Особенности поведения менеджеров в кризисных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Интерес к проблеме поведения менеджеров в кризисных ситуациях со стороны бизнес кругов в последние годы значительно вырос. Причин тому несколько.
С одной стороны скандалы, потрясшие крупнейшие корпорации от Kodak до ЮКОС, поддерживают актуальность вопроса «Как себя вести в кризисный период?»
С другой стороны, постоянно растущая конкуренция в связи с развитием новых технологий и инноваций, лоббированием интересов во власти, заметно повысила интерес менеджеров к антикризисным аспектам бизнеса как важному атрибуту стратегий, направленных на достижение устойчивого развития компании.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…………………...3

1 Стратегии поведения менеджеров в кризисных ситуациях………………………..6
Природа кризиса…………………………………………………………………….6
Стили поведения менеджеров в кризисных ситуациях…………………………..8
Действия менеджеров на каждом этапе прохождения кризиса…………………13
Диагностика кризисной ситуации…………………………………………. ….14
Принятие управленческих решений на фазе подготовки……………………16
Реализация программы преобразований……………………………………..19

2 Важные аспекты и особенности поэтапного управления преобразованиями в практике современного бизнеса………………………………………….……………22
2.1 Проблемы, связанные с противоречием культуры и новой стратегии в компаниях США…………………………………………………………………………………….22
2.2 Формирование убеждений на фазе реализации в компании Philips в России….24
2.3 Значение ценностей и управленческих качеств менеджеров на стадии проверки эффективности преобразований в компании Motorola……………………………..27
3 Меры и рекомендации по увеличению эффективности поведения менеджеров в зависимости от стратегии преобразований………………………………………..…30
3.1 Необходимые мероприятия при изменении стратегии организации……………31
Заключение……………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Мишина переделанная.doc

— 185.50 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Менеджмент  организации

Кафедра менеджмента 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине « Управленческие решения »

на тему « Особенности поведения менеджеров в кризисных ситуациях » 
 
 
 
 

Выполнена студентом 3 курса

очной формы обучения

специальности « менеджмент организации » 
 

Научный руководитель 
 
 

Отметка о допуске (не допуске) к защите_____________ 

«____»________________20____г.               ____________________________________________________________

(Подпись  научного  руководителя) 
 
 

Ростов-на-Дону

2010 г. 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…………………...3

 

1 Стратегии поведения менеджеров в кризисных ситуациях………………………..6

    1. Природа кризиса…………………………………………………………………….6
    2. Стили поведения менеджеров в кризисных ситуациях…………………………..8
    3. Действия менеджеров на каждом этапе прохождения кризиса…………………13
      1. Диагностика кризисной ситуации…………………………………………. ….14
      2. Принятие управленческих решений на фазе подготовки……………………16 
      3. Реализация программы преобразований……………………………………..19
 

2 Важные  аспекты и особенности поэтапного  управления преобразованиями в практике современного бизнеса………………………………………….……………22

2.1 Проблемы, связанные с противоречием культуры и новой стратегии в компаниях США…………………………………………………………………………………….22

2.2 Формирование убеждений на фазе реализации в компании Philips в России….24

2.3 Значение ценностей и управленческих качеств менеджеров на стадии проверки эффективности преобразований в компании Motorola……………………………..27 

3 Меры  и рекомендации по увеличению  эффективности поведения менеджеров  в зависимости от стратегии преобразований………………………………………..…30

3.1 Необходимые мероприятия при изменении стратегии организации……………31 

Заключение……………………………………………………………………………..35 

Список  использованной литературы……………………..…………………………..37 

      Введение

             Интерес к проблеме поведения менеджеров в кризисных ситуациях со стороны бизнес кругов в последние годы значительно вырос. Причин тому несколько.

        С одной стороны скандалы, потрясшие  крупнейшие корпорации от Kodak до ЮКОС, поддерживают актуальность вопроса «Как себя вести в кризисный период?»

        С другой стороны, постоянно  растущая конкуренция в связи  с развитием новых технологий  и инноваций, лоббированием интересов  во власти, заметно повысила интерес  менеджеров к антикризисным аспектам  бизнеса как важному атрибуту  стратегий, направленных на достижение устойчивого развития компании. В связи с этим проблема понимания менеджерами эмоциональных аспектов выхода из таких ситуаций и управления ими будет находиться в центре внимания деловых кругов и всех тех, кого затрагивает кризис. В этом и заключается актуальность выбранной мною темы.

      Цель  данной работы – выявление профессиональных и эмоциональных особенностей поведения  менеджеров в кризисных ситуациях. При этом задачи исследования следующие:

  • Понять природу кризиса.
  • Определить состав организационных факторов и условий, которые должен создать менеджер для выхода из кризиса.
  • Осветить актуальные проблемы, с которыми приходиться сталкиваться менеджерам на основе анализа деятельности фирм США.
  • Дать рекомендации по эмоциональному и поведенческому аспектам менеджерам, в зависимости от стратегии преобразования и этапа прохождения кризиса.

        Главная мысль данной работы  сводиться в основном к следующему:

  1. Выход из кризиса может иметь успех только в том случае, если менеджер эмоциональным и поведенческим аспектам уделяет не меньше внимания, чем производственным.

      Дело  в том, что многие руководители уделяют  внимание исключительно производственным проблемам, в то время как внедрение  новых методов работы требует  перестройки образа мышления сотрудников и всего их подхода к делу. Выход из кризиса  менеджер должен видеть не только в новых машинах и системах, а в умах и сердцах сотрудников - в этом заключается одна из главных особенностей поведения менеджеров.

  1. На каждом этапе процесса выхода из кризиса руководители всех уровней должны пребывать в постоянной готовности к адекватному реагированию. Одновременно они должны предвидеть и распознавать позитивные сдвиги в процессе преобразований, а также всячески им способствовать. Объектом исследования является поведение менеджеров в кризисной ситуации. Предметом – взаимоотношение руководителя с персоналом организации.

      При написании данной работы я опирался на опыт тех стран, целью которых являлось приобретение за бесценок предприятий-банкротов, их «оживление» и санация, продажа затем по достаточно высокой цене, а также на результаты обобщения практики успешного выхода из кризиса фирм, банков, различных финансовых институтов, которые, несмотря на все трудности, не только выстояли, но и сейчас прогрессируют.

      Поскольку проблема управления в таких ситуациях  очень широка и многогранна, весь круг вопросов осветить невозможно в  одной работе, поэтому  данное исследование посвящено эмоциональным аспектам.

      В моей работе проанализирована теория и практика лидерства и разработаны меры и рекомендации по улучшению стиля поведения менеджеров.

      В первой главе раскрывается понятие  кризиса, освещаются существующие в  теории стили поведения менеджеров в кризисе, структурированы основные этапы прохождения этой непростой  ситуации и соответствующие действия руководителей на каждой стадии.

      Последовательность  изложения материала  во второй главе соответствует той очередности, в которой следуют фазы перемен для выхода из кризиса. Здесь же затрагиваются самые актуальные проблемы, сопутствующие каждому  этапу, а также описываются способы их разрешения. Также в главе учтен опыт прохождения кризиса в компаниях, занимающих сейчас солидные доли своих рынков – Motorola и Philips. За свою более чем шестидесятилетнюю историю этим организациям, не без одного-двух кризисных моментов, удалось создать собственные успешные методы работы, которые служат сейчас профилактикой неприятных ситуаций.

      В третьей главе даются рекомендации, выявляются меры по улучшению поведения  руководителей в зависимости  от стратегии преобразования для более эффективного и быстрого выхода из кризиса.

      Для написания работы использовано двадцать два источника. Объем работы составляет тридцать семь страниц.

      1. Стратегии поведения менеджеров в кризисных ситуациях

      1.1 Природа кризиса.

             Самый предусмотрительный  и дальновидный  руководитель не в силах избежать  неприятных неожиданностей, связанных  как с сюрпризами со стороны  партнеров, поставщиков или клиентов, так и с внутриорганизационными  конфликтами. Крупнейший теоретик стратегического управления Игорь Ансофф/ 1, с.132/ определяет ситуацию как кризисную в том случае, если:

  • ситуация возникает внезапно и  вопреки ожиданиям;
  • ситуация ставит новые задачи, не соответствующие прошлому фирмы (при неумении принять контрмеры это приводит либо к крупному финансовому  ущербу, либо к ухудшению возможностей получения прибыли);
  • контрмеры должны быть приняты срочно, но обычный, существующий в фирме порядок действий этого не позволяет.

            Существуют разновидности кризисов:

      1.  Чаще всего кризисная ситуация  проявляется как конфликт/2, с.23/, резкое и болезненное столкновение  лиц и(или) организаций, вовлеченных  в данную ситуацию.

            Менеджеры сталкиваются с двумя  типами конфликтов на кризисном  предприятии/3, с.57/:

  • конфликты, в которые они вовлечены в качестве одной из действующих сторон;
  • конфликты, возникающие в трудовом коллективе, которые они должны урегулировать (разрешить), выполняя свои функции руководителя.

            Характер возникающих на кризисном  предприятии конфликтов определяется тем, какой из двух факторов – содержание производственной и управленческой деятельности или отношения, складывающиеся в ней, - доминирует в конфликтной ситуации /3, с.73/. Если основной–первый фактор, то менеджер сталкивается с производственными конфликтами, вызванными столкновениями интересов при распределении ресурсов, противоречивой взаимозависимостью задач, противоположностью в ценностных ориентациях и связанными с этим коренными различиями в понимании целей совместной деятельности и путей их достижения, отсутствием эффективной коммуникацию/3, с.78-82/. Если преобладает второй фактор, то на кризисном предприятии социальные и межличностные конфликты, которые носят самодовлеющий характер, оттесняя производственные проблемы на второй план/3, с.80-85/.

             Следует учитывать имеющиеся  установки у самого менеджера  (на решение производственных  задач или на отношения), которые  в немалой степени могут предопределить  характер и направленность развития  складывающихся на предприятии конфликтов.

      2.     Застой - вторая форма кризиса/4, с.93/. Может показаться, что состояние застоя не несет в себе проблемы, пока экономические показатели растут достаточно быстро. Но это заблуждение. В застой может впасть любая организация. Современная развивающаяся экономика просто не дает компаниям пребывать в этом состоянии слишком долго. Внешние признаки застоя вполне очевидны: устаревшие товары и услуги. Снижение объема продаж и цен на акции, отток клиентов и талантов. Однако в высокотехнологичных и новых компаниях застой может протекать и без внешних признаков; в этих компаниях стагнация проявляется в отсутствии достойного освещения в прессе или неспособности привлекать новый капитал и наиболее талантливых специалистов. Это состояние может быть обусловлено целым рядом факторов: слабостью стратегии, отсутствием лидера, изменениями на рынке, провалом продукта  или отсутствием новых товаров и услуг, ограниченностью ресурсов (в первую очередь человеческих), устареванием технологий и процессов, а также невыполнением планов.

      3.    Стресс/5, с.113-127/- еще одно проявление  кризиса. Чрезмерный стресс дорого  обходится организациям, так как  снижает эффективность и благополучие  индивидуума. Как утверждает доктор  Альбрехт: ''Теперь ясно, что многие  проблемы сотрудников, которые отражаются на деньгах и результатах работы , так же как и на здоровье  и благополучие сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на ведение дела  и снижает качество трудовой жизни.''

            Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни работника. Широко распространенной, понятной причиной стресса является перегрузка или напротив, слишком малая рабочая нагрузка.

             Таким образом, кризис - это такое состояние организации, конец которому может положить лишь вмешательство лиц, обладающих авторитетом и властью: генерального директора, совета директоров, крупных акционеров и, возможно. Внутреннего комитета по оперативным вопросам.

              В кризисных ситуациях, в большинстве  случаев, руководители теряют  доверие сотрудников, в глазах  окружающих они выглядят виновниками  возникновения этого положения.  Как в таком случае менеджеры  смогут вернуть компанию к  жизни? Как они будут вести себя? В зависимости от личностных качеств и уровня профессионализма возможны различные вариации поведения менеджеров.

Информация о работе Особенности поведения менеджеров в кризисных ситуациях