Основные типы организационных структур управления и их особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 02:09, курсовая работа

Описание работы

Для достижения целей курсовой работы мною определены следующие задачи:
Раскрыть понятие и принципы построения «организационной структуры управления».
Определить выбор и принципы формирования структур управления.
Рассмотреть типы и виды организационных структур.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..

Раздел 1. Понятия и принципы структуры управления.

1.1. Основные понятия и сущность ОСУ……………………………….
1.2. Звенья управления в системе ОСУ…………………………………
1.3. Принципы построения ОСУ………………………………………...

Раздел 2. Типы организационных структур.

2.1. Линейная структура управления……………………………………
2.2. Функциональная . структура управления………………………….
2.3. Линейно-функциональная структура управления………………...
2.4. Дивизиональная структура управления……………………………
2.5. Штабная структура управления……………………………………
2.6. Матричная структура управления…………………………………

Раздел 3. Пути совершенствования ОСУ.

3.1. Эффективность функционирования ОСУ………………………..
3.2. Направления развития ОСУ………………………………………

Заключение……………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Введени1 (Восстановлен).docx

— 82.04 Кб (Скачать)

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, горизонтальным и вертикальным. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми (например, между отделами). Вторые –  это отношения подчинения. Необходимость  в них возникает при иерархичности  построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

В структуре  управления организацией различаются так же линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между, так называемыми, линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейные и штабные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а так же отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать и помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Между всеми названными выше составляющими организационной структуры управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (числа элементов или уровней, количества или характера связей или полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных.

Система управления представляет собой состав и комбинацию различных звеньев, связанных между собой по функциям и полномочиям. На состави связи звеньев разнообразны, поэтому можно построить следующую типологию систем управления.

1.Линейная система управления. Используется либо как фрагмент в композиции крупной системы управления, либо в масштабах небольшого предприятия в малом бизнесе. Она характеризуется совмещением в звеньях функции и полномочии, состоит из одних линейных звеньев и обладает тем преимуществом, что здесь удачно реализуется единоначалие, простота связей и определенность зависимостей.

Но этот тип  системы управления невозможен в  крупных масштабах управления, потому что он ведет к резкому увеличению количества ступеней.

2.Функциональная  система управления. Используется так же, как и линейная, в композиции крупных систем управления и в тех ситуациях, когда особенно важны профессиональный анализ проблем и разработка вариантов управленческих решений.

Возможно  ее использование на предприятиях и  в фирмах малого бизнеса.

Главным недостатком  является переплетение функциональных зависимостей, множественность подчиненности.

3.Линейно-функциональная  система управления. Ее характеризует разделения деятельности линейных и функциональных звеньев при усилении координации их функционирования в процессах управления.

Эта система  управления может использоваться в  сравнительно крупных масштабах, она  определяет возможность достаточно четкой специализации функций и  при этом однозначности подчинения функций

Ее недостатками является опасность разобщенности  функциональных звеньев и увеличение работы по координации их деятельности.

4.Штабная  система управления. Ее особенность является выделение всех или большинства функциональных звеньев штаб с собственным руководством – звеном функционально-линейного типа. Полномочия этого звена, как правило, ограничены только условиями управления функциональными звеньями, но не распространяются на нижестоящие линейные звенья.

Эта система  управления удачно ориентирована на решение комплексных проблем, согласования решений многофункционального типа, благоприятную организацию работы функциональных звеньев. Но при увеличивающихся объемах функциональной деятельности и при расширении масштабов управления штабы могут вырастать в параллельную структуру и тем самым возникает опасность потери необходимых связей функционального и линейного блоков системы управления.

5.Матричная  система управления. Ее особенность заключается в дифференциации связей линейной и функциональной подчиненности, что делает систему адаптивной к изменениям окружающей среды, гибкой в использовании потенциала профессионализма и во временной организации ее функционирования.

Существует  большое разнообразие систем матричного типа. По приоритетности функциональных или линейно-проектных (объектных, проблемных) различают проектно-функциональные, функционально-проектные,объетно-функциональные,функционально-объектные системы управления.

Матричные системы  управления имеют большое распространение в управлении современными крупными фирмами, особенно транснациональными.

По внешнему виду схематического изображения такие  системы кажутся системами неиерархического построения. Но это только видимость. Иерархия системы управления определяется наличием полномочий, которые существуют в любом типе системы управления.

Системы управления различаются не только комбинацией  и распределением звеньев, но и типами иерархического построения.

Существуют  плоские и вертикально вытянутые  иерархии систем управления, а также  иерархии луковичного или яйцевидного  типа. Они различаются следующими параметрами: количество ступеней, количество звеньев в каждой из ступеней, распределение трудоемкости по вертикали систем управления.

 

    1. Принципы построения ОСУ.

Многосторонность  содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования.

    1. Прежде всего, структура должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления
    2. Полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами. Другими словами, структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны. Немаловажное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры – с другой.
    3. Любую перестройку структуры управления необходимо оценивать, прежде всего, с точки зрения достижения поставленных перед ней целей. В условиях нормально развивающейся (не кризисной) экономики реорганизация направлена чаще всего на то, чтобы путем совершенствования системы управления повысить эффективность работы организации, при этом главными факторами улучшения являются рост производительности труда, ускорение технического развития, кооперация в принятии и реализации управленческих решений и т.д.

Принцип –  основное правило в соответствии с которым осуществляется деятельность, достигается успех, решаются проблемы.

Учет факторов формирование системы управления и  понимание ее основных характеристик  находят свое воплощение в принципах  построение системы управление.

1.принцип  сопряжение и соответствия целей,  функции, полномочий и ответственности. Это, по существу, принцип концептуальности, ибо концепцию управления отражают в значительной мере именно эти четыре фактора – цели, функции, полномочия и ответственность.

2.Все  звенья системы управления должны  быть соразмерны по трудоемкости, по объему деятельности. Это способствует равномерной загрузке, которая, в свою очередь, определяет ритмичность работы, хороший социально-психологический климат, дисциплину деятельности, рациональность взаимодействий между звеньями.

3.Системе  управления должно быть присуща  иерархическая рациональность, под которой понимается сохранение определенной и обоснованной нормы подчиненности, т.е. минимально возможного, в рамках необходимого качества управления, количества ступеней. При этом качество управления определяется в первую очередь  потребностям функционирования и развития объекта управления, составом и структурой проблем его функционирования.

4.Система  управления должна быть ориентирована  на определенный уровень компетентности персонала управления и определенный вариант информационного обеспечения управления. Нельзя построить систему управления без учета объемов необходимой информации.

5.Следует  помнить, что управление не  должно и не может быть абсолютно формализованным. Система управления должна допускать, предполагать и мотивировать неформальное управление, лидерство. Не следует стремится расписать функции и полномочия до последней детали. Формируя систему управления, необходимо заложить в нее возможность формирования и проявления неформального управления. Иначе говоря, система управления должна быть ориентирована не только на формальную организацию управления, но и на проявление лидерства, возможности неформального решения проблем.

6.Система  управления должна учитывать  также потребность эффективного контроля. Без контроля невозможно успешное управление. Контроль – это обратная связь, позволяющая корректировать все действия и находить новые решения, оценивать ситуации и цели, мотивы и ценности и пр. Система управления должна быть построена таким образом, чтобы соответствовать возможностям контроля. В систему управления должна быть вмонтирована система контроля.

7.Но  при этом очень важно учитывать,  что система управления должна  быть адаптивной, т.е. приспособленной к меняющимся обстоятельствам работы, к потребностям своевременной реконструкции или модернизации. Ей должны быть присущи максимально возможная простота и гибкость связей.

8.Наконец,  всеми своими характеристиками  она должна соответствовать механизму  и процессу управления. Ведь возможно такое положение, при котором система управления затрудняет своевременное принятие решений, делает процессы управления затянутыми и узловатыми (очередность в звеньях), или она может быть не ориентирована на определенные возможности мотивирования, наблюдается отсутствие звеньев социально-психологической мотивации деятельности или службы анализа трудовых ресурсов и т.д.

 

 

В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.

 Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:

    • Во-первых; в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;
    • Во-вторых, в сфере хозяйственности управления техническими системами, комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменён работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления.
    • В-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;
    • В-четвёртых, проектирование сложнейшего механизма - механизма управления – должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирование организационных систем.

Разработка принципов  и методики проектирования структуры, как застывшего набора органов, соответствующих каждой специализированной функции управления, прежде всего, включает в себя систему целей и их распределение между различными звеньями. Сюда относится состав подразделений, которые находятся в определённых связях и отношениях между собой, распределение ответственности. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Типы организационных структур.

 

    1. Линейная структура управления.

 

 

                                           Рис. 1

Линейная  организационная структура относится  к простейшему виду бюрократических структур, в ней воплощены принципы централизма и единоначалия. Руководитель наделен всеми видами полномочий и осуществляет единоличное руководство. Руководитель несет полную ответственность за результаты деятельности вверенного ему объекта.

     Каждый подчиненный имеет только  одного руководителя, а каждый  руководитель - нескольких подчиненных в соответствии с нормами управляемости. Поэтому рост предприятия ведет к увеличению числа уровней управления.

Информация о работе Основные типы организационных структур управления и их особенности