Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:06, курсовая работа
В настоящее время в мире бизнеса возникновение кризисных ситуаций является неизбежным фактом. Изучение преобразования общества показало, что динамика экономического развития имеет не простой и линейный, а сложный и циклический характер. Вопрос о природе, типах, периодичности циклических колебаний представляли значительный интерес для ученых последние двести лет. Исследованием экономических кризисов занимались такие классики экономической теории, как Д.Рикардо, Ж.Сисмонди, У.Джевонс, К.Маркс, Ж.Сэй, У.Митчел, Й.Шумпетер, Н.Кондратьев, Дж.Кейнс, А.Хансен, Р.Харрод и многие другие.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ…………………………………………………………..3
1.1 Сущность антикризисного управления…………………………3
1.2 Методы управления предприятия в условиях кризиса………...10
2.АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ ОАО " БелАЗ "...17
2.1 Опыт результативного антикризисного управления…………...17
2.2 Этапы реструктуризации производства………………………...19
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..27
При необходимости в процессе идентификации параметров финансового кризиса могут быть использованы и другие признаки его классификации.
4. Исследование факторов, обусловивших
возникновение финансового
5. Оценка потенциальных
6. Выбор направлений механизмов финансовой стабилизациипредприятия, адекватных масштабам его кризисного финансового состояния. Выбор таких механизмов призван стабилизировать финансовое состояние предприятия путем соответствующих преобразований важнейших параметров его финансовой структуры — структуры капитала, структуры активов, структуры денежных потоков, структуры источников формирования финансовых ресурсов, структуры инвестиционного портфеля и т.п.
Выбор конкретных механизмов финансовой стабилизации в процессе реструктуризации основных параметров финансовой деятельности предприятия в условиях его кризисного развития должен быть направлен на поэтапное решение следующих задач:
7. Разработка и реализация
Комплексный план мероприятий по выводу предприятия из состояния финансового кризиса разрабатывается в тех случаях, когда предусматривается использование преимущественно внутренних механизмов финансовой стабилизации в рамках объема финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников. Этот план содержит следующие основные разделы:
Инвестиционный проект финансовой санации предприятия разрабатывается в тех случаях, когда предприятие для выхода из финансового кризиса намеренно привлечь внешних санаторов.
После разработки и
утверждения комплексной
8. Контроль реализации программы
вывода предприятия из
9. Разработка и реализация
1.2 Методы управления предприятия в условиях кризиса
Особенность антикризисного управления организацией заключается в повышенной сложности управленческих процессов. Финансовый кризис проявляется в нехватке денежных средств, росте просроченной кредиторской задолженности, падении продаж, недовольстве персонала и других неблагоприятных факторах. Уровень требований к руководителям, принимающим наиболее важные, стратегические решения, возрастает в геометрической прогрессии. Организация, испытывающая финансовый кризис, может прекратить свое существование, а может возродиться вновь, после проведения кардинальных перемен, например, реорганизации, реструктуризации компании. Успех преодоления кризиса зависит от умения ведущих менеджеров своевременно предпринять адекватные действия.
В российских компаниях
антикризисные мероприятия
Управление организацией в условиях финансового кризиса — это совокупность методов, направленных с одной стороны, на уменьшение всех статей затрат, увеличение поступления денежных средств в организацию, необходимых для погашения долгов, а с другой — на рост объема продаж и получение соразмерной прибыли. Значимым является использование новых приемов управления, которые могут кардинально изменить существующую систему после реорганизации. К таким приемам относятся: использование ноу-хау, позиционирование торговой марки, оптимизация кадровой работы, борьба за качество, ценовая политика и т. д.
В условиях кризисного
состояния наиболее важно сократить
одни затраты и увеличить другие,
которые могут сделать компанию
прибыльной. Необходим быстрый приток
денежных средств в организацию.
Работы в выбранных стратегических
направлениях не могут финансироваться
только за счет внутренней экономии. Возникает
необходимость привлечения
Основные методы преодоления финансового
кризиса в организации
- сокращение затрат;
- увеличение поступления денежных средств
в организацию;
- проведение реструктуризации кредиторской
задолженности;
- определение стратегии развития организации;
- проведение реорганизации или реструктуризации
предприятия.
Сокращение затрат является необходимым шагом в той ситуации, когда организация испытывает финансовый кризис. Необходимо централизовать принятие всех решений, которые влияют на движение материальных активов предприятия, сокращать или замораживать расходы, связанные с развитием существующих долгосрочных проектов: НИОКР, капитального строительства и других вложений, окупаемость которых превышает один год.
Методы сокращения затрат включают: контроль затрат, анализ источников возникновения затрат, их классификацию по степени зависимости от объемов производства, проведение мероприятий по снижению затрат, оценку полученного эффекта.
Основные направления деятельности по снижению затрат: сокращение фонда оплаты труда; сокращение затрат на сырье и материалы за счет использования более дешевых компонентов изделий, горизонтальной интеграции с поставщиками, работы с местными производителями, внедрения ресурсосберегающих технологий; сокращение производственных расходов, затрат на ремонт и обслуживание оборудования, затрат на рекламу, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, исследование рынка, поддержание определенного качества услуг.
Важно определить наиболее
затратные статьи баланса, которые
подлежат сокращению (капитальное строительство,
дорогостоящие стажировки для работников,
проведение масштабных маркетинговых
исследований, опытно-конструкторские
работы) и направить эти ресурсы
на проведение реструктуризации и проекты,
предусматривающие получение
Привлечение денежных средств в организацию в условиях кризиса осуществляется в основном по трем главным направлениям — во-первых: продажа и сдача в аренду активов компании; во-вторых: оптимизация продаж; в-третьих: изменение кредитной политики для ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности.
Любые активы, находящиеся в собственности компании, — здания, сооружения, машины, оборудование, облигации, акции, в т. ч. и других предприятий, векселя банков — могут быть проданы или использованы для погашения долга в ходе проведения реструктуризации. Это возможно, если данные активы не являются обеспечением задолженности по другим обязательствам (залоговые требования). Если затраты предприятия на хранение и обслуживание активов велики, выгоднее продать их. Ценные бумаги можно предложить приобрести кредиторам, которые заинтересованы в расширении сферы своей деятельности за счет приобретения пакетов акций.
Оптимизация продаж требует проведения ряда важных мероприятий: ценового регулирования; привлечения новых заказчиков; заключения контрактов о производстве на давальческом сырье; внедрения программы торговых скидок и льгот для потребителей, которые платят быстрее; заключения стратегических союзов и альянсов; оценки дополнительных затрат, связанных с внедрением в производство и продвижением на рынок новой продукции.
Привлечение денежных
средств в организацию
Для выбора оптимальной
кредитной политики компания должна
сравнить потенциальные выгоды от увеличения
объема продаж со стоимостью предоставления
дополнительных торговых кредитов и
риском возможной неуплаты. С целью
снижения риска неуплаты дебиторской
задолженности, организация должна
отслеживать кредитную историю
клиентов (покупательскую и платежную
историю). Кредитоспособность клиента
может быть оценена на основе кредитной
истории взаимоотношений
Коэффициент оборачиваемости
дебиторской задолженности
Структурирование дебиторской задолженности по срокам используется для оценки возможных неплатежей. Счета классифицируются по срокам давности дебиторской задолженности. Для каждого срока определяется некоторый процент дебиторской задолженности, который останется неуплаченным. Резерв на списание безнадежных долгов должен быть достаточно большим, чтобы покрыть всю дебиторскую задолженность, которая просрочена.