Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 10:58, курсовая работа
В организации складываются устойчивые формы поведения, от которых в очень значительной мере и зависит вся ее деятельность, удачи либо, напротив, неудачи. Существует много разных подходов к данной проблеме. Остановимся на том, который описан в работе американских исследователей Ньюстрома и Девиса. В его рамках существуют четыре модели организационного поведения: авторитарная, опеки, поддержки и коллегиальная.
Введение....................................................................3
Авторитарная модель...................................................4
Коллегиальная модель...............................................13
Коллегиальная модель………………………………………………………22
Модель опеки............................................................33
Заключение……………………………………………………………………….40
Библиографический список…………………………………………….41
Структура авторитарного типа требует определенной модели человеческих взаимоотношений. Уважение здесь существует, скорее, к должности, нежели к человеку. И это не так уж плохо. Очень часто демократические системы страдают абсолютным отсутствием уважения людей друг к другу – вплоть до хамского обращения менеджеров к рядовым сотрудникам (и наоборот!) в присутствии клиента. Субординация, являясь холодным заменителем уважения, требует соблюдения правил приличия в компании. Она является барьером для манипулирования и психологических игр людей друг с другом, что также оздоравливает среду.
В структуре армейского
типа отношения тоже холодные, но они
поддерживаются так называемой этикой
родов войск – гордостью людей
за принадлежность к конкретному
подразделению, к определенной компании.
В демократических организациях
это считается отсталым атрибутом
и может заменяться развитием
корпоративной культуры (не всегда
удачным). Но что бы они ни говорили,
этика родов войск – это
естественно возникающий
Армейская структура не содержит в себе противопоказаний бюрократической модели и полезна для бизнеса как простого, так и сложного. Руководитель может вдохнуть в нее ту душу, которую хочет. Здесь нет никаких ограничений, например, для теплого относиться к людям, развития рядовых сотрудников. Для этого не нужно никакого делегирования, никакой коллегиальности. В этой структуре присутствует гибкость – за счет широкой специализации возможны переключения людей с одной деятельности на другую и решения в небольшой мере нестандартных задач. Солдат в бою, штурмуя высоту, знает, что ему нужно делать. Чиновник же, в отличие от него, нуждается в постоянном пинке.
Свойства авторитарной системы четко определяют требования, которым должен соответствовать ее лидер. Поскольку квинтэссенцией здесь является не рассуждающее повиновение (можно сделать и рассуждающее – система будет от этого только эффективнее), возглавлять ее может лишь сильный, последовательный человек. Который умеет захватить, завоевать авторитет. Которому люди будут интуитивно подчиняться, чувствуя в нем силу, надежность, боеспособность. Но одной силы мало – человек должен быть способным нести огромный объем ответственности в одиночку (это обязательное условие), быть в состоянии довести дело до конца, обладать незаурядной психической устойчивостью. Как великий полководец, он является донором сил, идей, энергии для всей своей армии. Из–за этого в авторитарные лидеры категорически не годятся слабые люди – с молодежным, сангвиническим темпераментом, и, конечно, меланхолики, у которых личность практически разрушена. Добрые люди в качестве авторитарного лидера также не подходят, но по другой причине. Если человек искренне добр и духовно развит, этот стиль управления для него очень травматичен, порождает внутренний конфликт, и дело чаще всего заканчивается инфарктом. Не подходит для авторитарного лидерства «советский интеллигент» – самая уязвимая модель. Люди пусть талантливые, но слабые и рефлектирующие, «с ободранной кожей» болезненно воспринимают окружающий мир и позволяют остальным спекулировать на своих тонких чувствах. Представьте себе интеллигента на заводе и поймете, насколько некомпетентна эта модель.
Очень важно, чтобы
авторитарный лидер мог постоять
не только за себя, но еще и за массу
своих людей. Удивительно мелко
и позорно выглядят руководители,
не способные оградить свой коллектив
от внешних нападок. Если функция
защиты не выполняется, у людей не
возникает привязанности и
Существует несколько характерных ошибок, которые губят авторитарного лидера. Обратим внимание на несколько правил, которые в ее рамках нарушать нельзя. А также на мотивацию в авторитарных системах — вернее, на ее заменители.
Помимо личных аспектов
власти, для построения эффективной
авторитарной системы важен организационный
момент. Аккумулируя власть, руководитель
должен следовать нескольким принципам.
Во-первых, необходимо исключить появление
«обоймы» в виде заместителей, родственников,
консультантов и прочих приближенных.
Недопустимо советоваться прилюдно,
на глазах у сотрудников. Российские
коллективы тут же воспринимают потребность
совещаться как слабость. Сотрудники
уважают, ценят и прощают ошибки
только того лидера, который сам
тянет лямку – как и они.
При появлении советников в компании
власть разрушается месяца за два–три
и восстановлению не подлежит. Были
два случая, когда руководитель встречался
с консультантами строго вне компании,
но подрыв власти все равно произошел
– весть о беседах с
Линейному руководителю также важно избавиться от всякого рода игроков: толмачей, которые истолковывают его приказы; героев, которые спасают в тяжелой ситуации; сексуальных агентов, влияющих на события в организации через постель. К последнему типу манипулирования руководителями очень склонен женский пол, но не исключены и мужские варианты при наличии женщины–шефа. В Институте Сербского для таких игроков даже прижился термин – «либидники». Следует исключить также «морбидников» – тех, кто вечно жалуется на жизнь, постоянно требует защиты, жалости и понимания. Такие садятся на шею в два счета, а ссадить их потом очень сложно.
При делегировании власти в авторитаризме, как в любой другой организационной модели, важно понимать, что вместе с властью всегда передается ответственность. «Не доставишь мне жар–птицу в нашу царскую светлицу, прикажу тебя пытать, по кусочкам разрывать». Можно поступать по-царски: определять ответственность и не давать ресурсов; можно давать и ресурсы, и ответственность; но категорически нельзя отдавать ресурсы, а ответственность оставлять себе. Работник, срывая задание, будет чувствовать себя спокойно – за его ошибки все равно ответит шеф. Сплошь и рядом этим пользуются проектные группы, выбивающие себе бюджет, но ни за что не отвечающие.
Власть – основной рабочий инструмент авторитарного руководителя. Для управления он не может использовать смысл, поскольку смысл в авторитарных системах вниз не передается. Нельзя применять для управления мотивацию, как это делается в демократических системах. Власть должна быть сконцентрирована в одних руках. Сотрудникам могут простить очень многое – неисполнительность, хамство и другие отклонения. Не прощают только вмешательства во власть, попытки влиять на первое лицо и процесс принятия решений. В этих случаях авторитарный руководитель действует быстро и вне зависимости от достигнутых человеком результатов. Даже если тот гений, все равно уволят.
Смысловой компонент
власти заключается в принятии решений,
которое в авторитаризме всегда
лежит на первом лице. Со временем принятие
решений становится для руководителя
интуитивным – при
Цена развития авторитарной системы – износ и даже жизнь лидера. На восьмом–десятом году работы он может возненавидеть и захотеть бросить свою компанию, выпивающую соки, как вампир. Это желание может проявляться как явно, так и в скрытой форме, например в виде решений, подспудно толкающих компанию к уничтожению. Поэтому в авторитарной системе лидеру нужно, прежде всего, беречь себя. Люди, с узкой специализацией, необязанные принимать решения, не перегрузятся никогда. Они защищены от всех рисков и потрясений, и эту защищенность ценят больше, чем деньги. В России стабильность имеет ключевое значение для большинства: 60%, может быть, даже 70% трудоспособного населения хотят одного – стабильности, пусть даже нищей.
Авторитарная система
дает им это чувство стабильности,
которое заменяет мотивацию. Настоящая
мотивация – результат
Начиная с уровня среднего менеджмента, в авторитаризме появляется еще одна мотивационная группа – чувство причастности, принадлежности большому делу с вытекающими отсюда уважением и самоуважением. Образно говоря, «пустили в людскую». Еще выше располагается уровень лиц, принимающих решения. На нем обитают «смысловики», занимающиеся разработкой (чего угодно), и «силовики» – топ–менеджмент. Здесь уже существует зрелая мотивация, содержащая в себе, кроме всего прочего, власть и успех. Наконец, на самом верху находится лидер, мотивация которого, помимо власти и успеха,включает также свободу, творчество и счастье.
Получается удивительная вещь – в авторитарных системах мотивация носит сплошной, «ковровый» характер. Демократические системы этого не дают – открывая возможность зарабатывания, они не предоставляют ни защиты, ни гарантий. Впрочем, как и свободы. Сплошная же мотивация, отталкиваясь от людей слабых, дает чувство защищенности также и сильным: «Не бойся, пробуй – тебе есть куда падать. В случае провала тебя могут понизить в должности, уменьшить зарплату, но с тобой ничего не случится, ты останешься в системе на всю свою жизнь». В других моделях организационного поведения такого нет. Упустил свой шанс, заболел, соскочил с катушек – никто о тебе заботиться не будет. Современные системы избегают соцпакетов, создавая жесткие условия рыночного капитализма – «как потопали, так и полопали». Но не все, даже сильные люди, могут это выдержать. А если и могут, то недолго. Поэтому блага и гарантии, получаемые от авторитаризма, для многих перевешивают возможность большого заработка. Один из классиков писал, что бизнес – это такой же талант от Господа, как способности к музыке или живописи. Не нужно всех толкать к зарабатыванию денег – всегда найдутся люди, которым будет интересно не зарабатывать, а получать.
Авторитарная мотивация
рождает два важных явления. Во–первых,
это мотивационный драйв. Поживший
в авторитарной системе человек
до седых волос сохраняет желание
сделать карьеру. Постепенно поднимаясь
наверх в авторитаризме – верой
и правдой, потом и кровью, –
человек сохраняет желание
Складывается удивительная картина: авторитарная система опирается на равенство в нищете и никогда не платит много. Но она не знает недостатка в сотрудниках. И, самое главное, не платя много, авторитарная модель, в отличие от коммерческой, не давит людей смыслом. Рядовую сотрудницу здесь не заставляют бесплатно принимать участие в фокус–группе по выработке стратегических решений. А в коммерческих средах – обязывают, не добавляя ничего к ее зарплате. Участие сотрудников в выработке решений, действительно, может дать компании некоторые преимущества, но только это должно оплачиваться. Именно по этой причине – чтобы сотрудники не могли отвергнуть дополнительную нагрузку – в демократических системах обязанности часто не прописываются.
И, наконец, несколько
слов о морально–психологическом климате
в авторитаризме. Он «холодный», люди
общаются без эмоций. Изрядную дистанцию
принято поддерживать в буквальном
смысле – ни объятий, ни дружеских
поцелуев, ни сокращения имен. Люди могут
пожать руки, поклониться, назвать друг
друга по имени–отчеству, но не более
того. Такой климат очень здоровый,
в нем мало лжи, он не дает развиваться
информационным паразитам и манипулированию.
Сблизиться невозможно, поэтому нет
слухов и сплетен, не получается играть.
С другой стороны, этот климат не комфортен
для жителей нашей страны (за исключением
Севера). В большинстве своем они
требуют более теплой среды, где
эмоции могли бы как–то выражаться.
Но, по моим наблюдениям, когда россияне
все же привыкают к такому холодному
эмоциональному климату, то не соглашаются
менять его на другой.
Между авторитаризмом и современными формами управления компанией лежит коллегиальная модель – «авторитаризм с человеческим лицом». На первый взгляд, эта модель может показаться довольно привлекательным для менеджмента.
Коллегиальная модель
организационного поведения очень
хорошо описывается формулой: «Мы
тут посоветовались, и я решил».
Участвуют в выработке решения
многие, принимает его один. Для
продвинутого и развитого менеджмента
коллегиальная модель может оказаться
своего рода обучающей площадкой
между авторитаризмом и демократией,
на которой люди опять привыкают
принимать решения, где им дозированно
выдается свобода. Однако практически
всегда реализуется негативный сценарий,
поскольку для менеджмента
Информация о работе Основные модели организационного поведения