформулировать вопрос и проблемы, которые пригодятся при работе с инфраструктурами.

             Сторонний наблюдатель нередко  имеет точное представление о  том, что происходит внутри. Например, у поставщика, работающего с множеством  компаний одной отрасли, есть  возможности для сравнительной  оценки. Подрядчик, соприкасающийся  со многими подразделениями организации, может иметь более широкое и полное представление о работе компании в разрезе отдельных функций и департаментов. Поскольку взгляды аутсайдеров в меньшей мере подвержены влиянию внутренней культуры, они лучше видят сильные и слабые стороны, настоящие и фальшивые ценности. Важно, чтобы менеджеры не позволяли деликатничать с ними и не боялись задавать трудные вопросы./4, с.40/

  • Вам нравиться работать с нами? Если да/нет то почему?
  • Видите ли вы в нашем продукте/услуге неотъемлемую часть вашего бизнеса?
  • Представляем ли мы для вас уникальную ценность или наши конкуренты привлекательны в равной мере?
  • Как изменилось ваше отношение к нам за последние Х месяцев/лет? Что именно мы могли бы изменить, чтобы ваше отношение к нам изменилось кардинально?
  • Как бы вы описали нашу компанию вашему коллеге/другу?
  • Могли бы вы сравнить нас с вашим идеалом?

      Очень важно знать настроение персонала. Существует много путей сбора  информации о мнениях и взглядах сотрудников. В настоящее время  широко используются структурированные подходы, например опросы персонала и фокусные группы, организация совещаний и презентаций, прислушивание к тому, что говорят в кулуарах, беседы с рабочими прямо на производственных объектах, обеды вместе с ними в столовых; анализ информационных потоков между сотрудниками, чтобы оценить уровень энергии, склонности и общее настроение.

             Менеджеры должны корректно интерпретировать  опросы и объявить свои намерения  относительно полученной информации. Менеджеры должны понимать, что  отношение людей нельзя считать безразличным, что люди обычно имеют четкое представление о происходящем. Поэтому, необходимо, чтобы менеджеры донесли до всех работников: обстоятельства изменились, надо к ним адаптироваться; то, что когда-то было рецептом успеха, стало рецептом краха, а то, что было хорошей работой, более недееспособно. Но все же главное на первом этапе - первоочередность сдвигов в мировоззрении ключевых игроков.

      1.3.2 Принятие управленческих  решений на фазе подготовки.

             На втором этапе организация и принятие управленческих решений, персонал - ощущает сильное беспокойство за свое будущее. Фаза разработки планов и приведения всех и вся в состояние готовности начинается после принятия решения о начале преобразований и длится вплоть до начала реализации этих планов. Когда у людей есть обоснованная надежда на то, что программа преобразований изменит ситуацию к лучшему, их обеспокоенность может стать преданностью, энтузиазмом, духовным подъемом. На фазе перемен /9, с.35-70/ менеджеры - лидеры должны создать условия продуктивной обеспокоенности - аппетита к переменам, должны помочь формированию у людей чувства надежды и энтузиазма в отношении будущего, а также желания внести свой вклад в его приближение, поскольку именно эти эмоции порождают энергию, которая необходима для решения бесчисленных задач этапа реализации.

             На этапе подготовки перед  руководителем встают три следующие  основные задачи./4, с. 105/:

  1. Консолидация управленческой команды вокруг образа будущего и выбранной стратегии.
  2. Четкое формулирование представлений о будущем и проработка деталей общего плана с тем, чтобы его могли понять и исполнять другие.
  3. Развитие у персонала чувства здоровой неудовлетворенности существующим положением дел и аппетита к переменам; выработка определенных представлений о том, что должно произойти и как этого добиться.

             Уррен Беннис /10, с.15/ считает, что большая часть подготовительной работы ложиться на менеджеров. Именно руководители высшего звена должны участвовать в разработке плана и рекомендаций, поскольку именно они могут принимать жизненно важные решения и распределять ресурсы. План необходимо конкретизировать до того как произойдет делегирование полномочий. Менеджер обязан непосредственно участвовать в формировании видения перспектив и выработки стратегии, а также глубоко понимать доводы, положенные в основу плана.

             В своем интервью /11, с.28/ Г. Б. Юн, президент Российской гильдии профессиональных антикризисных управляющих, также отметил, что менеджеры должен вникнуть в детали: «Если он это сделает, его усилия окупятся сторицей, когда нужно будет вдохновить организацию и придется убеждать ее персонал в правильности планов. Глубокое знание предмета облегчит обоснование решений и компромиссов позднее, при проявлении новых проблем и возможностей. Справедливо и противоположное. Менеджерам, которые ограничиваются лишь короткими инструкциями и не вникают в проблемы, наверняка будет нелегко ответить на острые вопросы сотрудников. А если менеджер не может объяснить или отстоять свое видение будущего, вряд ли он сможет вдохновить других на его реализацию.»

             Особенно важна на этой стадии  консолидация вокруг видения  будущего у руководящей команды.  «Без этого выйти из кризиса  просто невозможно, »- считает  И. Сосновый, бизнес - консультант./12, с.14/ «Если каждый менеджер будет гнуть свою линию - охранять собственную территорию, концентрировать власть, устраивать бунты и сеять сомнения в других, - преобразования обречены. Работники очень тонко чувствуют глубину убежденности каждого руководителя и безошибочно определяют, есть ли единство в группе. Отсутствие убежденности и солидарности они воспринимают как недоброе предзнаменование.»

             Менеджер должен добиться консолидации  своей команды путем анализа  информации, бесед с глазу на  глаз и коллективных обсуждений, выслушивания, совместной работы и отсеивания. При этом следует анализировать весь комплекс разнообразных данных, особенно в неоднозначных областях./4,9,12/

             Как только процесс консолидации  и выработки общности взглядов  команды менеджеров оказался под контролем, следует заняться остальной частью коллектива организации и оценить ее готовность к изменению.

             Для оценки склонности компании  к изменениям консалтинговые  службы разработали различные  инструменты./13, с.15-16/ Фактически это обследование, которое можно осуществить используя электронную почту, фокусные группы или индивидуальные собеседования в зависимости от размера выработки и цели. Оно позволяет выявить конкретные проблемы и идентифицировать подразделения, требующие особого внимания. Эта работа нацелена на три ключевых аспекта состояния компании:

  1. готовность изменяться;
  2. желание изменяться;
  3. способность изменяться.

             Результаты подобного обследования  представляют собой как количественную, так и качественную информацию. Количественные данные имеют большое значение для оценки распространенности, локализации и глубины восприятия; качественная информация иллюстрирует толкование и интенсивность эмоций.

             Далее необходимо довести идею  выхода из кризиса до подчиненных.    Многократное повторение ее при каждом удобном случае, как утверждают современные теоретики лидерства/4,9,7/, способствует успеху.

             Общение - важная часть процесса  перемен, поэтому каналы передачи  информации должны быть открыты  уже на этапе подготовки. Отыскание и формирование таких каналов, определение правильного тона и вовлечение всех руководителей в процесс общения требует времени. Хороший менеджер должен иметь ввиду, что большинство людей предпочитают получать новости в процессе живого общения с теми, кому доверяют. Достоинства непосредственного общения трудно переоценить, и не самое меньшее из них - близкое знакомство с людьми, которые имеют ключевое значение для эффективного управления. Необходимо понимать, что прозрачность процесса имеет критическое значение для формирования атмосферы доверия и уменьшения обеспокоенности./9, с.154/  
 
 
 

      1.3.3. Реализация программы  преобразований.

             Если на предыдущем этапе задача  создания и сплочения команды,  способной начать осуществление  преобразований, стояла перед менеджерами высшего звена, то теперь менеджеры более низких уровней должны мобилизовать персонал организации на реализацию перемен. «При осуществлении внутренней трансформации фаза реализации обычно начинается тогда, когда детализация первоначального плана становится достаточной для распределения заданий. Когда руководство организации принимает решение о необходимости масштабных преобразований, работники могут соглашаться с ним, испытывать воодушевление или беспокойство, однако до тех пор, пока они не поймут, что должны делать иначе, изменения так и останутся теорией»- считает А. Черняков, директор консалтинговой компании CTG/14, с.29/.

             Ноэль Форжар, президент Airbus, которому удалось провести компанию не через один кризис, выделил несколько сценариев перехода к реализации/11, с.40-42/.

  • Опробование с последующим внедрением. Прежде чем распространить программу на всю организацию, можно попробовать реализовать изменения  в рамках одного или нескольких пилотных проектов. Такой подход  наиболее продуктивен, когда трансформация предполагает внедрение нового процесса, который можно опробовать и отточить на небольшом участке.
  • Модель первоочередных действий. Следует показать организации, что она может добиться успеха, сосредоточив усилия на какой- либо одной задаче, в решении которой должны участвовать люди из разных подразделений. Сценарий эффективен, если программу преобразований считают невыполнимой.
  • Привлечение «звезд» и «публичные экзекуции». Будет эффективно поставить во главе программы кого-нибудь из тех, кто пользуется популярностью, и/или уволить непокорного руководителя. И то, и другое действие показывает серьезность отношения менеджмента к переменам. Прием эффективен, когда «старая гвардия» уже давно стоит у власти,  и все считают, что ничего с ней сделать не удастся. 
  • Обращение «в веру» через привлекательность. Смысл состоит в том, чтобы реализовать преобразования в одном отделении, цехе или бизнес-единице и использовать успех в качестве модели для остальных. Этот подход дает неплохие результаты, когда подразделения имеют много общего и готовы учиться друг у друга.

             На фазе реализации общение приобретает новое значение, оно становится своего рода производственным процессом, абсолютно необходимым для контроля исполнения программы преобразований и взаимного информирования подразделений организации, с тем, чтобы их действия были скоординированными и взаимно дополняющими.

             В распоряжении менеджеров имеются  три группы неформальных проводников  информации, которые они могут  использовать в коммуникационных  целях. Каждая из групп играет  в процессе распространения информации  определенную роль. Д. Дак в своей монографии/4, с.187-192/ выделяет «кассандр», «сетевиков», «авторитетов».

             Имя Кассандры, персонажа древнегреческой  мифологии, использовал в свое  время Эндрю Гроув, глава Intel, для обозначения людей, которые быстро распознают грядущие изменения и оповещают о нем всех остальных. “Кассандрами” нередко становятся менеджеры среднего звена и начальники производственных линий, мужчины и женщины, которые постоянно находятся  в гуще производственной деятельности и тесно связаны с множеством людей по всей организации. Э. Гроув дал им следущее описание в своей книге “Выживают только параноики”: “Обычно они знают больше о грядущем, чем руководители высшего звена… Плохие новости касаются их непосредственно, поэтому они относятся к предупредительным знакам более серьезно.” Это человек, который может  заранее предупредить менеджера и заставить его пересмотреть свои планы еще до того, как всколыхнется вся организация.

             В силу занимаемой должности и свойств своего характера “сетевики” очень хорошо чувствуют состояние организации, знают, что происходит и что говорят окружающие, а также могут четко охарактеризовать существующий эмоциональный настрой. Обычно они хорошо известны различным группам сотрудников и считаются в них своими. Некоторые из них являются начальниками первого уровня или менеджерами среднего звена. Очень часто они занимают должности, которые можно охарактеризовать как “горизонтальные”. Менеджер должен постараться отыскать “сетевиков” в самом начале этапа реализации, привлечь их к сбору мнений. Они поистине неоценимы, когда нужно выяснить, что работает, а что нет, где люди чувствуют эмоциональный подъем, а где подавлены.

             В группу “авторитетов” входят  люди, обладающие способностью воздействовать  на эмоциональный настрой и преобладающие мнения в организации и изменять их. Они оказывают сильное влияние на других на всех ступенях иерархии. Люди спрашивают их мнение и нередко ставят свои отношение и поступки в зависимость от него.

             Руководителям необходимо знать своих генераторов мнений, заручиться их поддержкой и использовать в работе их влияние на коллектив.

Информация о работе Особенности поведения менеджеров в кризисных ситуациях