Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 06:30, реферат
Требования творческого отношения менеджеров к производству и управлению обусловили повышение их самостоятельности и ответственности за выполняемую работу, активное участие в принятии управленческих решений; непосредственную заинтересованность в результатах коллективного труда.
Управление человеческими ресурсами является одним из важнейших направлений в деятельности организации и считается основным критерием ее экономического успеха. И если раньше главное внимание уделялось развитию и совершенствованию технического прогресса, внедрению прогрессивных технологий, модификации организационных структур, то в настоящее время сделан крен в сторону человеческого фактора, иными словами, сущность и эффект бизнеса определяют люди.
1. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности менеджмента 2
2. Организация деятельности кадровых служб 3
3. Отбор персонала 6
4. Оценка сотрудников и прием на работу 9
5. Повышение квалификации персонала. Сущность и проблемы профессионального развития персонала. 15
6. Литература 26
Рис. 6. Цели повышения квалификации кадров
Как обучать взрослых? Профессиональное развитие - это, как правило, обучение взрослых, поэтому приемы и способы, используемые в системе базовой подготовки, должны быть модернизированы, так как поведение взрослых в процессе обучения зависит от множества различных факторов, например:
чем старше обучаемый, тем сильнее развит его индивидуальный подход и его учебная концепция;
роль обучаемого в период базовой подготовки плохо сочеталась с ролью взрослого;
взрослые практически не сталкивались с активными формами обучения (индивидуального и группового направления).
Профессиональное обучение представляет собой комплексный непрерывный процесс, включающий в себя несколько этапов (рис. 7).
Рис. 7. Процесс профессионального обучения
Профессиональное развитие имеет ряд существенных признаков:
Из сказанного вытекают следующие основополагающие параметры для разработки концепции развития персонала Преподавательская концепция для взрослых включает:
Особый
вопрос - это возможность и
Несмотря
на различие в подходах, важно, чтобы
в процессе профессионального развития
выполнялись цели организации по
сохранению и повышению квалификации
каждого сотрудника, которые необходимы
им для выполнения настоящих или
будущих должностных
Способы достижения целей профессионального развития кадров. Целенаправленное профессиональное развитие персонала зависит от полноты, точности и актуальности существующей или получаемой информации Оно осуществляется через потребность в развитии предприятия, потенциал развития сотрудников, потребность в развитии сотрудников.
В основе повышения квалификации лежит профессиональная компетентность, которая дополняется методической, социальной и личной компетентностью (рис. 8)
Рис. 8. Разновидность компетентности менеджера
Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Новый человек, пришедший в организацию обладает приобретенным опытом и знаниями, взглядами, которые могут вписаться или не вписаться в нормы функционирующей организации В связи с тем, что ожидания работника не всегда совпадают с реальностью, нужен некоторый период притирки и адаптации. В результате этого человек лучше понимает, чего ожидает от него организация, а руководство - стремления и надежды работника.
Можно использовать различные приемы и способы, чтобы процесс адаптации работника был менее болезненным. Поэтому целесообразно иметь достоверную информацию о личности (табл. 2), прежде всего о степени удовлетворенности трудом, отношении коллег по работе и администрации.
Таблица 2. Степень развития личных качеств работника
Количество баллов рассчитывается по формуле Y = 3∙Х1+2∙Х2+Х3 + ХА
Полученный результат показывает, по каким направлениям следует усиливать работу в направлении адаптации личности.
Формы обучения персонала. Чаще всего в процессе профессиональной ориентации и социальной адаптации человек осознает, что ему не хватает знаний для качественного выполнения возложенных на него функций. И это вполне нормально и закономерно. Ведь для того, чтобы справиться с нашими сегодняшними и завтрашними экономическими, социальными и экологическими проблемами, нам нужно изменить не только образ мышления, но и подходы к обучению персонала.
В
принципе, цель любого обучения сводится
к тому, чтобы научиться
Следует понять и осознать, что обучение - это непрерывный процесс, осуществляемый, когда человек поступает в организацию; когда его назначают на новую должность; когда установят, что у работника не хватает необходимых навыков (знаний)
Человеку не определено природой, как он будет учиться, а его способ учиться не является неизменным. Каждый выбирает индивидуальную стратегию обучения (рис. 9).
Рис 9. Рамочные условия обучения
Профессиональное обучение может проходить в организации и вне ее. Все зависит от того, какие цели преследуются в процессе обучения (рис. 10).
В соответствии с целями определяются формы обучения (рис. 11).
Формы обучения весьма многочисленны, поэтому их нужно приспособить к требованиям занимаемой должности, личности обучаемого и особенностям организации. Отдельные требования сводятся к следующему.
Мотивация. Для обучения нужна мотивация обучения (т.е. что я получу в результате обучения в будущем).
Рис. 10 Цели обучения
Рис. 11. Формы обучения
Таблица 3. Значимость факторов обучения
Таблица 4. Области знаний, в которых менеджеры ощущают потребность в процессе обучения
Условия обучения. Нужно создать благоприятный для обучения климат (обучение в хорошо оборудованных, проветриваемых аудиториях, специальных центрах и т.п.).
Стадийность обучения Знания, получаемые в процессе обучения, необходимо разбить на последовательные этапы (обучение от более простых к сложным явлениям)
Наличие обратной связи. В процессе и после обучения слушатели должны почувствовать обратную связь по отношению к
результатам обучения (умение решать конкретные задачи, почувствовать возросший теоретический уровень и т.п ).
Если речь идет о предпринимателях, то в процессе обучения весьма важно выявить факторы, влияющие на успешность профессиональной деятельности (табл. 3, 4).
В обобщенном виде технология обучения имеет следующий вид:
Повышение квалификации персонала. До этого момента мы вели речь, по сути, о базовой подготовке кадров. Если учесть, что базовые знания имеют тенденцию устаревать, то возникает необходимость в целевой подготовке, в основе которой лежит повышение квалификации
Повышение квалификации - это постоянный процесс обновления знаний. Изменения в обществе, экономике, нашем жизненном укладе требуют постоянного изменения нас самих. Развитие рыночных отношений привело к созданию новых форм организаций, что выдвигает значительно более высокие требования к уровню подготовки персонала.
Происходящие
социально-экономические
Так, создание новых организационных структур делает необходимым объединить изолированные до этого виды трудовой деятельности в целостные (комплексные) системы. Изменения такого рода потребуют замены старых одномерных систем переподготовки кадров многомерными, межотраслевыми системами образования. Это значит, что происходят изменения относительно принципов, структуры, постановки целей и методики повышения квалификации кадров.
Изменения в принципах переподготовки. Работа в рыночных условиях ставит задачу начать обширную межотраслевую организованную профессиональную переподготовку менеджеров. Ее принципы должны ориентироваться на обучающихся, уровень их базовой подготовки.
Мотивация процесса переподготовки состоит в том, что слушатель уже в процессе обучения получит новые знания, реализуемые в настоящем и будущем.
Изменения в структуре переподготовки. Процессы по переподготовке должны соответствовать всевозрастающим требованиям рынка. Главный смысл всех преобразований состоит в трансформации директивных (авторитарных) методов управления в демократические.
Применяя ранее предложенный прием "от" —> "до", изменение структуры переподготовки предпринимателей схематически можно представить следующим образом:
Изменение целей при переподготовке персонала. Цель занятий по повышению квалификации должна соответствовать принципам и структуре переподготовки кадров и быть направлена на целостную и межотраслевую переподготовку.
Не
секрет, что в недавнем прошлом, да
и не редко в настоящее время,
занятия по повышению квалификации
сводились только к чистой передаче
знаний (предметная компетентность). Такой
подход к переподготовке сегодня
не отвечает требованиям рыночных преобразований,
поэтому цель переподготовки рассматривается
как многомерная система