Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:05, лекция
Конечный результат функционирования организации во многом зависит от эффективной реализации ее стратегии.
Вопросы формулирования и реализации стратегии тесно взаимосвязаны и подвержены взаимному влиянию. На многих успешных фирмах не всегда детально планируется каждый аспект стратегии и затем выполняется согласно принятому графику. Скорее, здесь стратегии формулируются частично, затем реализуются, потом снова переформулируются и расширяются для получения большей выгоды от стратегических возможностей.
10.1. Основные этапы реализации стратегии
Конечный результат
Вопросы формулирования и реализации стратегии тесно взаимосвязаны и подвержены взаимному влиянию. На многих успешных фирмах не всегда детально планируется каждый аспект стратегии и затем выполняется согласно принятому графику. Скорее, здесь стратегии формулируются частично, затем реализуются, потом снова переформулируются и расширяются для получения большей выгоды от стратегических возможностей.
Организационно процесс реализации стратегии можно представить в виде модели, состоящей из пяти этапов (рис. 10.1).
Рис. 10.1. Процесс реализации стратегии
10.2. Сопоставление стратегии и среды организации
Первый этап реализации стратегии предполагает углубленный анализ состояния внутренней и внешней среды организации в разрезе выбранной стратегии. Необходимо определить, что можно использовать для реализации стратегии и какие изменения требуется произвести для приведения в соответствие элементов среды организации и выбранной стратегии.
На данном этапе решаются следующие основные задачи:
- рассмотрение
поставщиков, покупателей,
- оценка имеющихся
ресурсов организации и
- анализ организационного
блока организации, который
- выявление производственных
функций и деловых процессов,
которые можно использовать
- оценка научно-технического потенциала;
- выявление достоинств
и недостатков существующей
Анализ организационной среды позволит сформировать четкое представление перемен, которые будут необходимы для успешной реализации стратегии. Одни стратегии требуют лишь незначительных изменений в работе организации, другие — коренным образом меняют весь процесс хозяйственной деятельности и микроокружение организации. Например, реализация новой ценовой стратегии коснется лишь поставщиков, посредников и немногих отделов, что вызовет весьма незначительные перемены в повседневной работе организации. Вместе с тем новые подходы в разработке, производстве и маркетинге товаров потребуют от организации радикально изменить каждый этап деятельности.
10.3. Определение уровня перемен,
необходимых для реализации стратегии
Проведение необходимых
изменений способствует тому, что
в организации создаются
Стратегическую перемену
можно определить как процесс, который
может характеризоваться
Выделяют четыре достаточно устойчивых уровня стратегических изменений.
1. Переориентация организации
предполагает фундаментальные
2. Радикальное преобразование
организации проводится на
3. Умеренное преобразование
организации осуществляется в
том случае, когда она выходит
на рынок с новым продуктом
и стремится завоевать для
него покупателей. В этом
4. Обычные изменения связаны
с проведением преобразований
в маркетинговой сфере с целью
поддержания интереса к
10.4. Адаптация среды организации к стратегии
Третий этап реализации стратегии
предполагает приведение всех элементов
среды организации в
Стратегические изменения должны носить системный характер, то есть организация должна рассматриваться как открытая совокупность взаимосвязанных элементов. Вместе с тем можно выделить два среза организации, которые являются основными при проведении стратегических изменений: организационная структура и организационная культура.
Организационная структура
управления — это совокупность управленческих
звеньев, расположенных в строгой
соподчиненности и
У каждой организации организационная
структура имеет свои характерные
особенности и отражает мнение руководства
о наилучшей системе
Наилучшая структура та, которая
позволяет организации
При реализации стратегии необходимо решить следующие вопросы, касающиеся организационной структуры управления:
1. Если структура не
соответствует рассматриваемой
стратегии, то необходимо
2. Что требуется: объединение
или разъединение отдельных
3. Увеличение или снижение
уровня централизации
4. Требуется ли ужесточение
стиля управления или,
5. Целесообразно ли
построение многоуровневой
Выбор той или иной организационной структуры зависит от целого ряда факторов, наиболее значимыми из которых являются:
- размер и степень разнообразия деятельности, присущие организации;
- географическое размещение организации;
- технология;
- динамизм внешней среды;
- стратегия, реализуемая предприятием.
Организационная культура как объект стратегических изменений — это сформированная на протяжении всей истории организации совокупность приемов и правил адаптации организации к требованиям внешней среды и формирования внутренних отношений между сотрудниками.
Культура определяет нормы,
устанавливающие правила
Общепринятые на данном предприятии ценности, или доминирующие убеждения, определяют приоритеты развития, устанавливают, что имеет решающее значение для выживания и успеха предприятия, например, убеждение в превосходном качестве и сервисе, в важности экономического роста и т. д.
Выделяют пять факторов, определяющих формирование и применение организационной культуры:
- ценности и
убеждения высшего руководства;
- реакция руководства на критические ситуации;
- отношение к
работе и стиль поведения
- критериальная база поощрения сотрудников;
- критерии отбора, назначения, продвижения и увольнения персонала организации.
Каждый из факторов формирования организационной культуры требует использования определенных приемов, позволяющих добиваться успеха при сознательном изменении культуры предприятия.
На стадии выполнения стратегии
основные усилия направляются на то, чтобы
привести организационную культуру
в соответствие с выбранной стратегией.
Однако изменение организационной
культуры является весьма трудной задачей,
если вообще она выполнима. Такое
изменение может потребовать
многих лет. Продолжение стратегии
или ограниченные стратегические перемены,
как правило, должны реализовываться
без серьезных изменений орга
Радикальные стратегические перемены требуют долгосрочной эволюции организационной культуры. Однако часто бывает полезно удерживать вновь приобретенные фирмы с резко выраженными различиями культур от соприкосновения друг с другом, чтобы избежать серьезных столкновений, способных привести к возникновению серьезных проблем. Такие культурные столкновения привели к тому, что от 50 до 70 % всех слияний предприятий просто не состоялись.
Специалисты, изучающие вопросы
слияния крупных предприятий, полагают,
что слияние предприятий и
покупка одним предприятием другого,
которые завершились успехом, имеют
несколько общих моментов. Во-первых,
участниками таких сделок являлись
фирмы с похожим видом
Те сделки, которые потерпели
провал, часто имели общие ошибки:
слишком высокая цена сделки; уверенность
в устойчивости рынка; чрезмерная удаленность
предприятий друг от друга; сталкивание
различных корпоративных
10.5. Выбор подхода к реализации стратегии
На данном этапе перед менеджером стоит задача найти соответствующий подход к реализации стратегии.
Современный менеджмент выделяет пять основных подходов к реализации стратегии. Эти подходы начинаются от самого простого, когда сотрудникам просто дается указание о реализации сформулированной стратегии, до подхода, когда необходимо подготовить или нанять высококвалифицированных специалистов, которые были бы способны сами сформулировать и реализовать хорошую стратегию. В каждом из подходов менеджер играет разные роли и использует различные методы стратегического менеджмента. Рассмотрим каждый подход более подробно.
1. Командный подход. В рамках
этого подхода менеджер
Для обеспечения успешной реализации и использования такого подхода необходимо наличие следующих трех условий:
1. Менеджер должен иметь
в своем распоряжении
2. Необходимо иметь
точную и своевременную