Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:40, реферат
Централизованно планируемая экономика, её другое название административно-командная экономика, - такая экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества решаются, главным образом, через механизм директивного централизованного управления экономикой.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Особенности плановой системы………………………………………………3
2. Сущность кризиса плановой системы………………………………………..5
3. Этапы развития системы планирования……………………………………..7
Заключение……………………………………………………………………....9
Список используемой литературы……………………………………………..10
2
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент научно-технологической политики и образования
Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия
Дисциплина Планирование и прогнозирование АПК
РЕФЕРАТ
Основные этапы развития системы планирования в России.
Выполнила: студентка Эк-34
Кондрашова И.В.
Волгоград 2010 г.
План:
Введение…………………………………………………………
1. Особенности плановой системы………………………………………………3
2. Сущность кризиса плановой системы………………………………………..5
3. Этапы развития системы планирования……………………………………..7
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………..
Введение
Централизованно планируемая экономика, её другое название административно-командная экономика, - такая экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества решаются, главным образом, через механизм директивного централизованного управления экономикой. Централизованно планируемая экономика длительное время существовала в бывших социалистических странах Восточной Европы, СССР, Китае, Вьетнаме. В настоящее время эта система сохраняется на Кубе, в Корейской народно-демократической республике (КНДР). В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ столетия в большинстве из этих стран начались радикальные экономические реформы, направленные на преобразование централизованно планируемой экономики в рыночную экономику. Но в переходной экономике некоторых из этих стран административно-командный хозяйственный механизм занимает значительное место.
1. Особенности плановой системы.
Особенностью социально-экономической структуры централизованно планируемой экономики является господство государственной собственности на средства производства, государственного сектора в производстве и распределении продукта. Распространённая в этой экономике кооперативная собственность по существу была разновидностью государственной собственности. Частная собственность и частные предприятия существовали лишь в некоторых странах и не оказывали существенного влияния на развитие экономики.
Монополизм государства определял и специфику организационно-хозяйственного механизма этой экономической системы: директивное централизованное размещение ресурсов и распределение продуктов и доходов с одной стороны, и неразвитый рыночный механизм, с другой стороны. Государственные органы через систему обязательных плановых заданий предприятиям определяли объёмы и структуру производства, рост производительности труда. Это предполагало и централизованное обеспечение предприятий ресурсами, в том числе и фондом заработной платы. Цены также устанавливались государством, что вело к произволу в ценообразовании и формированию искажённых цен, не отражающих стоимость продукции и её полезность. Планирование производства осуществлялось от достигнутого уровня и фактически стимулировало затратный характер производства, когда главным был не рост эффективности производства, а увеличение его объёмов.
Централизованно планируемая экономика представляет собой преимущественно экстенсивный тип экономического развития, когда экономический рост достигается, главным образом, за счёт вовлечения дополнительных ресурсов в производство, а не за счёт более эффективного использования имеющихся ресурсов (в последнем случае имеет место интенсивный тип экономического развития). Это связано не только с жёстким затратным механизмом директивного планирования и ценообразования, но и с системой мотивации производителей. В этой экономической системе преобладает тенденция к уравнительному распределению доходов, которое не стимулирует рост производительности труда работников.
Господство государственной собственности и централизованное планирование вело к общему отчуждению производителей от принятия решений, от распоряжения продуктами своего труда, порождало их пассивность и иждивенчество. Поэтому в административно-командной экономике действовали и неэкономические методы принуждения к труду. Использование этих методов возможно лишь при отсутствии политической демократии. Не случайным поэтому для политической системы стран с централизованно планируемой экономикой характерна однопартийная система.
Исторически административно-командная экономика сформировалась в СССР, где не сложилась система политической демократии, имело место резкое социальное расслоение, были сильны противоречия в социально-политической и экономической сферах. Порождаемые этими противоречиями социальные катаклизмы приводили к установлению авторитарных режимов и централизованных механизмов решения этих противоречий. Централизованно планируемая экономика была одним из исторических путей создания индустриального общества и решения проблемы нищеты и социального неравенства. Исторические издержки этого пути были огромны. В конце ХХ века эта экономическая система в силу своего экстенсивного и принудительного характера оказалась неспособной приспособиться к новым условиям современной научно-технической революции, что привело к кризису этой системы. Этот кризис и распространение политической демократии в стране положили начало её трансформации в рыночную экономику. В настоящее время в России существует специфическая экономическая система, получившая название переходной экономики.
2. Сущность кризиса плановой системы.
Кризис плановой экономики - кризис ее как системы. Сущность его -неспособность плановой экономики обеспечивать эффективное функционирование общественного производства, общества в целом. Формами проявления данного кризиса стали: невосприимчивость плановой экономики к достижениям научно-технического прогресса, их отторжение условиями административно-командных связей, что вело к технической и технологической отсталости страны; снижающаяся эффективность производственных факторов, проявляющаяся в значительно большем расходовании на единицу продукции материальных и трудовых ресурсов, чем в рыночной экономике; соответственно способность ее к обеспечению преимущественно экстенсивного роста, провал попыток перевести экономику на путь интенсивного роста; низкий уровень народного потребления и растущее отставание в этой области от стран рыночной системы; подавление тоталитарным режимом в человеке творческих начал, инициативы, внутренней мотивации в труде, что особенно важно в современных условиях; растущая неконкурентоспособность стран плановой системы на мировом рынке и т.д.
Вышесказанное означает, что кризис плановой экономики возник не «вдруг». Он развертывался постепенно. Уже в 50-е годы в России предпринимаются серьезные попытки усиления стимулирования работников сельского хозяйства; в целях развертывания местной инициативы создаются Советы народного хозяйства в рамках отдельных областей или их групп. Реформы середины 60-х годов возвращают планирование и управление к отраслевому принципу, ставя целью расширить самостоятельность первичных производственных звеньев - предприятий. Попытки усовершенствовать плановую систему хозяйствования предпринимаются в 70 и 80-е годы. Это были попытки преодоления ее нарастающего кризиса. Реформы не принесли успеха: все предпринимаемые прогрессивные нововведения отторгались административно-командной системой, так как были несовместимы с основными принципами плановой экономики. Историческая практика показала, что выход из кризиса плановой системы не может быть связан с ее реформированием. Этот выход - отказ от плановой системы, ее замена системой другой.
Какая же система должна придти на смену плановой? Очевидно, такая, которая бы преодолела основные недостатки плановой экономики. Так, плановая экономика - это ресурсоограниченная система, ориентированная на производство ради производства, «погоню за валом» в ущерб удовлетворению конечных потребностей населения, росту его благосостояния. Следовательно, необходимо преобразовать экономику, подчинив ее развитие именно удовлетворению потребностей. Но это возможно лишь в случае, если реальным ограничением развития производства становятся сами потребности, т.е. при переходе к спросоограниченной (рыночной) системе.
Плановая экономика как директивно направляемая ограничивала возможности отдельных предприятий в развитии их инициативы, более полном и эффективном использовании ресурсов, поощрении работников и т.п. Следовательно, необходимо освободить производителей от тотальных команд, провести в этом смысле «разгосударствление» экономики, превратить каждое звено в самостоятельного субъекта хозяйствования, ведущего свою деятельность для удовлетворения спроса на основе риска, ответственного за ее результаты, управляемости ими было к тому же относительно невелико. Это дополнительно снижало эффективность плановой системы, так как не стимулировало снижение издержек производства, повышение качества продукции, производство новых продуктов, внедрение новейшей техники и т.п. Следовательно, необходимо так преобразовать экономику, чтобы сложилась реальная конкурентная среда, т.е. разукрупнить производство, существенно увеличить количество хозяйствующих субъектов, устранить ограничения монопольного порядка и т.д.
Как видно, при известных различиях указанных направлений все они так или иначе связаны с необходимостью перехода к рыночной экономике. Это объясняется и тем, что для стран плановой экономики характерен, в целом, индустриальный тип хозяйства, но этому типу, как показала практика, свойственны два вида связей: или прямые директивные, или косвенные рыночные. Коль скоро система прямых директивных связей оказалась менее эффективной, она должна быть заменена системой связей косвенных, рыночных.
3. Этапы развития системы планирования
В Советском Союзе плановая экономика утвердилась после свертывания НЭПа в годы первой пятилетки (1928–1932 годы), и через 20 лет, в 50−е годы, вступила в фазу очень быстрого развития, но затем (60–80−е годы) произошло старение основных фондов, падение фондоотдачи и темпов экономического роста.
Оказывается, однако, что из-за неспособности обеспечить своевременную замену устаревающего оборудования плановая система может более или менее успешно функционировать только два-три десятилетия после «большого толчка», а потом наступает неизбежное замедление темпов роста.
Неспособность плановой экономики направить нужные инвестиции в возмещение выбытия, видимо, является ключевым фактором среди многих причин застоя - замедления темпов роста в 70–80−е годы. Во всяком случае, этот «встроенный дефект» плановой системы достаточен для объяснения того замедления темпов роста, которое произошло в действительности. Все другие дефекты плановой системы либо не являются встроенными (то есть, видимо, не связаны с самой ее природой), либо не успели проявить себя в полной мере в период застоя и, следовательно, не стали главным тормозом роста.
Почему в 50-е годы темпы роста производительности в советской экономике были высоки, а потом стали падать. Ответ состоит в том, что плановая система из-за имманентно ей присущего и неотъемлемого дефекта - неспособности своевременно обновлять устаревающее оборудование - обречена была пережить жизненный цикл, связанный со сроками службы основного капитала. Если этот срок равен, скажем, 20 годам, то в первые два десятилетия после «большого толчка» - резкого расширения капвложений в основной капитал, будь то в новые мощности или в реконструкцию действующих, - происходит быстрый взлет производительности даже при росте фондоемкости (падении фондоотдачи).
По прошествии же двух десятилетий начинается выбытие основного капитала, но плановая система не обеспечивает в полной мере своевременного возмещения выбытия, так что рост постепенно замедляется и в конце концов, по мере того как растущий объем выбытия начинает догонять объем капиталовложений, может полностью сойти на нет.
Тот факт, что падение темпов роста в СССР фактически началось в 60-е годы, а не в 50-е, то есть через 30, а не через 20 лет после «большого толчка», легко объяснить влиянием Великой Отечественной войны, приведшей к разрушению значительной части основных фондов. Целое десятилетие (1940–1950 годы) основные фонды фактически не увеличивались (сначала сокращались из-за военных разрушений, затем восстанавливались до предвоенного уровня), так что эти десять лет как раз и надо добавить к естественному 20−летнему циклу.
Получается, что низкая эластичность замещения труда капиталом является сущностной характеристикой плановой системы, которая нацелена на расширение основных фондов (ввод в действие новых мощностей) в ущерб возмещению их выбытия (реконструкция старых мощностей). Такая инвестиционная стратегия дает наилучшие результаты в период, примерно равный срокам службы основных фондов, пока не начинается крупномасштабное выбытие оборудования, однако далее производительность новых вложений неизбежно снижается, и темпы роста падают.
Информация о работе Основные этапы развития системы планирования в России