Основные принципы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:46, контрольная работа

Описание работы

Законы и методы управления известны человечеству с древних времен. Ни одна организация или предприятие не может добиться успеха без эффективного управления. Современное управление основывается на использовании идей, различных подходов школ, возникших в различные периоды. Люди во все времена предавали особое значение своему имуществу, поэтому особо важно было обладать навыками административного управления, такими как инвентаризация, организация, отчетность и контроль.
В основе любой науки лежит использование исторического опыта. Переосмысление прошлого дает понять состояния науки, а также дает толчок для появления и формирования новых идей. Современное управление и принципы управления неизменны, и являются общими для всех до сих пор. Представления о роли управления, о содержании управленческой деятельности, о методах и принципах её осуществления неоднократно подвергались существенным изменениям с тех пор, как управление стали рассматривать как особый вид деятельности, осуществляемое организацией.

Содержание

1. Основные принципы управления.
2. Принципы управления разных школ.
3. Школа научного управления.
4. Административная школа в управлении.
5. Школа психологии и человеческих отношений.
6. Централизованная и децентрализованная формы управления.
7. Принципы управления в современном менеджменте.
8. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

основные принципы управления (готово) - копия.docx

— 71.73 Кб (Скачать)

План. 

1. Основные принципы управления.

2. Принципы управления разных школ.

3. Школа научного управления.

4. Административная школа в управлении.

5. Школа психологии и человеческих отношений.

6. Централизованная и децентрализованная формы управления.

7. Принципы управления в современном менеджменте.

8. Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

        Законы и методы управления известны человечеству с  древних времен. Ни одна организация  или предприятие  не может добиться успеха без эффективного управления. Современное управление основывается на использовании  идей, различных  подходов  школ, возникших в различные  периоды. Люди во все времена предавали  особое значение своему имуществу, поэтому  особо важно было обладать навыками административного управления, такими как инвентаризация, организация, отчетность и контроль.

В основе любой науки лежит использование  исторического опыта. Переосмысление  прошлого дает понять  состояния  науки, а также дает толчок для  появления и формирования  новых  идей. Современное управление  и  принципы управления неизменны, и являются общими для всех до сих пор. Представления  о роли управления, о содержании управленческой деятельности, о методах  и принципах её осуществления  неоднократно подвергались существенным изменениям с тех пор, как управление стали рассматривать как особый вид деятельности, осуществляемое организацией. Взгляды на управление развивались  по мере того, как развивались общественные отношения, бизнес, технология производства, средства связи и обработка информации.

Менялось  учение об управлении – изменялась и практика управления. Выдвинутые ведущими умами новые идеи, а также  новые подходы к  управлению знаменовали  собой широкие преобразования в  практике менеджмента. В своей работе я хочу рассмотреть  только те подходы  и учения об управлении, которые  широко известны и приняты. Актуальность данной темы заключается в том, что  та или форма управления встречается  везде. Для успешной карьеры необходимо изучить основные принципы, чтобы  избежать ошибок и не тратить время  на изобретения колеса. Основные принципы определяют стратегию руководства  предприятием и его звеньями. На основе данных выработанных принципах  устанавливаются цели. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  принципы управления.
 

Принципы  управления – это одна из важнейших категорий управления. Под ними имеют в виду основные фундаментальные идеи и представления об управленческой деятельности. Они исходят непосредственно из законов и закономерностей управления. Поэтому принципы управления объективны. Но, не смотря на это, каждый из принципов — это идея, то есть она субъективна. И так как принципы принадлежат субъекту - они имеют субъектный характер. Чем больше принципы приближаются к закону, тем точнее знание, и, следовательно, тем эффективнее деятельность руководителя в управлении. 

Классификация принципов управления.

Нет единого подхода к классификации и содержанию принципов управления. Некоторые из общепринятых попросту являются правилами поведения руководителей или органов управления. Принципы управления весьма разнообразны. Они достаточно точно определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие управленческих решений, и их реализацию.

К основным принципам можно отнести:

1) научность;

2) системность  и комплексность;

3) единоначалие  и коллегиальность;

4) демократический  централизм;

5) сочетание  отраслевого и территориального  подхода в управлении. 

Принцип научности.

Данный  принцип построен на строго научных основаниях. Как и любой  принцип развития, он обладает внутренней противоречивостью, а следовательно, внутренней логикой, которая создает внутренний импульс развития. Одно из противоречий данного принципа - это противоречие теории и практики. Оно требует использования жестких научных идей. Процесс познания требует ограничения во времени для организации управления. И  это противоречие разрешается с помощью многоцелевых, комплексных коллективов, максимального использования средств вычислительной техники.  Другое важное - единство и противоречие объективного и субъективного. Это противоречие имеет универсальный характер и относится также ко всем другим принципам управления. В данном принципе объективное исходит из объективной природы законов управления. Субъективное неизбежно, потому что принципы управления реализуются только через сознание и волю человека. И можно сделать вывод, что реализованный принцип неизбежно субъективен.Но чем выше уровень культуры и профессионализма руководителя, тем менее вероятно проявление субъективизма. Для соблюдения принципа научности в управлении необходимо  привлечение всего спектра современных знаний.  

Принцип системности и  комплексности.

Этот принцип требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает, что необходимо использование теории больших систем и системного анализа в решении. Комплексность в управлении означает, что необходим всесторонний охват всей управляемой системы, учета всех направлений и всех свойств. Например, это может быть учет всех особенностей коллектива: возрастные, профессиональные и т. д. Системность относится к субординационным связям, а комплексность – к координационным.  

Принцип единоначалия в управлении

и коллегиальности  в выработке решений.

Любое принимаемое решение должно разрабатываться  всем коллективом.  Это означает всесторонность (т.е. комплексность) его разработки, учет всех мнений.  Принятое коллективно решение реализуетсяпод ответственность руководителем фирмы. Предусмотрено, что для каждого должностного лица устанавливается определенная ответственность. Т.е. состоящий в определенной должности человек несет полную ответственность за соответствующий сектор. Проблема заключается в том, что перед любой фирмой могут возникать задачи, решение которых не предусмотрено регламентацией. В этом случае не только руководитель должен принимать решение, но и подчиненные должны проявить разумную инициативу. 

Принцип демократического централизма

Это один из важнейших принципов.Он означает необходимость сочетания централизованного и децентрализованного в управлении. Например, на уровне государства это соотношение между центром и регионами.Противоречивость данного принципа заключается том, что одновременно  существуют, развиваются демократия и централизм. При не особо благоприятных социально-экономических условиях и жесткости управления преобладает централизм. Он необходим в чрезвычайных условиях. Например, ведение военных действий, экономический или политический кризис и т.п. Демократизм в управлении больше выражается при высоком уровне квалификации работников, при стабильном и эволюционном развитии общества. Конечно, наиболее предпочтительным в управлении социально-экономической системой является равновесие между централизмом и демократией, но на практике зачастую одно преобладает над другим. Принцип демократического централизма определяет степень самостоятельностиотдельных хозяйствующих субъектов, а также степень их ответственности за выполняемые действия. 

Принцип единства отраслевого  и территориального управления.

Отраслевое  управление говорит о  необходимости углубления специализаций, повышения качества производства. Для территориального  управления характерны проблемы наиболее рационального размещения и развития производительных сил, с учетом требований экологии, эффективности использования рабочей силы, развития инфраструктуры и т.п.Каждый предприниматель должен сделать для себя соответствующие выводы, руководствуясь принципом единства отраслевого и территориального управления. Поэтому он должен учитывать интересы местных властей, жителей региона и т.д. В свою очередь местные власти и население должны быть осведомлены, какую выгоду для региона принесет активная деятельность того или иного предпринимателя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Принципы управления различных школ.
 

Нельзя  сказать, что управление как научная  дисциплина развивалось одним путем, шаг за шагом двигаясь вперед. Скорее, существовало несколько подходов, которые часто совпадали. Объектами управления являются и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других областях, например, математика, инженерия, психология, социология и др. По мере того, как развивались эти области, исследователи в области управления, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали находить новые подходы к управлению, а также понять, почему некоторые более ранние теории не выдерживали проверки практикой. 

В это же самое время в мире происходили большие перемены. Все более значимым становился научно-технические прогресс, и тогда все более решительно определялось отношение к бизнесу. Это помогло осознать существование внешних по отношению к организации сил. И тогда были разработаны новые подходы.

К настоящему времени известны четыре важнейших  подхода. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении.

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы. По хронологии можно перечислить в следующем порядке:

1. Школа  научного управления;

2. Административная  школа;

3. Школа  психологии и человеческих отношений.

Самые ярые приверженцы каждого из направлений предполагали, что им удалось найти наиболее эффективное достижение целей организации. Затем некоторые исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие идеи были лишь частично правильными. И все же каждая школа внесла значительный вклад.  
 
 
 
 
 
 

  1.   Школа научного  управления.
 

Основателем идей научного управления является Фредерик Уинслоу Тейлор. В отличие от многих Тейлор был практиком: сначала рабочим, а потом менеджером. Начав с  рабочего, он дорос до уровня главного инженера в сталелитейной компании.

«Учение Тейлора базируется на механистическом  понимании человека, его места  в организации и сущности его  деятельности. Тейлор ставил перед  собой задачу повышения производительности труда и видел её решение в  рационализации трудовых операций на базе научной организации осуществления  рабочим своей трудовой деятельности. Исходным для рационализации труда  у Тейлора было изучение задачи, которое должно было давать информацию для построения рационального набора операций по решению данной задачи. Тейлор исходил из того, что рабочие  по своей природе ленивы и не хотят  просто так работать. Поэтому он считал, что рационализация, приводящая к росту прибыли, будет принята  рабочим только тогда, когда и  его доход будет также расти»[1].

Тейлор  был промышленным инженером, поэтому  для него было естественным смотреть на управление как на машину. В то время такой подход был всеобщим. Он считал, что менеджеры должны думать, а рабочие – работать.

Основные принципы  Тейлора в следующем:

1. Разработка  оптимальных методов осуществления  работы на базе научного изучения  затрат времени, движений, усилий  и т.п.;

2. Абсолютное  следование разработанным стандартам;

3. Подбор, обучение и расстановка рабочих  на те рабочие места и задания,  где они могут дать наибольшую  пользу;

4. Оплата  по результатам труда (меньшие  результаты – меньше оплата, большие  результаты – больше оплата);

5. Использование  функциональных менеджеров, осуществляющих  контроль по специализированным  направлениям;

Информация о работе Основные принципы управления