Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:46, контрольная работа
Законы и методы управления известны человечеству с древних времен. Ни одна организация или предприятие не может добиться успеха без эффективного управления. Современное управление основывается на использовании идей, различных подходов школ, возникших в различные периоды. Люди во все времена предавали особое значение своему имуществу, поэтому особо важно было обладать навыками административного управления, такими как инвентаризация, организация, отчетность и контроль.
В основе любой науки лежит использование исторического опыта. Переосмысление прошлого дает понять состояния науки, а также дает толчок для появления и формирования новых идей. Современное управление и принципы управления неизменны, и являются общими для всех до сих пор. Представления о роли управления, о содержании управленческой деятельности, о методах и принципах её осуществления неоднократно подвергались существенным изменениям с тех пор, как управление стали рассматривать как особый вид деятельности, осуществляемое организацией.
1. Основные принципы управления.
2. Принципы управления разных школ.
3. Школа научного управления.
4. Административная школа в управлении.
5. Школа психологии и человеческих отношений.
6. Централизованная и децентрализованная формы управления.
7. Принципы управления в современном менеджменте.
8. Список литературы.
Перенос центра тяжести в управлении с задач на человека является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений, зародившейся в современном менеджменте в 20-30-е гг. Создателем этой школы является Элтон Мэйо (1880-1949гг.). Основные разработки, касающиеся данной концепции, он сделал, будучи профессором Школы бизнеса Гарвардского университета. Принципиальным этапом в разработке этой концепции явилось участие Мэйо в проведении так называемого Хоуторнского эксперимента. Данное исследование проводилось в течение нескольких лет в 20-30-х гг. в «Вестерн Электрик Компани». Принято считать, что это было самое крупное эмпирическое исследование из всех исследований, когда-либо проводившихся в области менеджмента.
В начале
эксперимента группой инженеров-
Перенос центра тяжести в управлении с задач на человека породил развитие различных бихевиористских теорий менеджмента, развивающих или дополняющих идеи школы социальных систем. Преподаватель Северо-Западного университета, расположенного в Чикаго, Вальтер Дилл Скотт (1869-1955гг.) выступал за то, что менеджеры должны смотреть на рабочих не только сквозь призму их экономических интересов, но и социальных, с точки зрения общественного признания их заслуг, включая их в группы.
Известный теоретик менеджмента Мари Паркер Фоллет (1868-1933гг.) считала, что для успешного управления менеджер должен отказаться от формальных взаимодействий с рабочими, быть лидером, признанным рабочими, а не опирающимся на должностную власть. Её трактовка менеджмента как «искусства добиваться результатов посредством действий других» во главу угла ставила гибкость и гармонию во взаимоотношениях между менеджерами и рабочими. Фоллет считала, что менеджер должен исходить из ситуации и управлять в соответствии с тем, что диктует ситуация, а не с тем, что предписано функцией управления.
Огромный
вклад в развитие бихевиористского
направления в управлении внес Абрахам
Маслоу (1908-1970гг.), разработавший нашедшую
в дальнейшем широкое применение
в менеджменте теорию потребностей,
известную как «пирамида
«Конкретное
противопоставление научного
Теория
«Y» имеет следующие
При этом применительно к теории «Y» МакГрегор подчеркивал, что многим людям присуща готовность использовать свой опыт, знания и воображение в решении проблем организации. Однако современное индустриальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал обычного человека.
МакГрегор сделал вывод о том, что управление типа «Y» гораздо более эффективно, и высказал рекомендацию менеджерам, состоящую в том, что их задачей является создание условий, при которых рабочий, затрачивая усилия для достижения целей организации, одновременно наилучшим образом достигает своих личных целей.
«Несомненно, огромный вклад в развитие управленческой мысли внес немецкий юрист и социолог Макс Вебер (1864-1920гг.), разработавший теорию бюрократического построения организации и системы управления в частности»[6]. Если Тейлор пытался найти ответ на вопрос, как сделать так, чтобы рабочий работал как машина, то Вебер искал ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина. Ответ на данный вопрос Вебер видел в разработке правил и процедур поведения в любой ситуации и прав и обязанностей каждого работника. Личность отсутствовала в веберовской концепции организации. Процедуры и правила определяли все основные виды деятельности, карьеру работников и конкретные решения и деятельность руководства.
Вебер считал, что бюрократическая система должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость. Основными элементами построения организации, обеспечивающими эти качества, по Веберу, должны быть следующие:
Принципы
менеджмента – это общие
Основным
принципом менеджмента является
принцип оптимального сочетания
централизации и
«Под
децентрализацией понимается передача
права принятия решений низовому
оперативно-хозяйственному звену –
производственным отделениям, пользующимся
хозяйственной
Принцип
сочетания централизации и
Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня и прежде всего исполнителей конкретных решений – руководителей производственных отделений. Коллегиальность повышает объективность принимаемых решений, их обоснованность и способствует успешной реализации таких решений. Однако принятие коллегиальных решений происходит намного медленнее, чем индивидуальных.
Разновидностью коллегиальности является коллективность принятия решения. Коллективные решения, как правило, принимаются большинством голосов, например, на собрании акционеров. Роль руководителя здесь сводится к подготовке и обоснованию решений, предлагаемых к обсуждению и принятию на коллективной основе.
Другим
важным принципом менеджмента является
принцип сочетания прав, обязанностей
и ответственности. Менеджеры обычно
осуществляют свои связи на один уровень
вверх или вниз от своего уровня.
Каждый подчиненный должен выполнять
поставленные ему задачи и периодически
отчитываться за их выполнение. Каждая
должность в иерархии управления
наделяется конкретными предоставленными
её правами, и менеджер, занимающий
соответствующую должность, несет
полную ответственность за возложенные
на него задачи и выполняет определенные
функции. Ни один руководитель не может
передавать задание по выполнению решения,
минуя непосредственного
Одним
из важнейших принципов
Таким образом, менеджмент основан на административном управлении, именуемом нами внутрифирменным, и управлении производством, базирующемся на технологии производства.
Принципы управления фирмами определяются многими факторами, в частности, масштабами, профилем и технологией производства; характером и разнообразием выпускаемой продукции; степенью использования электронно-вычислительных методов обработки информации; объемом заграничной деятельности и её формами.
Практически
каждая фирма имеет свою организацию
управления, которая постоянно
Важнейшими
принципами управленческой деятельности
являются принципы централизации и
децентрализации, которые кладут в
основу организационных форм управления.
Централизованная форма управления
предусматривает осуществление
руководства хозяйственной