Особенности менеджмента в странах Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить особенности европейского менеджмента.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с моделями управления стран Европы.
2. Выявить особенности менеджмента в странах ЕвропыМенеджмент в странах европы

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…. 3
1 Общие характеристики, функции менеджмента…………………………..….5
1.1Многообразие деловых культур и менеджмент в Европе………………..…5
1.2Сущность понятия менеджер и этапы развития теории и практики .менеджмента………………………………………………………………….…10
1.3 Функции и модели менеджмента………………………………………..….16
2 Европейская модель менеджмента………………………………………..…19
2.1 Основные сведения о менеджменте Европейских стран…………….…....19
2.2 Немецкая модель менеджмента………………………………………….…24
2.3 Состав Правления и наблюдательного совета в немецкой модели…..…27
Заключение…………………………………………………………………….…32
Список использованной литературы…………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

ПОСЛЕДНЯЯ.docx

— 556.48 Кб (Скачать)

   Профессиональный  менеджмент как самостоятельный  вид деятельности предполагает наличие  субъекта этой деятельности - специалиста-менеджера, а в качестве объекта - хозяйственную  деятельность фирмы или отдельную  ее сферу.

   В понятии менеджмента понимается деятельность фирмы в любой отрасли  экономики (промышленности, торговле, строительстве, транспорте, сфере услуг, банковском деле, страховой деятельности и т.д.) и в любой сфере деятельности (производство, сбыт, финансы), направленная на получение прибыли как конечного  результата или предпринимательского дохода в зависимости от конкретных целей деятельности фирмы.

   Можно сказать что,  "менеджмент" относится  только к тем  фирмам, которые  осуществляют свою деятельность в целях  получения прибыли (предпринимательского дохода) независимо от характера  деятельности.

          Концепция научного управления  получила развитие в США в  1900-е гг. Ее основоположник Фредерик  У. Тейлор, с книги которого "Принципы  научного управления" началось  признание менеджмента как науки  и самостоятельной области исследования. Ф. Тейлор и его современники (Ф. Гилберт, Л. Гилберт, Г.  Гантт) сделали вывод о том,  что работа по управлению –  это самостоятельная специальность,  и что фирма в целом выигрывает, если каждая группа работников  сосредоточится на том, что  она делает лучше всего. [7]

   В 1920-е гг. получила развития концепция  административного управления, направленная на разработку общих проблем и  универсальных принципов управления фирмой в целом. В рамках этой концепций  управления было сформулировано понятие  организационной структуры фирмы  как иерархической системы. В  этой концепции, появилось понимание  того, что для более эффективного достижения целей фирмой можно управлять  систематизировано.

   В 1930-е гг. получила развитие концепция  управления с позиций психологии и человеческих отношений, определила менеджмент как "обеспечение выполнения работы с помощью других лиц".

   Американский  психолог А. Маслоу (он же А. Маслов - русский  эмигрант) показал, что мотивами поступков  людей являются не экономические  силы, как считали сторонники концепции  научного управления, а различные  потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении.

   Исходя  из этой концепции, производительность труда рабочих может увеличиваться  не только в связи с увеличением  заработной платы, а в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности  рабочих своим трудом и отношениями  в коллективе.

          Эта концепция основывается на  том, что основу увеличения  производительности труда составляет  применение приемов управления  межличностными отношениями для  повышения удовлетворенности работников  результатами своего труда. 

   Системный подход к управлению, получивший развитие в 1950-х гг., предполагает, что руководители должны рассматривать организацию  как совокупность взаимозависимых  элементов (включая задачи, технологии, организационную структуру и  людей), которые ориентированы на достижение различных целей в  условиях изменяющейся внешней среды. Системный подход характеризуется  использованием систематизирующих  и интегрирующих принципов - разработку и применение теории систем, теории исследования операций, экономико-статистических методов и компьютеризации. [4]

   Поведенческий подход к управлению как к процессу, получивший развитие с 1960-х гг., рассматривает  деятельность, направленную на достижение целей организации, не как авральный  процесс, который необходимо использовать когда ситуация уже выходит из под контроля, а как серию последовательных, циклически повторяющихся, взаимосвязанных  действий - функций управления (планирования, организации, распорядительства, мотивации, руководства, координации, контроля, коммуникации, исследования, оценки, принятия решений, подбор персонала, представительство  и ведение переговоров, заключение сделок и т.д.), образующих процесс  управления как некоторую линию  поведения.

   Ситуационный  подход к управлению, получивший распространение  в 1970-е гг., предполагает, что пригодность  различных методов управления определяется ситуацией - конкретным набором обстоятельств, которые оказывают воздействие  на функционирование организации в  данное время. Обилие меняющихся во времени  факторов в самой фирме и в  окружающей среде приводит к тому, что не существует единого и неизменного  оптимального способа управления фирмой.

   Концепция управления с позиций науки о  поведении (культуры управления), получившая развитие в 1980-е годы, основана на повышении  эффективности организации в  результате повышения эффективности  ее человеческих ресурсов посредством  исследования различных аспектов: социального  взаимодействия, мотивации, характера  власти и авторитета, организационной  структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы, качества трудовой жизни и т.д. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику через  создание своих собственных возможностей на основе применения положений наук о поведении к построению и  управлению организациями. Таким образом, в этой концепции метод воздействия  на людей рассматривается как  мощный инструмент культуры управления (организационной культуры).

   В 1990-е гг. наибольшее распространение  получила концепция инновационного подхода, для которой характерны: целевая ориентация на постоянное обновление моделей продукции. В системе  координат выполняемые функции - довольство клиентов (потребителей) на рынке всегда существует товарная продукция, наиболее востребованная по критерию "цена-качество". Существует такая  группа товаров, которая только что  появилась на рынке - инновационная. Эта группа товаров характеризуется  высокими, еще неизвестными (неожиданными) потребителям свойствами. [6]

   На  пороге XXI в. наибольшее развитие получила концепция управления по целям (отраслевой менеджмент: финансовый, персональный, в проектировании, в маркетинге, в производстве), ориентированная  на инновационные и международные  процессы, включая синтез деятельности людей и высоких технологий, демократизацию управления, участие работающих в прибылях, усиление международного характера управления.

   Концепция управления по целям предполагает трансформацию  глобальной цели организации для  конкретного исполнительского уровня соответственно выполняемым функциям: планирование, снабжение, сбыт, охрана, производство, бухгалтерский учет и  т.д.

   Каждый  сотрудник организации должен знать, каким образом, например, глобальная цель по удвоению ВВП трансформируется в его конкретную функциональную задачу.

   В данный период времени активно формируется  концепция информационных технологий, которые все больше проникают  в современную жизнь человека.

   Можно сказать что, менеджмент как наука  управления разрабатывает средства и методы, помогающие наиболее эффективному достижению целей организации, улучшению  производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся  условий во внутренней и внешней  среде.

   В концепции административного управления рассматриваются цели, достигаемые  путем решения совокупности задач, требующих применения соответствующих  технологий, которые могут реализовать  специалисты различных профессий  в рамках определенной организационной  структуры, построенной с учетом горизонтального и вертикального  разделения труда.

   Главный принцип концепции административного  управления заключается в рассмотрении исследуемого объекта как системы, состоящей из множества элементов, рациональное расположение которых, с  учетом необходимых связей между  элементами, позволяет повысить эффективность  системы без дополнительного  вложения ресурсов (материальных, финансовых, людских, временных).

   По  мнению А. Файоля управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать. А. Файоль рассматривал административное управление как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской  деятельности наиболее оптимально используя ресурсы и возможности фирмы. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры организации и управления производством.

   Рассматривая  организацию как единое,  А. Файоль считал, что для любой организации  характерны шесть видов деятельности (функций):

   • техническая деятельность (производство);

   •  коммерческая деятельность (закупка, сбыт);

   • финансовая деятельность (поиск и рациональное использование финансовых ресурсов);

   • деятельность безопасности (защита собственности организации);

   • эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике);

   • управление (планирование, организация, распорядительство, координация и контроль).

   Классики  научного управления Ф. Тейлор (1856-1915), А. Файоль (1841-1925), Г. Эмерсон (1853-1931), М. Вебер (1864 - 1920) сформулировали основные принципы классического научного управления, такие как: отчетливо поставленные цели, экономический подход, четкое разделение труда, специализация работы, научный отбор кадров, полный контроль и учет, стандартизация операций, поощрение  инициативы, индивидуальная ответственность  за решение, иерархичность управления, подчиненность индивидуальных интересов  общим (корпоративный дух), научное  обучение, экономическая мотивация  труда, соответствие работы и квалификации, стабильность персонала, привлечение  специалистов, регулирование процессов, централизация.

   В японской школе менеджмента основные функции представлены в виде цикла:

   1) планирование; 2) организация работы; 3) оперативное руководство; 4) мотивация; 5) координация; 6) контроль.

   В европейской (немецкой) школе менеджмента  цикл функций представлен в виде:

   1) определение цели; 2) получение информации; 3) планирование; 4) принятие решений; 5) реализация; 6) контроль.

   В японской школе менеджмента основа эффективности жизнедеятельности  любой организации ассоциируется  с высококвалифицированным и  активным персоналом. Поэтому мотивации  уделяется большое значение, а  координация лишь способствует повышению  результативности работы активного  персонала.

   В европейской (немецкой) школе менеджмента  большое значение придается целеполаганию, наличию достаточных объемов  информации, принятию обоснованных решений.

   Сравнительный анализ американской, японской и европейской  моделей менеджмента показывает, что они достаточно близки между  собой. На современном этапе это  во многом определяется стремительным  развитием транснациональных корпораций, стирающих границы в движении не только товаров и капиталов, но и трудовых ресурсов, привносящих  свою субкультуру в любое общество.

   В историческом разрезе можно рассматривать  американскую и японскую модели менеджмента  как наиболее удаленные друг от друга, а европейскую - как занимающую промежуточное  положение. 

   1.3 Функции и модели менеджмента 

          Проблемы, решаемых управленческой  деятельностью, сводится к следующему: определение конкретных целей  развития, выявление их приоритетности, очередности и последовательности  решения. 

   В основе этого разрабатываются хозяйственные  задачи, определяются направления и  пути их решения, определяются необходимые  ресурсы и источники их обеспечения, устанавливается контроль выполнения поставленных задач.

   Реализация  общих задач требует создания необходимых условий в сфере  управления:

   функций маркетинга - для приспособления производства к требованиям и спросу рынка (методами разработки внутрифирменных  программ маркетинга по каждому продукту и прогноза развития);

   функций планирования - для обоснованного  определения основных направлений  и пропорций развития материального  производства с учетом источников его  обеспечения (методами разработки планов и прогнозов);

     функций организации - для налаживания  организационных отношений между  различными подразделениями по  выполнению решений и плановых  показателей хозяйственной деятельности  на конкретный период;

   функций оперативного руководства - для мгновенного  вмешательства в процесс деятельности организации, чтобы реализовывать  запланированные мероприятия и  предупреждать расхождение между  планом и фактом;

   функций контроля - для проверки выполнения деятельности и сравнения с намеченными  целями и направлениями развития (составлением балансов, счетов прибылей и убытков и т.д.);

Информация о работе Особенности менеджмента в странах Европы