Особенности менеджмента в странах Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить особенности европейского менеджмента.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с моделями управления стран Европы.
2. Выявить особенности менеджмента в странах ЕвропыМенеджмент в странах европы

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…. 3
1 Общие характеристики, функции менеджмента…………………………..….5
1.1Многообразие деловых культур и менеджмент в Европе………………..…5
1.2Сущность понятия менеджер и этапы развития теории и практики .менеджмента………………………………………………………………….…10
1.3 Функции и модели менеджмента………………………………………..….16
2 Европейская модель менеджмента………………………………………..…19
2.1 Основные сведения о менеджменте Европейских стран…………….…....19
2.2 Немецкая модель менеджмента………………………………………….…24
2.3 Состав Правления и наблюдательного совета в немецкой модели…..…27
Заключение…………………………………………………………………….…32
Список использованной литературы…………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

ПОСЛЕДНЯЯ.docx

— 556.48 Кб (Скачать)

   Недостаток  техники в сельскохозяйственном производстве французы нередко компенсировали организацией труда.

   В конце XIX в. в развитии французской  экономики наметилась тенденция  усиления роли банковского капитала, помогали политика протекционизма, проводимая правительством, ресурсный потенциал  колоний в Африке и Индокитае  и начинающие формироваться ссудно-ростовщические черты французского менеджмента.

           Нынешняя Франция является крупнейшим  экспортером мира продукции пищевой  промышленности, кожевенно-обувной,  текстильной, химической и фармацевтической, а также производства алкоголя  и обработки неблагородных металлов. Международное признание французской  продукции во многом обязано  исторически сложившейся тенденции  независимого поведения французов.  Эта черта и является характерной  особенностью модели французского  менеджмента. Французы любят свою  страну, обладают глубокими знаниями  истории Франции и ее колоний.  Именно Франция сформировала  мировые стандарты демократии  и справедливости, государственной  системы управления, военного искусства,  сельского хозяйства, виноградарства, изысканной кухни и науки управления. Французские менеджеры с определенной долей снисходительности относятся к иностранным и проявляют эти качества в любой обстановке.

          По сравнению с Великобританией  и Францией развитие немецкого  производственного управления проходило  с некоторым запаздыванием. Первые  фабрики в Германии появились  в 30-е гг. XIX в. В это время  Германия состояла из мелких  самостоятельных государств, разделенных  валютными и таможенными барьерами.  Как и во Франции, распространение  в Германии машинного производства  началось с текстильной промышленности. Активный переход к машинному  производству начался в 1871 г., когда образовалась Германская империя. Были ликвидированы таможенные и валютные барьеры, и государство приняло на себя функции регулирования экономики.

2.2 Немецкая  модель менеджмента

 

   Немецкая  модель используется в немецких и  австрийских корпорациях. Некоторые  элементы этой модели присутствуют также  в Нидерландах и Скандинавии. Кроме этого, недавно некоторые  корпорации Франции и Бельгии  также начали применять элементы немецкой модели.

   Немецкая  модель управления акционерными обществами существенно отличается от англо-американской и японской моделей. Хотя некоторое  сходство с японской моделью все-таки существует.

   Банки являются долгосрочными акционерами  немецких корпораций и, подобно японской модели, представители банков выбираются в Советы директоров. Однако, в отличие от японской модели, где представители банков привлекаются в совет только в кризисных ситуациях, в немецких корпорациях представительство банков в совете постоянно. Три крупнейших универсальных немецких банка (т. е. банки, предоставляющие широкий диапазон услуг) играют основную роль; в некоторых областях страны государственные банки являются ключевыми акционерами.

   Существуют  три основных особенности немецкой модели, отличающие ее от других моделей. Две из них – это состав совет  директоров и права акционеров.

   Во-первых, немецкая модель предусматривает двухпалатный Совет, состоящий из Правления (исполнительного  совета) (чиновники корпорации, т. е. внутренние члены) и наблюдательного  совета (представители рабочих, служащих корпорации и акционеров). Эти две  палаты абсолютно раздельны: никто  не может одновременно членом Правления  и наблюдательного совета.

   Во-вторых, численность наблюдательного совета устанавливается законом и не может быть изменена акционерами.

   В-третьих, в Германии и других странах, использующих немецкую модель, узаконены ограничения  прав акционеров в части голосования, т. е. ограничивается число голосов, которое акционер имеет на собрании и которое может не совпадать  с числом акций, которыми этот акционер владеет.

   Большинство немецких корпораций предпочитает банковское финансирование акционерному, поэтому  капитализация фондового рынка  невелика по сравнению с мощью  немецкой экономики. Процент индивидуальных акционеров в Германии низок, что  отражает общий консерватизм инвестиционной политики страны. Поэтому неудивительно, что структура управления акционерным  обществом сдвинута в сторону  контактов между ключевыми участниками, а именно, банками и корпорациями.

   Система в какой-то степени является противоречивой в отношении к мелким акционерам: с одной стороны, она позволяет  им вносить предложения, с другой, позволяет корпорациям налагать ограничения на права голоса.

   Процент иностранных инвесторов достаточно велик: в 1990 г. он составил 19%. Этот фактор постепенно начинает оказывать влияние на немецкую модель, т. к. иностранные инвесторы из стран Европейского Сообщества и других стран начинают защищать свои интересы. Распространение рынка капитала заставляет немецкие корпорации пересматривать свою политику. Когда корпорация Daimler-Benz AG решила зарегистрировать свои акции на Нью-йоркской фондовой бирже в 1993 г., она была вынуждена принять существующие общие стандарты финансовой отчетности США. Эти стандарты обеспечивают большую открытость по сравнению с немецкими. Так, Daimler-Benz AG вынуждена была отчитываться о крупных убытках, которые можно было бы скрыть, применяя немецкие принципы бухгалтерского учета.[8]

   Немецкие  банки и в меньшей степени  немецкие корпорации являются ключевыми  участниками в немецкой модели управления. Как и в японской модели, описанной  ранее, банк играет несколько ролей: он выступает акционером и кредитором, эмитентом ценных бумаг и долговых обязательств, депозитарием и голосующим агентом на ежегодных общих собраниях  акционеров. В 1990 г. три крупнейших немецких банка ("Deutsche Bank", "Dresdener Bank" и "Commerzbank") входили в наблюдательные советы 85 из 100 крупнейших немецких корпораций.

   В Германии корпорации также являются акционерами и могут иметь  долгосрочные вложения в других неаффилированных корпорациях, т. е. корпорациях, не принадлежащих  к определенной группе связанных (коммерчески  или промышленно) между собой  корпораций. Подобный тип похож на японскую модель, но в корне отличается от англо-американской, где ни банки, ни корпорации не могут быть ключевыми  институциональными инвесторами.

   Включение представителей рабочих (служащих) в  состав наблюдательного совета является дополнительным отличием немецкой модели от японской и англо-американской.

   Основными акционерами в Германии являются банки и корпорации. В 1990 г. корпорации владели 41% немецкого фондового рынка, и институциональные инвесторы (в основном, банки) – 27%. Институциональные агенты, такие как, например, пенсионные фонды (3%) или индивидуальные акционеры (4%) не играют важной роли в Германии. Иностранные инвесторы владели 19% рынка в 1990 г.; в настоящее время их влияние на немецкую систему управления акционерными обществами возрастает. 

   2.3  Состав Правления  и наблюдательного  совета в немецкой модели.

 

     Двухпалатное правление – уникальная черта немецкой модели. Немецкие корпорации управляются наблюдательным советом и Правлением. Наблюдательный совет назначает и распускает Правление, утверждает решения руководства и дает рекомендации Правлению. Наблюдательный совет обычно проводит совещания раз в месяц. В Уставе корпорации оговариваются документы, требующие утверждения на наблюдательном совете. Правление несет ответственность за ежедневное руководство корпорацией.

   Правление состоит исключительно из сотрудников  корпорации. В наблюдательный совет  входят только представители рабочих (служащих) и представители акционеров.

   Состав  и численность наблюдательного  совета определяются Законами о промышленной демократии и о равноправии служащих; эти законы определяют также количество представителей, выбранных рабочими (служащими) и количество представителей, выбранных акционерами.

   Численность наблюдательного совета устанавливается  законом. В небольших корпорациях (численностью менее 500) акционеры избирают весь Наблюдательный совет. В средних  корпорациях (размер корпорации зависит  от размера фондов и средств и  количества сотрудников) сотрудники избирают одну треть наблюдательного совета, состоящего из 9 чел. В больших корпорациях  сотрудники избирают половину наблюдательного  совета, состоящего из 20 чел.

   Следует обратить внимание на то, что существуют два основных отличия немецкой модели от японской и англо-американской:

   1. Численность наблюдательного совета  устанавливается законом и не  подлежит изменению.

   2. В наблюдательный совет входят  представители рабочих (служащих) корпорации.

   Тот факт, что в наблюдательный совет  не входят "инсайдеры" совсем не означает, что в него входят только "аутсайдеры". Членами наблюдательного совета, избираемого акционерами, обычно являются представители банков и корпораций, т. е. крупных акционеров. Было бы правильнее назвать их "аффилированными аутсайдерами".

   В Германии существуют сильные федеральные  традиции. Федеральные и местные (земельные) законы оказывают влияние  на структуру управления акционерными обществами. Федеральные законы включают в себя законы об акционерных обществах, законы о фондовых биржах, коммерческие законы, а также перечисленные  выше законы о составе наблюдательных советов. Однако, регулирование деятельности бирж является прерогативой местной  власти. Федеральное агентство по ценным бумагам было создано в  1995 г. Оно и дополнило недостающий элемент немецкого законодательства.

     В Германии разработаны достаточно строгие правила раскрытия информации, но менее жесткие, чем в США. Корпорации должны предоставлять в годовом отчете или на общих собраниях разнообразную информацию, включая финансовую (каждое полугодие), данные о структуре капитала, ограниченную информацию о каждом кандидате в наблюдательный совет (с указанием имени и фамилии, адреса, места работы и занимаемой должности), совокупную информацию о вознаграждениях, выплачиваемых членам Правления и наблюдательного совета, данные об акционерах, владеющих более 5% акций корпорации; информацию о возможном слиянии или реорганизации; предлагаемые поправки к Уставу; а также имена лиц или название корпораций, приглашаемых для аудиторской проверки.

   Правила раскрытия информации в Германии отличаются от принятых в США. Например, финансовая информация сообщается раз  в полгода, а не ежеквартально, как  в США, предоставляются совокупные данные о вознаграждении директорам и менеджерам, в отличии от индивидуальных сведений в США, не сообщаются сведения о членах наблюдательного совета и их владении акциями корпорации. Кроме того, существуют заметные различия между немецкими и американскими  стандартами бухгалтерской отчетности.

   Основное  отличие немецкой системы финансовой отчетности состоит в том, что  немецким корпорациям разрешается  иметь значительную нераспределенную прибыль, что позволяет корпорациям  занижать свою стоимость.[9]

   До  1995 г. немецкие корпорации должны были оглашать имена лиц, владеющих более 25% акций корпорации. В 1995 г. этот предел был снижен до 5%, что совпадает с американскими стандартами.

   Действия  корпорации, требующие одобрения  акционеров, – это распределение  чистого дохода (выплата дивидендов, использование средств), ратификация  решений Правления и наблюдательного  совета за прошедший финансовый год, выборы наблюдательного совета, назначение аудиторов.

   Утверждение решений исполнительного совета (Правления) и Наблюдательного совета по существу означает "печать одобрения" или "вотум доверия". Если акционеры  хотят предпринять какие-либо юридические  акции против отдельных членов или  против Совета в целом, они откажутся  от ратификации решений совета за прошедший год.

   В отличие от англо-американской и  японской моделей акционеры не имеют  права изменять численность или  состав Наблюдательного совета. Размер и состав совета устанавливаются  законом.

   Другими действиями, также требующими одобрения  акционеров, являются: решение об осуществлении  затрат (что автоматически признает преимущественные права, если только не отклоняется акционерами), сотрудничество с филиалами, поправки и изменения  к Уставу (например, изменение утвержденного  вида деятельности), повышение верхнего предела вознаграждения членам Наблюдательного  совета. Внеочередные действия, требующие  одобрения акционеров – это слияние, покупка контрольного пакета акций  и реорганизация.

   В Германии предложения акционеров –  это обычное дело. После оглашения  повестки дня ежегодного общего собрания акционеры могут подать в письменной форме предложения двух типов: контрпредложение, т. е. противоречащее предложению Правления  и Наблюдательного совета, включенному  в повестку дня. Оно может касаться увеличения или уменьшения размера  дивидендов или например, представлять альтернативную кандидатуру в Наблюдательный совет. Предложение акционеров может содержать дополнение к повестке дня. Примеры предложений акционеров: альтернативные кандидатуры в Наблюдательный совет, проведение специального расследования или проверки, требование отменить ограничения на право голосования, рекомендации по изменению структуры капитала.

Информация о работе Особенности менеджмента в странах Европы