Автор: Регина Мухаматуллина, 13 Июня 2010 в 17:24, дипломная работа
Цель работы – оценить эффективность использования франчайзинговой модели бизнеса
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность и содержание понятия «франчайзинг»;
Определить особенности франчайзинговой модели бизнеса;
Провести сравнительный анализ предприятий функционирующих в одной сфере бизнеса: предприятия использующего франчайзинговую модель и предприятия организовавшего собственное независимое дело;
По итогам проведенного анализа выявить преимущества и недостатки использования франчайзинговой модели бизнеса.
Объектом курсовой работы является ООО «Эхмея» и ООО «Теремок - Русские блины».
Предметом – особенности франчайзинговой модели бизнеса.
Данная курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка использованной литературы.
Из трех описанных выше видов франчайзинга, наиболее перспективным является франчайзиг бизнес-формата. При пользовании франчайзинга бизнес-формата на практике дает колоссальные возможности расширения деятельности как франчайзору, так и франчайзи.
Выделим основные виды франшиз:
1. Франшиза – работа. В данной франшизе продается рабочее место. Франчайзор создает хорошо подготовленное рабочее место для предпринимателя; основные инвестиции — покупка прилавка-фургона. К принципиальным преимуществам относят маленькие накладные расходы и низкую стоимость самой франшизы;
2. Франшиза-предприятие — коммерческая франшиза, требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного персонала16.
К преимуществам можно
3.
Франшиза – инвестиционная
Наиболее перспективной
Как и любой другой способ ведения бизнеса франчайзинг имеет свои преимущества и недостатки, рассмотрим основные из них.
Сначала проанализируем франчайзи. Начнем с преимуществ. Главное преимущество - возможность начать собственное дело, пользуясь опытом, знаниями и поддержкой со стороны того, кто предоставляет франшизу. Создавая новое предприятие, предприниматель часто не уверен, что ему будет сопутствовать успех. С помощью франшизы предприниматель (бизнесмен) получает соответствующую поддержку и при реализации продукции, а, кроме того, имеет право воспользоваться именем компании (часто и торговой маркой), обладающей хорошей репутацией на рынке. Все это способствует снижению уровня риска. Общее исследование, проведенное международной франчайзинговой ассоциацией, приведенное в книге В.В. Довганя18 показало, что среди ее членов количество банкротств составляет менее 1%. Такова американская действительность. Другое преимущество – постановка территориальных границ. Исключительное пользование в рамках конкретного района данной франшизой.
Недостатки для франчайзи. Во-первых - необходимость регулярных отчислений не от прибыли, а от объема продаж, что может поставить франчайзи в трудные финансовые условия. Во-вторых – соблюдение методов ведения бизнеса, изложенных во франчайзинговом договоре, что может ограничить возможности маневра. Например, обязанности франчайзи покупать сырье и комплектующие у франшизодателя, цена на которые часто выше среднесрочных.
Перейдем к анализу франшизодателя. Преимущества франчайзера. Основным преимуществом является способность расширения сферы сбыта своей продукции, проникая на небольшие рынки, и, следовательно, имеют информацию для быстрого реагирования на изменение спроса. Другим преимуществом является получение периодических выплат (роялти) за использование торговой марки19.
Перейдем к недостаткам. Франчайзер не имеет юридического основания для замены франчайзи в случае ненадлежащего исполнения получателем лицензии своих обязанностей. Возникает угроза того, что отдельный франчайзи может создать негативный имидж данного бренда. Другой недостаток заключается в недостаточном контроле получателя франшизы, невозможности достоверно проверить финансовую сторону бизнеса.
Подведя итог, можем сказать, что франчайзинг позволяет фирме франчайзера быстро развиваться, используя деньги других людей. Это освобождает франшизодателя от многих затрат, связанных с расширением, и перекладывает их на предприятия франчайзи.
Что
касается франчайзи, здесь реальное
преимущество перед конкурентами заключается
в возможности вести свой бизнес
под торговой маркой, имеющей хорошую
репутацию на рынке. Принимая решение
о становлении или участии во франчайзинговой
сети, помимо понимания содержания
формы, преимуществ системы,
необходимо учитывать, что франчайзинг
связан с определенным риском.
Эффективность франчайзинговой модели бизнеса можно определить путем ее сравнения с наиболее близкими к франчайзингу формами. В данной работе франчайзинговая форма будет сравниваться с системой представительств и филиалов.
В силу ряда причин юридическое лицо может быть поставлено перед необходимостью создания обособленных подразделений, каковыми, в соответствие с Гражданским кодексом РФ, признаются филиалы и представительства. Перечень таких причин может быть весьма обширен: необходимость расширения сетей сбыта, оптимизация производственного процесса, учитывая разность экономической ситуации в регионах и т.д. Прежде чем углубиться в анализ правового положения этих образований необходимо привести их легальное определение. Итак, в соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса РФ20 представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом же признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства21.
Исходя из приведенных понятий, следует заметить, что правовой статус филиала несколько шире статуса представительства, деятельность которого ограничена представительскими функциями. Филиалы вправе осуществлять от имени юридического лица предпринимательской деятельностью и реализовывать представительские задачи, в чем, в соответствии с законодательством, ограничены представительства. Представление интересов юридического лица и их защита могут быть проявляться в различных формах: рекламная деятельность и маркетинговый анализ, формирование клиентской базы и установление контактов с потенциальными контрагентами, судебная и административная защита интересов юридического лица.
Филиалы и представительства не имеют статуса юридического лица. Их возникновение – это результат волеизъявления уполномоченных органов предприятия. Деятельность указанных обособленных подразделений осуществляется на основании следующих документов: учредительных документов юридического лица, положения о филиале (представительстве), утверждаемого на уровне организации, а также доверенности, выдаваемой руководителю обособленного подразделения.
Имущество филиала (представительства) формируется из средств, закрепленных за ним организацией, а также (касаемо филиалов) приобретенных в результате осуществления предпринимательской деятельности.
Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность, реализуя те полномочия, которыми наделены по решению головной организации. Поэтому ответственность за действия филиала (представительства) во всех случаях несет учредившая их организация. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения последнего, однако стороной по делу является сама организация как юридическое лицо, равно как и взыскание производится судом с нее или в пользу нее22.
Для проведения сравнительной характеристики франчайзинговой модели и системы представительств и филиалов был сформулирован ряд критериев, которые для удобства условно объединим в 3 группы:
Сравнительная
характеристика представлена в Таблице
1.1.
Таблица 1.1.
Сравнительной анализ франчайзинговой модели и системы
Характеристика или критерий сравнения | Франчайзинговая система | Система представительств и филиалов |
Правовые характеристики | ||
Статус юридического лица | + | - |
Собственник компании | Франчайзи | Владелец главного предприятия |
Возможность смещения/назначения руководства по инициативе ведущего элемента | Отсутствует на протяжении всего срока действия контракта | Руководство назначается материнской компанией и действует на основе доверенности |
Деловые характеристики | ||
Возможность давать прямые указания по ведению бизнеса | Отсутствует т.к. франчайзи не является наемным работником | Присутствует |
Территория | Определена (эксклюзивная территория) | Не определена |
Финансовые характеристики | ||
Инвестиции при организации новой компании | Со стороны подчиненного элемента | Со стороны ведущего элемента |
Единовременные выплаты и другие формы компенсации в обмен на приобретенные права и за любые услуги | Присутствуют. Специально оговариваются в контракте | Отсутствуют |
На
основе сведений приведенных в таблице
можно выделить ряд отличий между
франчайзинговой моделью
Предприниматель покупает
Подводя итог, можем сказать, что франчайзинговая модель является наиболее эффективной организацией бизнеса, так как франшизодатель и франшизополучатель находятся во взаимовыгодном положении, позволяющем достигать поставленные цели. Для первого быстрое продвижение бренда. Франчайзинг позволяет расширить сферу сбыта своей продукции, за счет мелких локальных предприятий, и, следовательно, дает информацию для быстрого реагирования на изменение спроса. В результате происходит расширение присутствия фирмы на рынке плюс ко всему получение периодических выплат (роялти) за использование торговой марки.
Франшизополучатель получает возможность начать собственное дело, пользуясь опытом, знаниями и поддержкой со стороны того, кто предоставляет франшизу. Франчайзинг помогает привлекать покупателей и бороться с конкурентами, все это способствует снижению уровня риска.
Успех
франчайзинговой модели зависит то
правильности выбора партнеров.
Глава 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГОВОЙ МОДЕЛИ БИЗНЕСА
2.1. Характеристика предприятия, использующего франчайзинговую модель и предприятия, организовавшего собственное дело.
Рынок
fast food появился в России в начале
90-х годов и в настоящее
Кафе быстрого обслуживания «Эхмея» распологается по адресу: г.Тюмень ул.Мельникайте 10123, использует весьма распространенную в России модель организации бизнеса без использования методов франчайзинга. Данное предприятие создается с целью удовлетворения потребностей посетителей путем предоставления холодных или горячих закусок и безалкогольных напитков.
Информация о работе Особенности фпанчайзинговой модели бизнеса