Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:46, контрольная работа
Законы и методы управления известны человечеству с древних времен. Ни одна организация или предприятие не может добиться успеха без эффективного управления. Современное управление основывается на использовании идей, различных подходов школ, возникших в различные периоды. Люди во все времена предавали особое значение своему имуществу, поэтому особо важно было обладать навыками административного управления, такими как инвентаризация, организация, отчетность и контроль.
В основе любой науки лежит использование исторического опыта. Переосмысление прошлого дает понять состояния науки, а также дает толчок для появления и формирования новых идей. Современное управление и принципы управления неизменны, и являются общими для всех до сих пор. Представления о роли управления, о содержании управленческой деятельности, о методах и принципах её осуществления неоднократно подвергались существенным изменениям с тех пор, как управление стали рассматривать как особый вид деятельности, осуществляемое организацией.
1. Основные принципы управления.
2. Принципы управления разных школ.
3. Школа научного управления.
4. Административная школа в управлении.
5. Школа психологии и человеческих отношений.
6. Централизованная и децентрализованная формы управления.
7. Принципы управления в современном менеджменте.
8. Список литературы.
Централизованное управление небольшой по размерам компанией, выпускающей один вид продукции, организуется довольно просто. Высшее руководство фирмы обычно состоит из президента компании, который выступает одновременно и её управляющим, и двух вице-президентов, один из которых ведает производством продукции и вопросами её технологии, другой занимается сбытом продукции и всем, что с этим связано. Такие вопросы, как правовая защита интересов компании в её деловых отношениях с другими фирмами и государством, ведение бухгалтерии, обычно поручаются специализированным фирмам.
Централизованное
управление крупной фирмой, выпускающей
один вид продукции, более сложно.
Президент здесь осуществляет только
общее руководство компанией, а
вице-президенты руководят определенными
секторами деятельности с помощью
соответствующих управляющих. Так,
например, вице-президенту, занимающемуся
финансовыми вопросами, подчиняются
казначей, ревизор и управляющий
по закупкам (снабжению). Вице-президенту
по производству подчиняются управляющий
научно-технической работой и
главный инженер предприятия. Вице-президент
по сбыту тоже имеет двух управляющих
– одного по сбыту и другого
по маркетингу. В обязанность последнего
входит изучение рынка, организация
рекламы, использование всех форм и
методов для продвижения
Централизованное
управление крупной компанией, выпускающей
несколько видов продукции и
ориентирующейся как на национальные,
так и на внешние рынки, ещё
более сложно. В помощь президенту
в такой компании выделяются вице-президенты.
Вице-президенту, занимающемуся производством,
подчиняются несколько
Организационная форма управления фирмой считается централизованной, когда:
Иногда
в крупных компаниях с
Децентрализованная
форма управления предполагает создание
внутри фирмы производственных отделений,
пользующихся полной хозяйственной
самостоятельностью, то есть наделенных
широкими полномочиями как в сфере
производства, так и в сфере
сбыта и несущих
Переход к децентрализованной форме управления осуществляется прежде всего крупными диверсифицированными фирмами, насчитывающими значительное число производственных предприятий, выпускающими широкую номенклатуру товаров, работающими на обширные рынки сбыта и имеющими непосредственные связи с конечными потребителями их продукции.
«А. Файоль
в свое время писал, что централизация
– не есть сама по себе ни хорошая, ни
дурная система администрирования,
которую можно было бы принять
или отвергнуть по желанию руководителей
или сообразно обстоятельствам;
она всегда существует в той или
иной степени. Вопрос о централизации
и децентрализации является простым
вопросом меры. Необходимо найти степень
её, наиболее благоприятную для предприятия»
В вышеизложенных принципах Файоля, касающихся построения организации, есть ссылка на необходимость установления соответствующих масштабов управления, что является весьма важным элементом всей концепции. Как Файоль, так и известный английский консультант по вопросам менеджмента ЛиндаллУрвик высказывается в пользу строгого ограничения верхнего предела числа подчиненных одному руководителю. Урвик считает, что идеальное число подчиненных для руководителя любого масштаба - четыре. Однако имеется много факторов, таких как сложность, характер осуществляемых операций, которые вызывают необходимость иметь больше, чем четыре человека в своем подчинении.
Определение масштабов управления. При определении масштабов управления следует учитывать несколько факторов, имеющих существенное значение. Помимо степени сложности выполняемой работы необходимо учитывать субъективные возможности менеджера, его способности сотрудничать с коллективом. Менеджер может уменьшить время, необходимое для управления и контроля, путем: делегирования полномочий на выполнение четко поставленной задачи; составления ясного и краткого плана, разработки соответствующих приемов и подходов; использования контрольно-проверочных нормативов, чтобы иметь возможность убедиться в соблюдении его подчиненными соответствующего плана, графика.
Важность установления масштабов управления. Огромное значение имеет правильное установление пределов распространения полномочий.
Следует
учитывать, что в случае необоснованно
увеличенных масштабов
От масштаба
полномочий зависит степень централизации
и децентрализации. Делегирование
полномочий является составной частью
децентрализации. При отсутствии делегирования
полномочий управление организацией становится
слишком централизованным. Уровень
централизации тем ниже, чем больше
решений принимается
Делегирование полномочий. Главная цель делегирования полномочий - сделать возможной децентрализацию управления организацией. Это необходимо делать, когда масштабы управления слишком велики и сам процесс включает в себя передачу полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Передаются лишь полномочия. Всю ответственность продолжает нести старший руководитель.
Методы передачи полномочий. Передача полномочий может осуществляться в устной или письменной форме. Методы могут быть общими или специальными. Вместе с тем не должны быть ни слишком узкими, ни слишком широкими.
Принципы передачи полномочий. Здесь наиболее важными требованиями являются следующие:
Искусство передачи полномочий зависит в основном от причин субъективного характера и включает в себя следующее: восприимчивость к новым идеям; готовность передать решение незначительных вопросов низшему звену управления; готовность доверять низшему звену управления; стремление осуществлять лишь общий, а не, например, почасовой контроль.
Факторы, влияющие на уровень децентрализации. Среди них можно выделить следующие:
Преимущества
централизованного управления.
Недостатки
централизованного управления.
Но, как известно, недостаточно построить надлежащую структуру организации, необходимо скоординировать работу всех ее элементов.
Координация
деятельности организации означает
синхронизацию прилагаемых
Индивидуальный труд и задачи организации. Наиболее эффективна координация в тех случаях, когда работник видит вклад собственного труда в достижение целей организации. Поэтому очень важно, чтобы каждый сотрудник предприятия был осведомлен о генеральной линии развития организации, ее задачах и целях.
Координация деятельности и средства связи. Проблемы развития достаточно эффективной координации деятельности всех подразделений организации имеют непосредственное отношение к уровню развития связи, необходимости поддержания постоянного информационного обмена.
Когда
руководитель производства передает указания
или иную информацию через средства
связи, он должен быть уверен, что его
сообщение будет правильно