Основы управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 06:30, реферат

Описание работы

Требования творческого отношения менеджеров к производству и управлению обусловили повышение их самостоятельности и ответственности за выполняемую работу, активное участие в принятии управленческих решений; непосредственную заинтересованность в результатах коллективного труда.

Управление человеческими ресурсами является одним из важнейших направлений в деятельности организации и считается основным критерием ее экономического успеха. И если раньше главное внимание уделялось развитию и совершенствованию технического прогресса, внедрению прогрессивных технологий, модификации организационных структур, то в настоящее время сделан крен в сторону человеческого фактора, иными словами, сущность и эффект бизнеса определяют люди.

Содержание

1. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности менеджмента 2

2. Организация деятельности кадровых служб 3

3. Отбор персонала 6

4. Оценка сотрудников и прием на работу 9

5. Повышение квалификации персонала. Сущность и проблемы профессионального развития персонала. 15

6. Литература 26

Работа содержит 1 файл

Управление персоналом.docx

— 927.06 Кб (Скачать)

     Экспертная  оценка персонала (управленческие работники). В основу экспертной оценки свойств и деловых качеств кандидата положены количественные параметры и оценочные критерии, полученные в результате интервью. Хотя здесь и присутствуют элементы условности и субъективизма, однако при хорошей разработке шкалы оценок и внимательном (профессиональном) подходе экспертов оценить испытуемых можно с высокой степенью достоверности.

     Суть  количественной оценки претендента  на руководящую должность состоит  в том, что его деятельность подразделяется на отдельные функции и качественные характеристики, каждая из которых  оценивается независимо от других (например, в баллах). На основе этих независимых  частных оценок рассчитывается итоговый показатель эффективности и качества труда будущего руководителя.

     В процедуре оценки эффективности  трудовой деятельности важно решить две основные задачи:

  • определить, по каким критериям и показателям следует производить оценку
  • найти способ определения эффективности труда (это особенно сложно сделать в переходный к рыночным отношениям период, когда административно-командная система управления не уступала место экономическим и социально-психологическим методам управления).

     Проведенные в этой области исследования показывают, что менеджеров трудовых коллективов  целесообразно оценивать по следующим  общим критериям:

  1. управленческая деятельность (постановка проблем, принятие решений, планирование, прогнозирование, снижение трудоемкости обработки управленческой информации, механизация и автоматизация трудоемких процессов и т.п.);
  2. профессиональная компетентность (знание дела);
  3. степень владения демократическими методами коллективной работы;
  4. личные качества (организаторские способности).

     Изучение, к примеру, процесса труда директора  коммерческого предприятия позволило выделить его важнейшие оценочные критерии:

     1) выполнение плановых заданий;

     2) исполнительская дисциплина;

     3) эрудиция;

     4) качество выполняемых работ;

     5) творческая инициатива;

     6) участие в общественных мероприятиях  и качество их выполнения;

     7) требовательность к соблюдению  дисциплины труда;

     8) контроль за результатами труда;

     9) умение пользоваться данными  должностными правами;

     10) стиль руководства;

     11) умение преодолеть конфликтные  ситуации;

     12) трудолюбие, честность;

     13) умение воспитывать коллектив,  руководить людьми;

     14) принципиальность, деловитость, организованность;

     15) выдержанность, уравновешенность, умение  ладить с людьми;

     16) уважение к другим, чуткость, внимательность, индивидуальность в подходе к  людям;

     17) умение планировать и распределять  работу;

     18) умение вести беседу с покупателями;

     19) умение эффективно использовать  рабочее время и создавать  трудовую атмосферу;

     20) степень интеллектуального развития

     Ранжирование  критериев можно сделать в  процентах или единицах. Ввиду  того что значимость каждого критерия не одинакова, целесообразно ввести коэффициенты весомости факторов, которые  разработаны на основе экспертных оценок по десятибалльной системе:

   
     1-й  критерий - 10      11-й  критерий - 7
     2-й  критерий - 8      12-й  критерий - 9
     3-й  критерий - 5      13-й  критерий - 8
     4-й  критерий - 10      14-й  критерий - 5
     5-й  критерий - 7      15-й  критерий - 6
     6-й  критерий - 6      16-й  критерий - 7
     7-й  критерий - 8      17-й  критерий - 9
     8-й  критерий - 7      18-й  критерий - 8
     9-й  критерий - 5      19-й  критерий - 10
     10-й  критерий – 6      20-й  критерий - 8

     Итоговый  показатель рассчитывается с помощью  интегрального коэффициента, который  можно вычислить как отношение  суммы произведений критериев на коэффициенты их весомости

     

     где Эи – итоговый показатель эффективности и качества труда кандидата на руководящую должность; К1, К2, ..., Кn - оценочный

     критерий (фактор) работы кандидата; Вф1 Вф2, ..., Вфn - коэффициенты весомости факторов (критериев).

     Оценку  претендента можно провести и  по более упрощенной схеме (рис. 5).

     

     Рис.5. Критерии оценки претендента

     Общую оценку можно выразить количественно, использовав следующую формулу:

     у = 0,4∙Х1 + 0,1∙Х2 +0,5∙Х3, где Х1 – экономические способности претендента, балл; Х2- технические способности, балл; X3 - административные (организаторские) способности, балл.

     Полученные  результаты используются для накопления банка данных о претендентах и  формирования оптимальной модели руководителя, а также для прогнозирования  успешности его деятельности.

     Главный смысл этой части работы состоит  в том, чтобы получить информацию о целесообразности и перспективности  использования того или иного  претендента в должности руководителя. Экспертная оценка завершается сопоставлением полученных результатов с нормативом (эталоном), например сильно развито качество - 7 баллов, средне - 4 балла и слабо - 1 балл Можно использовать и другую шкалу оценки (табл. 6.4)

     Таблица 1. Значение характерологических признаков руководителя коллектива

     

     Прием на работу. После процедуры оценки и выявления из множества кандидатов одного, получившего наивысшую оценку и согласие линейного руководителя быть принятым на работу в организацию, заключается контракт, которому придается особое значение.

     Следует иметь в виду, что обсуждение контракта - это часть процесса найма на работу и происходит оно как до, так и после принятия решения  о приеме на работу. Поскольку предложения, высказанные в ходе собеседования, являются частью контракта, менеджер, проводящий собеседование, должен твердо знать, что может предложить фирма  претенденту в будущем.

     Термин "контракт" означает юридически оформленный  договор между двумя сторонами. Любой контракт подразумевает, что  кто-то делает предложение, а кто-то принимает его. Заключение контракта  о найме предполагает, что:

     Ваше  предложение о выполнении работы было принято; Вы управляете сотрудником, выполняющим работу (лично или  через другого сотрудника);

     Вы  инструктируете его, что надо сделать; Вы инструктируете его, как это надо сделать; данная работа является частью Вашей обычной работы. Таким образом, сотрудником является тот, кто заключил с Вами контракт о найме, а не тот, кто просто оказывает Вам услуги.

     Минимальный объем информации о сроках и условиях контракта, который должен быть представлен  работнику, включает следующие сведения:

  • имена сторон (работодатель и работник); наименование работы,
  • дата начала работы (и дата окончания срока действия контракта, если данный контракт заключается на определенный срок);
  • тарифная ставка или указание способа расчета зарплаты; периодичность оплаты труда (еженедельная, месячная или иная - обычное рабочее время); праздничные дни и их оплата;
  • правила оформления пропусков в связи с заболеванием или несчастным случаем и их оплата;
  • схема расчета пенсии и указание о том, распространяется или не распространяется на работника государственная система пенсионного страхования; процедура подачи жалоб;
  • срок, за который работник должен получить уведомление или подать заявление о прекращении работы до ее фактического прекращения.

     Указанный документ должен содержать все перечисленные  пункты и может адресовать работника  к другим документам.

 

     

  1. Повышение квалификации персонала. Сущность и проблемы профессионального развития персонала.

     Профессиональная  деятельность рассматривается как  способ социально-экономического и духовного взаимодействия индивида и трудового коллектива. Это связано с тем, что одним из основополагающих признаков профессиональной деятельности является ее социально-экономический характер, обусловленный, с одной стороны, развитием экономических отношений, а с другой - развитием личности.

     Профессиональное  развитие оказывает положительное  влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке  труда и получают дополнительные возможности для профессионального  роста как внутри своего предприятия, так и вне его. Получение в процессе профессиональной подготовки новых знаний способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе. Поэтому возможность профессионального развития в собственной фирме высоко оценивается работниками и оказывает большое влияние на принятие ими решения о работе в той или иной организации, а капиталовложения в профессиональное развитие способствуют созданию благоприятного климата, повышают мотивацию сотрудников и их преданность организации. Выигрывает от внутрифирменного профессионального развития персонала и общество в целом, получая более квалифицированную рабочую силу и более высокую производительность труда без дополнительных затрат.

     Вхождение в рынок связано не только и  не столько с изменением и адаптацией к условиям рыночных отношений экономического механизма, сколько с подготовленностью кадров.

     Преобразуя  организационно-экономический механизм, человек изменяется и сам. Поэтому наряду с интенсификацией трудовых процессов особое внимание должно уделяться изучению факторов, определяющих поведение и деятельность личности в процессе совместного труда.

     В литературе и в практической деятельности можно найти ряд толкований процесса профессионального развития персонала: продвижение кадров, их переподготовка и обучение, повышение квалификации, кадровый резерв, регулирование карьеры  и т.п. Все это так или иначе связано с обучением, т.е. с профессиональной подготовкой.

     Обучение - это процесс изменения поведения, в котором переплетаются интеллектуальный, психологический и физиологический аспекты.

     Цели  переподготовки — это не только зеркальное отражение потребностей, интересов и проблем работников, но и отражение борьбы, требований и условий окружающего мира. Изменения в окружающей среде, обществе, экономике, философии преподавания автоматически вызывают изменения в представлении о цели переподготовки. В связи с этим можно сформулировать основные и дополнительные цели переподготовки (рис. 6).

     В процессе переподготовки при формулировании целей необходимо использовать различные  мотивы. Планирование и постановка целей должны рассматриваться как  стратегически-целостная система  целей повышения квалификации кадров, тенденция развития:

Информация о работе Основы управления персоналом