Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:53, курсовая работа
Цель работы: формирование и закрепление определенного комплекса знаний об особенностях менеджмента в малом бизнесе.
Главная задача: изучить особенности менеджмента в малом бизнесе, его влияние на развитие фирмы.
Объект исследования: предприятие малого бизнеса: его миссия, стратегия, организационная структура управления и тип организационной структуры, как объект менеджмента.
Предметы исследования: управление на предприятии; стратегический менеджмент как основа организации малого предприятия.
-если у Вас малое предприятие и нет финансовых возможностей для проведения обширного маркетингового исследования, не расстраивайтесь и предпримите самые элементарные шаги в этом направлении: управляющий производством или начальник отдела цен могут посетить нескольких ведущих покупателей, это не потребует больших расходов, а покупатель будет польщен визитом;
-запомните, что о компании, у которой клиенты работают с другими покупателями, можно сказать, что она довела маркетинг до совершенства[2, 150 с.].
2.5 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Слово "стратегия"
греческого происхождения и
Этот военный термин широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.
Суть стратегического управления заключается в том, что в организации, существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.
В стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив организации, задачей которого является выяснение тех тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции. Этот анализ дополняется анализом позиций в конкурентной борьбе.
Оно вызывает
все больший интерес у фирм,
которые сталкиваются с
Коммерческие и некоммерческие организации демонстрируют большое разнообразие поведенческих стилей, но все они являются производными от двух типичных противоположных стилей - приростного (инкременалистического) и предпринимательского.
Приростный стиль поведения организации, как показывает само название, характеризуется постановкой целей "от достигнутого", направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри организации так и в ее взаимоотношениях с окружающей средой. Организации, придерживающиеся этого стиля поведения, стремятся избежать изменений ограничить их и минимизировать. При приростном поведении действия предпринимаются в том случае, если необходимость изменений стала настоятельной. Поиск альтернативных решений ведется последовательно и принимается первое удовлетворительное решение. Такое поведение исповедует большинство успешно работающих длительное время коммерческих организаций и фактически все некоммерческие организации в области образования, здравоохранения, религии и т.п. Многие коммерческие организации, придерживающиеся приростного стиля, одновременно стремятся к эффективности своей деятельности, к обеспечению рационального использования ресурсов, в то время как некоммерческие организации склонны к бюрократизации, к сохранению определенного статус-кво.
Предпринимательский стиль поведения характеризуется стремлением к изменениям, к предвосхищению будущих опасностей и новых возможностей. Ведется широкий поиск управленческих решений, когда разрабатываются многочисленные альтернативы и из них выбирается оптимальная. Предпринимательская организация стремится к непрерывной цепи изменений, поскольку в них она видит свою будущую эффективность и успех.
Коммерческие и некоммерческие организации гораздо реже прибегают к предпринимательскому стилю поведения, чем к приростному. Некоммерческие организации используют предпринимательский стиль только на ранних стадиях своего развития, когда они определяют круг своих задач, формируют организационную структуру, т.е. в тот период, когда они конституируют свою социальную значимость. На следующем этапе они, как правило, переходят к приростному поведению. Предпринимательского поведения чаще придерживаются частные коммерческие организации, эффективность деятельности которых прямо связана с рыночными испытаниями. Частные коммерческие организации постоянно ведут предпринимательский поиск возможностей роста за счет изменений.
Организации, придерживающиеся разных стилей поведения, существенно отличаются по своим характеристикам. Например, фирма, придерживающаяся приростного стиля поведения, видит свою цель в оптимизации прибыльности, ее организационная структура сравнительно стабильна, работа ведется в соответствии с ходом технологического процесса переработки ресурсов, экономия на масштабах производства считается главным фактором эффективной деятельности, а сами ее виды слабо увязаны между собой, управленческие решения представляют собой реакцию организации на возникшие проблемы с запаздыванием по отношению к моменту их появления. Те же характеристики у организации, придерживающейся предпринимательского стиля поведения, выглядят по-другому: цель - оптимизация потенциала прибыльности, организационная структура гибкая, изменяющаяся адекватно условиям среды управленческие решения принимаются через активный поиск возможностей путем предвидения проблем. Существенные отличия имеют и другие организационные характеристики.
Опыт реорганизации
систем управления
Стратегическое
планирование является
Потенциал организации и стратегические возможности определяются ее архитектоникой и качеством персонала.
Например, архитектонику организации могут составлять:
-технология, производственное оборудование, сооружения, их мощности и возможности;
-оборудование, его возможности и мощности по переработке и передаче информации;
-структура власти, распределение должностных функций и полномочий принимать решения;
-организационные задачи отдельных групп и лиц;
-внутренние системы и процедуры;
-организационная культура, нормы и ценности, которые лежат в основе организационного поведения.
Качество персонала определяется:
-отношением к изменениям;
-профессиональной квалификацией и мастерством в проектировании, анализе рынка и т.п.;
-умением решать проблемы, относящиеся к стратегической деятельности:
-умением решать вопросы, относящиеся к проведению организационных изменений:
-мотивацией участия в стратегической деятельности.
Таким образом,
деятельность по
Обобщим основные
моменты данного раздела. Систе
Система стратегического управления состоит из двух взаимодополняющих подсистем: анализа и планирования стратегии организации, а также управления стратегическими проблемами в реальном масштабе времени. Управление стратегическими возможностями организации, при всей ее актуальности для наших условий, следует рассматривать как переходную форму стратегического управления. В последующих разделах главы мы уделим основное внимание планированию стратегии, вопросам ее реализации и построению организационной структуры фирмы, ориентированной на стратегическое управление[2, 173 с.].
2.6 МЕНЕДЖЕР, ЕГО ФУНКЦИИ, ТРЕБОВАНИЯ
Понятие “менеджер” в современном понимании - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях[7,79 с.]. Предполагается, что принимаемые менеджером решения являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления: многовариантных расчетов с помощью компьютерной техники.
Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:
-к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
-к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
-к руководителю по отношению к подчиненным; к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.
Свойственные
рынку риск и неопределенность
ситуации требуют от
К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, в частности, следующие:
-наличие общих знаний в области управления предприятием;
-компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности; владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
-принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении;
-наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать;
-умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;
-умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.
И все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Сюда относятся:
-знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;
-знание условий, связывающих предприятие и работников; защита интересов тех и других на справедливой основе;
-устранение неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.
Рыночная экономика
вызывает потребность в
Непреложным фактом в менеджменте является понимание каждым менеджером и, прежде всего руководителем высшего звена управления того, что их фирма осуществляет свою деятельность в рыночных условиях и целиком зависит от рынка.
Фирма, существующая
благодаря работе своих
2.7 УЧАСТИЕ ПЕРСОНАЛА В УПРАВЛЕНИИ
При участии
в органах управления
Положительные
факторы системы участия
Во-первых, участие персонала в управлении делает производственный процесс более демократичным. На предприятиях, где применяется данная система, как правило, легче разрешаются конфликтные ситуации, и сокращается число забастовок.
Во-вторых, осознание работниками факта своего участия в управлении предприятием служит стимулом к повышению качества своего труда и укреплению трудовой дисциплины. Следствием этого является снижение текучести кадров на предприятии.
В-третьих, участие в управлении повышает у работников чувства ответственности за качество выполняемых работ. У них появляется желание совершенствовать свою квалификацию, как в профессиональной, так и в управленческой области.