Основные этапы развития психотерапии в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:39, контрольная работа

Описание работы

В начале ХХ в. В.М. Бехтерев предложил концепцию «человековедения» и исследованиями в области психологии способствовал формированию биопсихосоциальной модели понимания человека и его болезней. Эти работы совершили революцию в изучении и лечении нервно-психических заболеваний и оказались особенно востребованными во второй половине XX в., после смены организмоцентрической парадигмы на экологическую, как в зарубежной, так и в отечественной медицине. В рамках биопсихосоциальной концепции, важную роль играли психотерапия и медицинская психология, которые в России были признаны в ХХ в. в качестве самостоятельных специальностей.

Содержание

Введение……………………………………………………..стр.
Основные этапы развития психотерапии в России………..стр.
Заключение…………………………………………………..стр.
Список литературы………………………………………….стр.

Работа содержит 1 файл

К.Раб по психотеропии.docx

— 32.73 Кб (Скачать)

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


Факультет прикладной психологии ОСП

Кафедра психологического консультирования

 

 

 

Самостоятельная   работа

По  дисциплине основы психотерапии

На  тему:  «Основные этапы развития психотерапии в России»

 

 

 

                                                               Выполнила студентка 4г.о.

                                                             заочной формы обучения

                                              группы ЗП-08-1

                                                                        Гусевой Марии Александровны

                                             Проверил доцент

                                                                        Парфенов Юрий Александрович

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2011 г. 

Содержание

 

  1. Введение……………………………………………………..стр.
  2. Основные этапы развития психотерапии в России………..стр.
  3. Заключение…………………………………………………..стр.
  4. Список литературы………………………………………….стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В начале ХХ в. В.М. Бехтерев предложил концепцию «человековедения»  и исследованиями в области психологии способствовал формированию биопсихосоциальной модели понимания человека и  его  болезней. Эти работы совершили революцию  в изучении и лечении нервно-психических  заболеваний и оказались особенно востребованными во второй половине XX в., после смены организмоцентрической парадигмы на экологическую, как в зарубежной, так и  в  отечественной медицине. В рамках биопсихосоциальной концепции, важную роль играли психотерапия и медицинская психология, которые в России были признаны в ХХ в. в качестве самостоятельных специальностей.

В отечественной научной  литературе долгое время основной массив исследований был посвящен, истории психиатрии в них психотерапия рассматривалась, как вспомогательная отрасль. Психотерапия  в этих  изысканиях  упоминалась лишь фрагментарно. Только отдельные работы отражали предпосылки становления и развития психотерапии. В то же время развитие психотерапии и медицинской психологии в России происходило в рамках различных традиций. Изучение преемственности позволило проследить становление психотерапевтических школ в России в ХХ в. и осмыслить их опыт с целью его использования в настоящее время и прогнозирования дальнейшего развития российской психотерапии.

 

 

 

 

 

Основные этапы  развития психотерапии в России

Первые шаги психотерапии в России прослеживаются уже с  конца XVIII – начала XIX века и связаны  с именами Н.И.Новикова, А.Н.Радищева, А.И.Галича и других просветителей  – философов, психологов, педагогов, а также выдающихся врачей своего времени С.Г.Зыбелина, М.Я.Мудрова, И.Е.Дядьковского . Они заложили основы понимания в России психогенных заболеваний, психосоматических соотношений, роли личности в патологии и психологической терапии. Такое начало формирования отечественной психотерапии предполагало ее дальнейшее становление в виде личностно- и клинико-ориентированной области медицины интердисциплинарного характера, что вполне соответствовало бы современному положению психотерапии, формирующейся на границах медицины, психологии, педагогики, философии и других наук.

Диалектика развития российской психотерапии заключалась, однако, в том, что в русской  медицине второй половины XIX века набирают силу идеи нервизма. И.М.Сеченов и  далее И.П.Павлов показали, что в  основе психических явлений лежат  материальных физиологические процессы, происходящие в головном мозге, которые  могут быть изучены объективными методами. В борьбе за объективно-научное  исследование постепенно, уже после  смерти И.П.Павлова, в трудах его  последователей представления о  биопсихосоциальной сущности болезни  по сути были сведены в теории и  практике медицины до признания определяющей роли первого звена этой триады.

Послереволюционный  период оказался в целом крайне неблагоприятным  для психотерапии. Идеологизация  психотерапии, отрыв ее от ведущих  направлений этой науки в западных странах явились причиной задержки в развитии отечественной психотерапии при формальном признании ее важнейшей  роли в медицине и здравоохранении. А это было время становления основных психологических концепций личности и органически связанных с ними психотерапевтических направлений в западных странах. 

40–45-е годы –  период упрочения в нашей стране  директивной, главным образом  гипносуггестивной психотерапии, который  вполне соответствовал и общественному  сознанию страны, и теории медицины, построенной на учении И.П.Павлова.  Но здесь необходимы существенные  оговорки. И.П.Павлов был и остается  одним из выдающихся ученых XX века, его учение сегодня входит, в частности, и в фундамент  бихевиоральной психотерапии, и  в целом развивающейся бихевиоральной  медицины на Западе. Гипнотерапия  также сохраняет свое значение  в психотерапии в качестве  одного из важнейших ее направлений,  и это относится как к классическому  гипнозу, так и к современным  его вариантам (эриксоновскому  гипнозу и др.). Речь идет лишь  о том, что в условиях идеологизации  психотерапии в стране с определенным  социальным устройством произошел  почти полный отрыв отечественной  психотерапии от ряда ведущих  психотерапевтических направлений  в мире. 

Несколько особое место  в отношении исследований и практики в области психотерапии занимал  в 30–70-е годы Психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева в Ленинграде. Здесь развивался отечественный  вариант динамической психотерапии, который получил название "этиопатогенетической" психотерапии, позже "патогенетической" и основывался на понимании нарушений  личности и восстановлении ее функционирования с позиций психологии отношений, наиболее известной концепции личности в отечественной медицине и медицинской  психологии, берущей начало в трудах А.Ф.Лазурского и далее разработанной В.Н.Мясищевым. На основе патогенетической психотерапии в 80-е годы сформировалась личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия. [3]. 
   Последняя четверть нашего века имела определяющее значение для развития отечественной психотерапии и превращения ее в массовую общемедицинскую специальность. И это несмотря на то, что именно этот период был трудным, а в дальнейшем и просто трагичным для нашего народа, что свидетельствует о все большем осознании роли психотерапии для современной медицины и здравоохранения в обществе.

Можно было бы выделить три важные вехи на этом пути. Это, во-первых, Приказ Министерства здравоохранения СССР ‹791 от 2 сентября 1975 г. "О мерах по улучшению психотерапевтической помощи населению", содержащий положение об открытии в стране в качестве эксперимента нескольких сот психотерапевтических кабинетов в общесоматических поликлиниках крупных городов, приблизивших психотерапию к населению и сделавших ее более доступной и понятной для пациентов. В связи с этим впервые возник также вопрос о необходимости систематической подготовки психотерапевтов-профессионалов. Она проводилась на двух кафедрах психотерапии в институтах усовершенствования врачей, а также в профильных научно-исследовательских институтах. 
   Вторым приказом Министерства здравоохранения СССР ‹750 от 31 мая 1985 г. был сделан следующий шаг в развитии отечественной психотерапии: психотерапия была включена в качестве самостоятельной отрасли медицины в номенклатуру врачебных специальностей, а в номенклатуре врачебных должностей появилась должность "врач-психотерапевт". В связи с положением приказа об открытии психотерапевтических кабинетов в городских поликлиниках, обслуживающих не менее 30 тыс. взрослого населения, наметилась тенденция превращения психотерапии в массовую общемедицинскую специальность. 
   Третьим приказом Министерства здравоохранения России ‹294 от 30 октября 1995 г. были сформулированы основные требования к образовательному стандарту по специальности "психотерапия", типовым программам и планам непрерывной подготовки по данной специальности; нормативные требования к оснащению психотерапевтических подразделений (кабинетов и отделений); к должностным инструкциям бригады специалистов, оказывающих психотерапевтическую помощь (в число этих специалистов входят врач-психотерапевт, клинический психолог, специалист по социальной работе – социальный работник).

Таким образом, была сформулирована концепция развития психотерапевтической службы, в основу которой заложены следующие элементы: образовательные стандарты и  требования к обучению специалистов, оказывающих психотерапевтическую помощь; система образовательных  учреждений, проводящих подготовку специалистов, положения по их взаимодействию; нормативы  оснащения психотерапевтических подразделений (кабинетов и отделений); потребность  в психотерапевтической помощи для  населения.  

В результате работы по разработке нормативно-методических документов, конкретной организационной  деятельности региональных психотерапевтических служб территорий, активной деятельности врачей-психотерапевтов за последнее  время отмечается определенный рост показателей развития психотерапевтической службы.

Предусмотренный норматив открытия психотерапевтических кабинетов  из расчета 1 кабинет на 25 тыс. взрослого  населения и 1 кабинет на 200 коек в  многопрофильных больницах, а также  открытие психотерапевтических отделений  из расчета 1 отделение на 200 тыс. взрослого  населения в настоящее время  не достигнут, однако за последние несколько  лет значительно увеличилось  число психотерапевтических кабинетов  в лечебно-профилактических учреждениях; до 1800 (с 1200 в 1994 г.) увеличилось число  психотерапевтических кабинетов в  территориальных поликлиниках, многопрофильных  больницах, других специализированных учреждениях.  

Вместе с тем  в настоящее время в учреждениях, оказывающих психиатрическую и  психотерапевтическую помощь, работает 1500 психологов, что сравнимо по числу  с работающими психотерапевтами, и более 350 специалистов по социальной работе (тогда как в указанных  учреждениях специалистов по социальной работе требуется не менее 2500, социальных работников со средним образованием – не менее 9000, а медицинских психологов – не менее 5600). 
Об интеграции психотерапевтической помощи в различные области медицинской практики свидетельствует также значительное расширение спектра стационарных подразделений больниц, осознанно применяющих психотерапию и включающих ее в программы лечения широкого круга психических и психосоматических расстройств. 

Важным признаком  становления самостоятельной психотерапевтической службы в рамках системы служб  охраны психического здоровья является значительное увеличение числа и  наращивание организационно-методического  потенциала региональных психотерапевтических центров. Эти специализированные отделения  во многих случаях не только оказывают  сложные виды психотерапевтической помощи населению на территории обслуживания, но и формируют систему оказания психотерапевтической помощи, проводят координацию работы всех психотерапевтических подразделений на основе технологий и медико-экономических стандартов, что создает условия для дальнейшей интеграции психотерапевтической помощи в развивающиеся системы регионального  здравоохранения. 

Прогнозируя дальнейшее становление российской психотерапии, следует указать на ряд серьезных  проблем, которые должны быть осознаны и в дальнейшем разумно преодолены. Некоторые из этих проблем имеют  общий для всех стран характер, другие типичны для России. 

Первая из этих проблем  отражает общенаучное содержание понятий "дифференциация" и "интеграция" в современной науке. Применительно к психотерапии это, с одной стороны, тенденции к выделению ее в самостоятельную область медицины, прежде всего из психиатрии, с другой – интегративное движение, активное использование в ее становлении не только медицинских, но и других наук, а также интеграция в лечебную практику различных психотерапевтических направлений, подходов, методов, технических приемов. Дифференциация в психотерапии отличается не только большей интенсивностью, сравнительно с интегративным движением, но имеет и некоторые особенности, характерные именно для психотерапии. В то время как в клинике внутренних болезней, хирургии и других областях медицины дифференциация происходила и продолжается на базе уже сложившихся в теоретическом и практическом отношении медицинских дисциплин, в психотерапии она осуществляется в условиях лишь ведущейся разработки ее научных основ (методов, механизмов лечебного действия, эффективности и др.). Не успев оформиться в самостоятельную область медицины, психотерапия практически уже распалась на множество субспециальностей. Они образуются на основе теорий и концепций и связанных с ними ведущих методов психотерапии – динамическая, поведенческая, гуманистическая, когнитивная и др.; по областям медицины, в которых она применяется – психотерапия в психиатрии, кардиологии, онкологии, трансплантационной хирургии и др.; с учетом онтогенетического (возрастного) принципа – психотерапия детская, подростковая, гериатрическая и др.; в связи с областями социальной практики – психотерапия спортивная, военная и др. Самостоятельное значение приобретает работа психотерапевта в экстремальной психологии и медицине катастроф. 
   Не удивительно, что подобная дифференциация не способствует ясному представлению о содержании специальности "психотерапия" и понятия "врач-психотерапевт". В то время как в нашей стране они уже официально на государственном уровне вошли в перечни дисциплин и номенклатуру должностей, во многих странах такая специальность в качестве самостоятельной не существует. В связи с указанной проблемой большие трудности ожидаются при усовершенствовании образовательного стандарта психотерапевта, требований к его сертификату и т.п. 

Вторая проблема связана с интердисциплинарным характером психотерапии. Психотерапия как медицинская специальность не может не учитывать такие понятия, как "диагностика", "клиника", "нозология", "механизмы патологии", "лечение", "эффективность", "прогноз", далее "история болезни", "юридическая ответственность за больного" и т.п. В этом плане весьма сложной и до конца неопределенной является роль в психотерапии психолога, не имеющего медицинского образования, однако весьма мотивированного не столько на психодиагностику, сколько на психотерапию. Причем особую сложность этот вопрос приобретает в странах с развитой страховой медициной. Может ли психолог-психотерапевт заниматься психотерапевтической практикой (иными словами лечением) самостоятельно или в его компетенцию входит лишь использование методов психотерапии для целей психогигиены, психопрофилактики, реабилитации, а собственно лечебной деятельностью он занимается в условиях "бригадной работы", где является партнером (подобно специалисту по лечебной физкультуре, физиотерапевту и др.) лечащего врача, который при этом несет полную юридическую ответственность за больного. Опыт и литература показывают, что с такой позицией согласны далеко не все психологи как у нас, так и за рубежом.  

Информация о работе Основные этапы развития психотерапии в России