Особенности фпанчайзинговой модели бизнеса

Автор: Регина Мухаматуллина, 13 Июня 2010 в 17:24, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – оценить эффективность использования франчайзинговой модели бизнеса
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность и содержание понятия «франчайзинг»;
Определить особенности франчайзинговой модели бизнеса;
Провести сравнительный анализ предприятий функционирующих в одной сфере бизнеса: предприятия использующего франчайзинговую модель и предприятия организовавшего собственное независимое дело;
По итогам проведенного анализа выявить преимущества и недостатки использования франчайзинговой модели бизнеса.
Объектом курсовой работы является ООО «Эхмея» и ООО «Теремок - Русские блины».
Предметом – особенности франчайзинговой модели бизнеса.
Данная курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая франчайзинг основная.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

                                                    ВВЕДЕНИЕ

      На  сегодняшний день в отечественной  литературе все чаще появляются сообщения  о франчайзинге — системе взаимовыгодных партнерских отношений крупного и малого бизнеса. Интерес к этой концепции хозяйственного взаимодействия не случаен. Несмотря на то, что для многих российских предпринимателей понятие “франчайзинг” все еще остается малознакомым, сегодня мы наблюдаем практически повсеместное использование его элементов в различных сферах деятельности.

      Как уже отмечалось, прежде всего, это проявляется в активном распространении известных торговых марок. Однако, наименований для обозначения сотрудничества подобного типа в российской бизнес-практике применяется множество: региональный центр, дилерская организация, региональное представительство и т. д. Такое разнообразие говорит о том, что даже в сфере предпринимателей нет четкого понимания специфики нового механизма хозяйствования. В связи с этим представляется необходимым более подробно рассмотреть методологические и теоретические основы применения франчайзинговой модели бизнеса для того, чтобы определить основные характеристики такого типа партнерства, а также его значение и возможные перспективы в условиях современного развития российского предпринимательства.

      Цель  работы – оценить эффективность  использования франчайзинговой  модели бизнеса

        Для достижения поставленной  цели необходимо решить следующие  задачи:

    1. Раскрыть сущность и содержание понятия «франчайзинг»;
    2. Определить особенности франчайзинговой модели бизнеса;
    3. Провести сравнительный анализ предприятий функционирующих в одной сфере бизнеса: предприятия использующего франчайзинговую модель и предприятия организовавшего собственное независимое дело;
    4. По итогам проведенного анализа выявить преимущества и недостатки использования франчайзинговой модели бизнеса.

      Объектом  курсовой работы является ООО «Эхмея» и ООО «Теремок - Русские блины».

    Предметом – особенности франчайзинговой  модели бизнеса.

     Данная  курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка использованной литературы.

       Во введении обоснована актуальность, объект и предмет исследования, сформулированы цели и задачи  работы, структура курсовой работы.

     В первой главе рассматривается теоретические основы франчайзинговой модели бизнеса, также определяются ее особенности.

     Во  второй главе проводится сравнительный анализ предприятия использующего франчайзинговую модель и предприятия организовавшего собственное независимое дело в аналогичной сфере бизнеса.

     В заключении подводятся выводы по проведенному исследованию.

     Данная  тема подробно освещена в трудах таких российских авторов как Д.Н. Земляков, В.Я. Горфинкель, Догиль Л.Ф, В.В. Довгань,  Панкратов Ф.Г., Мюррея Я., Панюкова В.В.,  Борисов Б.Л., Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е., Стенфорд Дж., Смит Б., Поляк Г.Б., Швандар В.А 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГОВОЙ  МОДЕЛИ БИЗНЕСА

    1.1 Сущность  и содержание понятия франчайзинговой  модели бизнеса

      Важным  составным элементом успеха является четкое и полное знание предпринимателем сущности франчайзинга, его разновидности, структуры, преимуществ и возможных рисков при его использовании.

      В современной литературе имеется  множество определений понятия  «франчайзинг». В ходе теоретического анализа автором было выделено два подхода к определению понятия «франчайзинг». Первый подход – системный называет элементы, не раскрывая его сути. Второй подход – процессный является более содержательным, он раскрывает предмет в его функциональной части.

      К системному походу относятся следующие  определения.  «Франчайзинг - это метод контрактного сотрудничества между равными, юридически независимыми сторонами, одна из которых – франшизодатель (франчайзер), другая получатель франшизы (франчайзи)» - такое определение дает Д.Н. Земляков1.

    По  мнению М.Г. Лапусты2: «франчайзинг представляет собой соглашение (договор) крупных корпораций (франчайзеры) с малыми фирмами или отдельными предпринимателями (франчайзи) на право действовать от имени фраечайзера»

      Схожее  определение франчайзингу дает В.Я. Горфинкель3- это «система взаимовыгодных партнерских отношений предприятий крупного и малого бизнеса, объединяющая элементы аренды, купли-продажи, подряда представительства, но в целом остающаяся самостоятельной формой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица».  Другое определение : «франчайзинг - это метод ведения бизнеса, основанный на взаимовыгодных соглашениях, которые заключаются между крупной компанией и мелкими фирмами, отдельными предпринимателями»4.

      Исходя  из вышеуказанных определений, можно сказать, что системный подход определения термина, в основе которого лежит упоминание элементов, не является достаточным – а в некоторых случаях детерминации носят общий характер.

      Перейдем  к процессному подходу определения  термина «франчайзинг».  В.В. Довгань5 в книге «Франчайзинг: путь расширения бизнеса» рассматривает франчайзинг как «соглашение, при котором производитель или единаличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций». В определении И.Н. Герчиковой6 «франчайзинг – деловые отношения, в силу которых одна сторона – франшизодатель предоставляет другой франшизополучателю право (франшизу) на осуществление на определенной территории предпринимательской деятельности, аналогичной деятельности франшизодателя». В данных определениях представлен механизм, принцип действия франчайзинга, то на основании чего происходит передача права заниматься деятельностью аналогичной деятельности лицензодателя.

        По мнению автора, процессный  подход к определению термина  «франчайзинг»  в сравнении с системным подходом является более содержательным, его определения не просто обозначают элементы, но и показывают, за счет чего элементы взаимодействуют между собой.

      Термин  «франшиза» образован от французского «franchise» — льгота, привилегия. При определении данного термина в научной литературе существуют две точки зрения. Приверженцы первой полагают, что это «право осуществлять определенный вид хозяйственной деятельности, с использованием принципа франчайзинга, закрепленное договором, соглашением»7.  Приверженцы второй понимают под франшизой «лицензию на ведение бизнеса, предоставляемую за определенную компенсацию»8.

      По  сложившейся в России практике термин «франчайзинг» используется преимущественно для обозначения определенной системы организации рыночных отношений в целом, а термин «франшиза» используется преимущественно для определения договорных отношений (договора) между конкретными партнерами при реализации этой системы отношений на практике.

      По  своему содержанию термины «франчайзинг» и «франшиза» соответствуют содержанию определенных в главе 54 Гражданского кодекса РФ терминов «коммерческая концессия» и «договор коммерческой концессии».

      Таким образом, на основании вышесказанного автор в определении термина  «франчайзинг» присоединяется к мнению авторов процессного подхода, так как «процессные» определения более содержательно описывают принцип действия франчайзинга, его сущность и содержание. Автор склонен относить себя к тем, кто понимает под франшизой пакет документов, покупаемый франчайзи у франчайзера на торговлю продукцией или предоставление услуг от имени последнего.

      Существую три основных вида франчайзинга:

    1. товарный франчайзинг;
    2. производственный франчайзинг;
    3. деловой франчайзинг.

    Рассмотрим  каждый из перечисленных видов.

      1. Товарный франчайзинг представляет собой продажу товаров, производимых франчайзором под зарегистрированным товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет их послепродажное обслуживание («Эконика обувь», «Красный куб»).

      Данный  вид франчайзинга иногда называют «франчайзинг продукта (торгового имени)». Это франчайзинг в сфере торговли на продажу готового товара. В товарном франчайзинге франчайзором обычно являются производитель, продающий законченный продукт или полуфабрикат дилеру-франчайзи. Последний осуществляет предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции франчайзора и отказывается от продажи товаров конкурентов. Это правило является существенным содержанием взаимоотношений партнеров - франчайзора и франчайзи-дилера9. Этот вид деятельности, подразумевает приобретение у ведущей компании права на продажу товаров с ее торговой маркой. В этом случае франчайзи покупает у франчайзора товары и после этого их перепродает от имени франчайзора. В отдельных случаях ведущая компания имеет отношение и к оплате гарантийных услуг, и возмещению расходов на совместную рекламу. Как правило, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг.

      В США франчайзинги стали популярными  в начале нынешнего века как способ продажи машин и бензина. В тот период времени франчайзинги были созданы на уровне распределителей (дистрибьюторов). Такой подход давал гарантию производителям в том, что их товары попадут к покупателям точно в таком виде, в каком они были созданы. При этом имя и торговая марка компании получали широкое распространение и приносили все выгоды потребителям. В настоящее время автомобильные компании и компании, производящие бензин, согласно американским законам не считаются франчайзорами, тогда как многие другие компании широко пользуются франчайзингом как способом распространения и распределения своих товаров. Такой способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупают у ведущей компании право на продажу товаров с ее торговой маркой, называется товарным франчайзингом. В настоящее время этот вид франчайзинга используется несколькими компаниями, например, по производству автопокрышек. Если же товары и услуги не имеют торговых марок, они не включаются в эту категорию10. По мнению Панкратова Ф.Г., франчайзинг товара не нашел широкого распространения. Такого рода отношения в большинстве случаев выгодны франчайзеру. Товарный франчайзинг в России в основном распространен в нише производства программного обеспечения, сборки и продажи компьютеров (ВИСТ, R-Stile, 1C)11. Франчайзинг товара может также использоваться при продаже косметики и фирменной одежды.

      2. Производственный франчайзинг - это франчайзинг на производство товаров. В этом случае фирма, владеющая технологией изготовления некоего продукта, продает местным или региональным заводам сырье для изготовления (например, завод по разливу безалкогольных напитков).

      Мелкая  фирма здесь не просто выступает  под торговой маркой франчайзора  и реализует его продукцию  и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Эта форма предусматривает тесный контакт франчайзора и франчайзи, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности малого предприятия12.

      Эта форма франчайзинга наиболее широко представлена в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных или  региональных разливочных и упаковочных  заводов является франчайзи от основной компании. «Кока кола», «Пепси» и другие продают концентраты и необходимые для производства продукты местным разливочным компаниям, которые затем смешивают концентраты с прочими компонентами и разливают в бутылки и банки для распределения по местным дилерам13.

      3. Деловой франчайзинг называют «франчайзинг бизнес-формата». При этом способе франчайзор продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзора. Таким образом, это франчайзинг на вид деятельности, т.е. включение малого предприятия в полный производственно-хозяйственный цикл крупной корпорации. Едва ли не самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже продуктов и услуг под именем франчайзора (например, прокат и бытовое обслуживание, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населению, магазины или цепи закусочных, гостиницы). Со стороны крупной корпорации предъявляются равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги (методы обеспечения продаж, ведение оперативной отчетности и т.п.)14.

     В России примером применения франчайзинга бизнес-формата могут служить  научно-производственная фирма «Дока», закусочные быстрого обслуживания (Grillmaster, Carrols, MacDonald’s, «Ростик’с», «Русское бистро»), рестораны и кафе, специализирующиеся на приготовлении пиццы, бутербродов, морепродуктов, комплексных обедов (Baskin Robbins, Subway, Kentucky Fried Chicken). Франчайзинг применяется также в бытовом обслуживании и розничной торговле. Это фотосалоны (Kodak), копировальные центры (Xerox, «Альфаграфикс»), магазины по продаже спортивных и туристических товаров (Reedok, Nike), магазины по продаже парфюменых товаров (Ives Rocher)15.

Информация о работе Особенности фпанчайзинговой модели бизнеса