Основные типы организационных структур управления и их особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 02:09, курсовая работа

Описание работы

Для достижения целей курсовой работы мною определены следующие задачи:
Раскрыть понятие и принципы построения «организационной структуры управления».
Определить выбор и принципы формирования структур управления.
Рассмотреть типы и виды организационных структур.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..

Раздел 1. Понятия и принципы структуры управления.

1.1. Основные понятия и сущность ОСУ……………………………….
1.2. Звенья управления в системе ОСУ…………………………………
1.3. Принципы построения ОСУ………………………………………...

Раздел 2. Типы организационных структур.

2.1. Линейная структура управления……………………………………
2.2. Функциональная . структура управления………………………….
2.3. Линейно-функциональная структура управления………………...
2.4. Дивизиональная структура управления……………………………
2.5. Штабная структура управления……………………………………
2.6. Матричная структура управления…………………………………

Раздел 3. Пути совершенствования ОСУ.

3.1. Эффективность функционирования ОСУ………………………..
3.2. Направления развития ОСУ………………………………………

Заключение……………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Введени1 (Восстановлен).docx

— 82.04 Кб (Скачать)

 

                                                      Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..

 

Раздел 1. Понятия и принципы структуры управления.

 

1.1. Основные понятия и сущность  ОСУ……………………………….

1.2. Звенья управления в системе  ОСУ…………………………………

1.3. Принципы построения ОСУ………………………………………...

 

Раздел 2. Типы организационных структур.

 

2.1. Линейная структура управления……………………………………

2.2. Функциональная . структура управления………………………….

2.3. Линейно-функциональная структура управления………………...

2.4. Дивизиональная структура управления……………………………

2.5. Штабная структура управления……………………………………

2.6. Матричная структура управления…………………………………

 

Раздел 3. Пути совершенствования ОСУ.

 

3.1. Эффективность функционирования  ОСУ………………………..

3.2. Направления развития ОСУ………………………………………

 

Заключение……………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………….

 

  Введение.

 

Иметь предприятие, приносящее постоянную и качественную прибыль – это мечта каждого  человека, желающего финансовой независимости  и хорошего будущего для своей семьи. Однако не многие решаются занять нишу предпринимателей, в силу того, что большинство людей боится не только «старта» в море большого и малого бизнеса, который начинается с определения организационно-правовой формы деятельности, но и выбора структуры управления.

Если  обратиться к статистике, то можно  наглядно увидеть, что в начале становления  новых рыночных отношений в России, практические каждое второе частное  предприятие и кооператив прекращали свою деятельность по причине неправильно  выбранной стратегии управления. Тогда, в 80-90-х годах ХХ века, мало кто знал о науке управления – «менеджменте», и уж тем более, о принципах и подходах к построению и выбору структуры управления организацией.

Сегодня организацию управления принято  рассматривать как важнейшую характеристику любой системы, отличающейся внутренним распорядком ее составных частей. Разрозненная деятельность людей ограничивается личностными способностями, тогда как их взаимодействие благоприятствует установлению организации как единого целого, многократно умножающего ее творческий потенциал путем наилучшего использования имеющихся ресурсов.

Создание  и деятельность каждой организации  происходит с учетом места, времени  и ситуации, определяющих не только вид организации, но и порядок ее функционирования. Без решения организационных вопросов процесс управления невозможен.

Суть  организации как специфической  функции управления состоит в  том, чтобы создать сеть организационных  отношений, обеспечивающих целостность управляемой системы, эффективное взаимодействие ее компонентов, целесообразные отношения координации  субординации между ними.

Функция организации предполагает формирование управляющей системы, способной целенаправленно воздействовать на управляемую систему для использования наиболее эффективных методов и средств в целях достижения поставленных задач.

Вопросам  управления, в том числе и их структурам, посвящены научные труды Абчук В.А. «Менеджмент», 2004 г., Аникина Б.А. «Высший менеджмент для руководителей», 2000 г., Веснина В.Р. «Менеджмент», 2006 г.,  Виханского О.С. и Наумова А.И. «Менеджмент», 2005 г., Жолобова Ю.В. «Формула управления. Практические рекомендации», 2005 г., Кнорринг В.Н. «Искусство управления», 1997 г., Гапоненко А.В. и Панкрутина А.П. «Теория управления», 2004 г., Румянцевой З.П. «Менеджмент организации», 1996 г.,  Уколова В.Ф. «Теория управления», 2004 г. и др. 

Актуальность  темы курсовой работы

Данная  тема актуальна в связи с тем, что она отображает основные типы организационных структур управления, их достоинства и недостатки, которые помогут руководителю правильно выбрать подходящую структуру управления.

При написании  курсовой работы я поставила перед собой следующие цели:  изучить не только основные типы организационных структур управления, но и показать их видимые преимущества и недостатки, показать наглядно с помощью схем формы их функционирования и зависимости происхождения одной от другой, а также изучить этапы все чаще применяемого на практике способа их проектирования.

 

Для достижения целей курсовой работы мною определены следующие  задачи:

  1. Раскрыть понятие и принципы построения «организационной структуры управления».
  2. Определить выбор и принципы формирования структур управления.
  3. Рассмотреть типы и виды организационных структур.

Объектом  исследования является теория управления организацией.

Предметом – структура управления, как совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления.

 

Раздел 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ.

 

    1. Основные понятия и сущность ОСУ.

Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация, в которой осуществляется деятельность менеджеров.

Понятие организации  с течением времени претерпело ряд  существенных изменений. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда "менеджмент" как наука выделился в самостоятельную область знаний, слово "организация" стало ассоциироваться с сознательно определенной, заданной структурой ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии (в фирме). Т.е. под "организацией" следует понимать предприятие, фирму, учреждение, ведомство и иные трудовые формирования.

         Из всего многообразия определений понятия "организация" можно выделить следующие:

      1. Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы.

      2. Организация как совокупность (система) взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.

      3. Организация как группа людей с общими целями.

Чтобы считаться  организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям:

      1)  наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы;

      2) наличие по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;

     3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Таким образом, организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или  целей. Кроме этого, организация — это система, представляющая собой некую целостность, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все хозяйствующие организации являются открытыми системами. Они не могут существовать автономно, закрыто. Для осуществления их деятельности необходимо взаимодействие с внешней средой и получение из нее ресурсов в виде рабочей силы, капитала, оборудования, сырья, энергии, информации и т.п. Ресурсы с помощью соответствующих технологий перерабатываются, преобразуются в продукцию и услуги, передаваемые во внешнюю среду. Таким образом, в любой организации реализуются три ключевых процесса: получение ресурсов из внешней среды, производство продукта и передача его во внешнюю среду.

  Задача любой организации заключается в том, чтобы реализовать возможности внешней и внутренней среды. Возможности возникают, исчезают, приводят к появлению новых возможностей. Процесс этот является перманентным. Поэтому организации должны постоянно реагировать на появление новых возможностей, быть адаптивными, гибкими и подвижными, чтобы суметь их реализовать. Все организации отличаются друг от друга масштабами, организационно-правовыми формами, методами управления, технологиями и т.д.. Организация – это не только первичное хозяйственное звено в экономике, но и совокупность долговременных норм и правил построения и функционирования рациональных структур и производственных процессов предприятия, обеспечивающих достижение им установленных целей перспективного развития.

     Организацию характеризуют следующие элементы:

      1. Уровни организации:

· мировая система;

· народное хозяйство;

· отрасли народного хозяйства;

· объединения предприятий;

· предприятия;

· подразделения (цех, участок, отдел, служба и т.п.);

· рабочее место.

2. Основные  категории организации:

· типы организации;

· формы организации;

· методы организации;   

· принципы организации.

Объектами организации производства на предприятии  являются снабжение, производство, сбыт и т.д.

Субъекты  организации - персонал предприятия, осуществляющий производственную деятельность в соответствии со своими должностными обязанностями.

Структура – один из важнейших компонентов  системы, отличающейся от структуры  наличием целевой ориентации и придающей  системе определенную направленность.

Организационная структура включает в себя две  составные части – структуру  и организацию. Под структурой понимается форма упорядоченности элементов системы, совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих систему практически и независимо от ее элементов и целей, в то время как организация элементов системы внутри и вне ее непосредственно зависит от реализуемых целей и свойств самих элементов. Структура при этом отражает внутреннюю форму организации системe ее статистик. Организация не имеет самостоятельного воплощения, проявляясь через структуру. Организационные отношения имеют более существенное значение по сравнению с управленческими, т.к. последние действуют только в общественных системах и только при побуждении людей к целесообразному действию.

Организационная структура в системе управления имеет скелетообразующее значение, т.е. является хребтом организации. Она отражает уровень социально-экономического развития субъекта управления, степень технико-технологической зрелости, формы организации производства и другие объективные признаки развития объекта и субъекта управления, ее философию и стратегию.

К структуре  управления предъявляется множество  требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования ОСУ, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом:

1. Организационная  структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

3. Формирование  структуры управления надлежит  связывать с определением  полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

4. Между функциями  и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

5. Организационная  структура управления призвана  быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.

Очевидно, что  структура управления крупными предприятиями более сложна  по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного- двух  членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством,  финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа которых требует координации и контроля. Построение формальной структуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и уровни, становится императивом.

    1. Звенья управления в системе ОСУ.

      

К звеньям  управления относятся структурные  подразделения, а так же

отдельные специалисты, выполняющие соответствующие  функции управления, либо часть их. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.

В основе образования звена управления лежит  выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи нося горизонтальный характер.

 Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев. Отсюда возникла пирамидальная структура управления организацией.

Информация о работе Основные типы организационных структур управления и их особенности