Особенности менеджмента в странах Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить особенности европейского менеджмента.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с моделями управления стран Европы.
2. Выявить особенности менеджмента в странах ЕвропыМенеджмент в странах европы

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…. 3
1 Общие характеристики, функции менеджмента…………………………..….5
1.1Многообразие деловых культур и менеджмент в Европе………………..…5
1.2Сущность понятия менеджер и этапы развития теории и практики .менеджмента………………………………………………………………….…10
1.3 Функции и модели менеджмента………………………………………..….16
2 Европейская модель менеджмента………………………………………..…19
2.1 Основные сведения о менеджменте Европейских стран…………….…....19
2.2 Немецкая модель менеджмента………………………………………….…24
2.3 Состав Правления и наблюдательного совета в немецкой модели…..…27
Заключение…………………………………………………………………….…32
Список использованной литературы…………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

ПОСЛЕДНЯЯ.docx

— 556.48 Кб (Скачать)

   функций мотивации - для морального и материального  стимулирования персонала при выполнении задач по достижению целей организации.[8]

   Организационно-технические  функции аппарата управления включают в себя:

  • сбор, систематизацию, обработку и анализ информации;
  • выработку и принятие решений;
  • доведение решений до конкретных исполнителей и организацию их выполнения;
  • проведение контроля выполнения решений.

   Развитые  функций управления очень важны, но недостаточно для осуществления  управленческой деятельности, так как  нужны также экономические рычаги и инструменты.

   Функции управления (маркетинг, планирование, организация, оперативное руководство, контроль, мотивация) и экономические  рычаги и инструменты взаимосвязаны  между собой в единый хозяйственный  механизм управления.

         После Второй мировой войны  в кадровой работе была вызвана  революция применением идей системного  подхода в менеджменте. Становление  системного менеджмента обусловило  возникновение принципиально новой  технологии кадрового менеджмента  - управление человеческими ресурсами.  Функция управления персоналом стала компетенцией высших должностных лиц корпораций. Поменялся и характер кадровой политики: она стала более активной и целенаправленной.

   Выделяются  три основные модели кадрового менеджмента.

   1. Менеджер по персоналу как  попечитель своих работников, заботящийся  о здоровых условиях труда  и благоприятной морально-психологической  атмосфере на предприятии. Эта  патерналистская модель восходит  к социал-реформистским идеям  конца XIX -- начала XX вв. и нашла  свое органическое воплощение  в многочисленных вариациях доктрины  человеческих отношений. Должностной  статус менеджера по персоналу  в этой модели довольно низкий: это клерк, имеющий подготовку  в области промышленной социологии (или психологии) и помогающий  линейным руководителям проводить  эффективную политику корпорации  в отношении наемных работников.

   2. Менеджер по персоналу как  специалист по трудовым договорам  (контрактам), включая коллективные  договоры. В больших организациях, использующих массовый низкоквалифицированный  труд, у него двоякая роль: осуществление  административного контроля над  соблюдением наемными работниками  условий трудового договора, учет  должностных перемещений; регулирование  трудовых отношений в процессе  переговоров с профсоюзами. Выполнение  этих функций требует, как правило,  юридической подготовки, которая  обеспечивает менеджеру по персоналу  довольно высокий статус в  организации.

   3. Менеджер по персоналу как  архитектор кадрового потенциала  организации, играющий ведущую  роль в разработке и реализации  долговременной стратегии корпорации. Его задача - обеспечить организационную  и профессиональную когерентность  составляющих кадрового потенциала  корпорации. Он входит в состав  ее высшего руководства и имеет  подготовку в такой новой области  управленческого знания, как управление  человеческими ресурсами.

 

   2 Европейская модель менеджмента. 

   2.1 Основные сведения о менеджменте  Европейских стран. 

          С развитием Европейского союза  понятие «европейская модель  менеджмента» стало широко использоваться. В его понятие включает совокупность  общих черт менеджмента Германии, Франции, Испании, Швеции, Швейцарии,  Финляндии, Нидерландов и других  стран Европы. Но каждое европейское  государство имеет свои исторические, культурные и экономические пути  развития. Европейская модель представляется  как совокупность национальных  моделей. Сильное влияние национальных  моделей европейского менеджмента  оказала Великобритания. Это первая  страна мира, в которой осуществилась  быстрый переход от специализации  ручного труда к машинной технике,  повышению квалификации рабочих,  а также изобретательству и  внедрению инноваций в крупное  промышленное производство.

     Но более особый интерес представляет  управленческий опыт именно Германии, потому что эта страна начинала  свое восхождение к "экономическому  чуду". После Второй мировой  войны территория и экономическое  пространство Германии значительно  сократились, нарушились традиционные  кооперативные связи между регионами,  были проблемы конверсии промышленности, трудоустройства беженцев и переселенцев, борьбы с инфляцией. [6]

   Страны  Европы, Америки и Тихоокеанского региона уже давно строят свою экономику на основе свободных рыночных отношений, то есть на принципах частной  собственности на средства производства, на праве распоряжаться ею и индивидуально  планировать развитие своего предприятия. Рыночная экономика Германии реализует  известный принцип DIM: свобода принятия решений (decision) на базе рыночной информации (information) и системы стимулов (motivation).

   На  формирование   менеджмента   заметное  влияние  оказали   английские исследователи  Р. Фэлк  и  Л.  Урвик. Они  занимались  разработкой принципов управления.

       Английские  ученые  внесли  огромный  вклад  в   разработку   метода «исследования операций»,  который впервые зародился в  Англии в  40-х  гг.,  в связи   с  необходимостью  решения   некоторых   военных   стратегических   и тактических задач. В дальнейшем  центр работ переместился в  Америку.

       Во Франции вопросами научного  управления занимались А. Л.  Ле  Шателье, Ш. Фременвиль  братья  Андре  и  Эдуард  Мишлен.  Неоценимый  вклад   в понимание менеджмента как  науки внес А. Файоль.

       Проблемами  научного  управления  производством  в  Германии   занимался В. Ратенау. Огромный  вклад в исследование  принципов   организации  внес известный   немецкий  социолог  М.  Вебер,  разработавший  «идеальный  тип»  административной организации, названный  им  термином  «бюрократия».  Особого  внимания заслуживают работы  по организации  производства,  которые  выполнил К. Адамецкцй.   Западногерманские   теоретики   школы    «человеческих отношений»  выступали за более жесткий  подход к  управлению  персоналом,  чем их коллеги в США и  Японии.[2]

       В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции  и  других  странах  Запада  широко прорабатывались  также   вопросы  привлечения   работников   к   «участию   в управлении».

       Западноевропейские  ученые  оказали   заметное  влияние  на  формирование  подхода к управлению с позиции  «социального человека». Этот  подход  позволял изучать поведение   людей  с  точки  зрения  воздействия  на  них  группового  поведения.

       В 1929–1933  гг.  передовые   капиталистические  страны  охватил   мировой кризис. В то время  английским ученым Дж. М.  Кейнсом   была сформулирована концепция   государственного  регулирования   экономики.  Кейнс обосновал необходимость  государственного вмешательства  в экономику.

      Наиболее важное влияние  на  развитие  всей  Европы  в   послевоенные  годы  оказал немецкий  ученый, политик, министр экономики  и  канцлер  Л. Эрхард.  Под его началом   Западная  Германия  добилась   экономического   чуда.

   Концепция «социального рыночного хозяйства» (по  Эрхарду)  включает  в  себя два основных положения:

  • Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования.
  • Введение индикативного планирования, пришедшего  на  смену  директивного планирования. Индикативное планирование предполагает установление  планов  и показателей, достижение которых является наиболее желательным.
  • Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также  ученых и практиков, занимающихся вопросами управления.

       Немаловажный важный  интерес  представляет  шведская  модель.  Успехи Швеции в 50–60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются прежде  всего  правильным выбором   модели  общественного  развития.  Этот  выбор  был  сделан  ученым, лауреатом Нобелевской премии  Г. Мюрдалем. Шведская  модель  Мюрдаля учитывает специфические   особенности  Швеции,  которая   представляет собой страну с   высоким  уровнем  материального   и  социального  обеспечения  населения.

   Исследователи в это области считают, что  теория и практика  управления  в США достигли значительно  более  высокого  уровня  развития,  чем  в  других странах  мира.  Они  считают, что  высокая  производительность  труда  в   США обеспечивается  за  счет  лучшей  организации   производства.   Работая   на европейском рынке, американские бизнесмены получают высокие  прибыли,  умело  приспосабливаясь  к  разным  условиям  на  рынках.

     Ученые объясняют технологический  разрыв между США и Европой  отставанием в организации производства  и подбора кадров.  Одной из  причин  создавшееся ситуации  это то, что   американцы проводят  в Западной  Европе  политику  подчинения  европейских  стран   своим стратегическим планам.

   Но  нужно сказать, что европейский  менеджмент отличается от американского  очень мало. Дело в том, что Европа и США - это достаточно близкие  культуры, а поэтому обмен достижениями между ними протекает с меньшими трудностями.

   В Европе, как и в США, очень важную роль в экономике играют мелкие и  средние предприятия. Для мелких фирм более настоятельной является потребность в выживании, поэтому  необходимо более быстро реагировать  на любое, даже сеемое незначительное изменение ситуации, к которому необходимо приспособится.[3]

   Важно отличительной чертой европейского менеджмента от американского менеджмента  состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов  и компаний дочерние компании сохраняют  заметную долю самостоятельности. Эта  самостоятельность касается и производственных, и финансовых решений, а также  инноваций. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями в Европе более актуальны, чем в США.

   Широкое использование машин в производстве вызвало повышение спроса на металл и создало условия для усовершенствований и новых открытий в этой отрасли. Растущая потребность в машинах  и инструментах обусловила появление  специальной отрасли промышленности - машиностроения. Создание фабричного машиностроения (в Великобритании в  первой четверти XIX в., во Франции в 60-е  гг. XIX в., в Германии - в 70-е гг. XIX в.) инициировало развитие инфраструктуры транспорта и средств связи. Появились  железные дороги, строились пароходы, в качестве быстрого средства связи  стал использоваться телеграф.[4]

   В процессе распространения технологий промышленного производства происходили  качественные изменения внутренних и внешних экономических отношений  и управления производством. В текстильной  промышленности Франции с 1790 г. стали использоваться английские машины. Экспорт станков из Великобритании позволил увеличить производительность и качество продукции, расширить рынки сбыта, повысить профессиональный уровень работников и в целом оказал влияние на развитие всей промышленности Франции.

         Главной отраслью французской  экономики в этот период являлось  сельское хозяйство. В нем было  занято более ¾ часть населения.  В структуре сельского хозяйства  преобладали мелкие крестьянские  хозяйства с низкой потребностью  в технике. В промышленности  же преобладало мебельное производство  по заказам с индивидуальной  формой организации труда. Низкая  потребность в машинах и оборудовании в сельском хозяйстве, мебельной, парфюмерной и фарфоровой промышленности затормозила на некоторое время развитие и внедрение научной организации труда и управления во всей стране. И только в начале XIX в. во Франции вновь возник интерес к ткацкому производству, были сделаны первые национальные изобретения в производстве узорчатых шелковых тканей, помимо этого была создана льнопрядильная машина. В 1851 г. на всемирной выставке в Лондоне прядильные машины Франции заняли второе место (после английских). Изобретенный французским инженером П. Мартеном в 1864 г. новый способ варки стали дал толчок развитию новых производств и технологий в металлургической отрасли Франции. В середине XIX в. Франция сравнялись по показателям экономического роста, качеству промышленной продукции, механизации и уровню организации труда в легкой промышленности с Великобританией. Однако более 70 % трудовых ресурсов все еще было сосредоточено в аграрном секторе, не использующем технические и агрокультурные усовершенствования.

Информация о работе Особенности менеджмента в странах Европы