Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 06:30, реферат
Требования творческого отношения менеджеров к производству и управлению обусловили повышение их самостоятельности и ответственности за выполняемую работу, активное участие в принятии управленческих решений; непосредственную заинтересованность в результатах коллективного труда.
Управление человеческими ресурсами является одним из важнейших направлений в деятельности организации и считается основным критерием ее экономического успеха. И если раньше главное внимание уделялось развитию и совершенствованию технического прогресса, внедрению прогрессивных технологий, модификации организационных структур, то в настоящее время сделан крен в сторону человеческого фактора, иными словами, сущность и эффект бизнеса определяют люди.
1. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности менеджмента 2
2. Организация деятельности кадровых служб 3
3. Отбор персонала 6
4. Оценка сотрудников и прием на работу 9
5. Повышение квалификации персонала. Сущность и проблемы профессионального развития персонала. 15
6. Литература 26
Экспертная оценка персонала (управленческие работники). В основу экспертной оценки свойств и деловых качеств кандидата положены количественные параметры и оценочные критерии, полученные в результате интервью. Хотя здесь и присутствуют элементы условности и субъективизма, однако при хорошей разработке шкалы оценок и внимательном (профессиональном) подходе экспертов оценить испытуемых можно с высокой степенью достоверности.
Суть
количественной оценки претендента
на руководящую должность состоит
в том, что его деятельность подразделяется
на отдельные функции и
В процедуре оценки эффективности трудовой деятельности важно решить две основные задачи:
Проведенные в этой области исследования показывают, что менеджеров трудовых коллективов целесообразно оценивать по следующим общим критериям:
Изучение, к примеру, процесса труда директора коммерческого предприятия позволило выделить его важнейшие оценочные критерии:
1) выполнение плановых заданий;
2) исполнительская дисциплина;
3) эрудиция;
4) качество выполняемых работ;
5) творческая инициатива;
6)
участие в общественных
7) требовательность к соблюдению дисциплины труда;
8) контроль за результатами труда;
9) умение пользоваться данными должностными правами;
10) стиль руководства;
11) умение преодолеть конфликтные ситуации;
12) трудолюбие, честность;
13) умение воспитывать коллектив, руководить людьми;
14) принципиальность, деловитость, организованность;
15)
выдержанность,
16) уважение к другим, чуткость, внимательность, индивидуальность в подходе к людям;
17)
умение планировать и
18)
умение вести беседу с
19)
умение эффективно
20)
степень интеллектуального
Ранжирование критериев можно сделать в процентах или единицах. Ввиду того что значимость каждого критерия не одинакова, целесообразно ввести коэффициенты весомости факторов, которые разработаны на основе экспертных оценок по десятибалльной системе:
1-й критерий - 10 | 11-й критерий - 7 |
2-й критерий - 8 | 12-й критерий - 9 |
3-й критерий - 5 | 13-й критерий - 8 |
4-й критерий - 10 | 14-й критерий - 5 |
5-й критерий - 7 | 15-й критерий - 6 |
6-й критерий - 6 | 16-й критерий - 7 |
7-й критерий - 8 | 17-й критерий - 9 |
8-й критерий - 7 | 18-й критерий - 8 |
9-й критерий - 5 | 19-й критерий - 10 |
10-й критерий – 6 | 20-й критерий - 8 |
Итоговый показатель рассчитывается с помощью интегрального коэффициента, который можно вычислить как отношение суммы произведений критериев на коэффициенты их весомости
где Эи – итоговый показатель эффективности и качества труда кандидата на руководящую должность; К1, К2, ..., Кn - оценочный
критерий (фактор) работы кандидата; Вф1 Вф2, ..., Вфn - коэффициенты весомости факторов (критериев).
Оценку претендента можно провести и по более упрощенной схеме (рис. 5).
Рис.5. Критерии оценки претендента
Общую оценку можно выразить количественно, использовав следующую формулу:
у = 0,4∙Х1 + 0,1∙Х2 +0,5∙Х3, где Х1 – экономические способности претендента, балл; Х2- технические способности, балл; X3 - административные (организаторские) способности, балл.
Полученные результаты используются для накопления банка данных о претендентах и формирования оптимальной модели руководителя, а также для прогнозирования успешности его деятельности.
Главный
смысл этой части работы состоит
в том, чтобы получить информацию
о целесообразности и перспективности
использования того или иного
претендента в должности
Таблица 1. Значение характерологических признаков руководителя коллектива
Прием на работу. После процедуры оценки и выявления из множества кандидатов одного, получившего наивысшую оценку и согласие линейного руководителя быть принятым на работу в организацию, заключается контракт, которому придается особое значение.
Следует иметь в виду, что обсуждение контракта - это часть процесса найма на работу и происходит оно как до, так и после принятия решения о приеме на работу. Поскольку предложения, высказанные в ходе собеседования, являются частью контракта, менеджер, проводящий собеседование, должен твердо знать, что может предложить фирма претенденту в будущем.
Термин "контракт" означает юридически оформленный договор между двумя сторонами. Любой контракт подразумевает, что кто-то делает предложение, а кто-то принимает его. Заключение контракта о найме предполагает, что:
Ваше предложение о выполнении работы было принято; Вы управляете сотрудником, выполняющим работу (лично или через другого сотрудника);
Вы инструктируете его, что надо сделать; Вы инструктируете его, как это надо сделать; данная работа является частью Вашей обычной работы. Таким образом, сотрудником является тот, кто заключил с Вами контракт о найме, а не тот, кто просто оказывает Вам услуги.
Минимальный объем информации о сроках и условиях контракта, который должен быть представлен работнику, включает следующие сведения:
Указанный документ должен содержать все перечисленные пункты и может адресовать работника к другим документам.
Профессиональная деятельность рассматривается как способ социально-экономического и духовного взаимодействия индивида и трудового коллектива. Это связано с тем, что одним из основополагающих признаков профессиональной деятельности является ее социально-экономический характер, обусловленный, с одной стороны, развитием экономических отношений, а с другой - развитием личности.
Профессиональное
развитие оказывает положительное
влияние и на самих сотрудников.
Повышая квалификацию и приобретая
новые навыки и знания, они становятся
более конкурентоспособными на рынке
труда и получают дополнительные
возможности для
Вхождение в рынок связано не только и не столько с изменением и адаптацией к условиям рыночных отношений экономического механизма, сколько с подготовленностью кадров.
Преобразуя организационно-экономический механизм, человек изменяется и сам. Поэтому наряду с интенсификацией трудовых процессов особое внимание должно уделяться изучению факторов, определяющих поведение и деятельность личности в процессе совместного труда.
В литературе и в практической деятельности можно найти ряд толкований процесса профессионального развития персонала: продвижение кадров, их переподготовка и обучение, повышение квалификации, кадровый резерв, регулирование карьеры и т.п. Все это так или иначе связано с обучением, т.е. с профессиональной подготовкой.
Обучение - это процесс изменения поведения, в котором переплетаются интеллектуальный, психологический и физиологический аспекты.
Цели переподготовки — это не только зеркальное отражение потребностей, интересов и проблем работников, но и отражение борьбы, требований и условий окружающего мира. Изменения в окружающей среде, обществе, экономике, философии преподавания автоматически вызывают изменения в представлении о цели переподготовки. В связи с этим можно сформулировать основные и дополнительные цели переподготовки (рис. 6).
В
процессе переподготовки при формулировании
целей необходимо использовать различные
мотивы. Планирование и постановка
целей должны рассматриваться как
стратегически-целостная