Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:39, контрольная работа
В начале ХХ в. В.М. Бехтерев предложил концепцию «человековедения» и исследованиями в области психологии способствовал формированию биопсихосоциальной модели понимания человека и его болезней. Эти работы совершили революцию в изучении и лечении нервно-психических заболеваний и оказались особенно востребованными во второй половине XX в., после смены организмоцентрической парадигмы на экологическую, как в зарубежной, так и в отечественной медицине. В рамках биопсихосоциальной концепции, важную роль играли психотерапия и медицинская психология, которые в России были признаны в ХХ в. в качестве самостоятельных специальностей.
Введение……………………………………………………..стр.
Основные этапы развития психотерапии в России………..стр.
Заключение…………………………………………………..стр.
Список литературы………………………………………….стр.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Факультет прикладной психологии ОСП
Кафедра психологического консультирования
Самостоятельная работа
По дисциплине основы психотерапии
На тему: «Основные этапы развития психотерапии в России»
Проверил доцент
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2011 г.
Содержание
Введение
В начале ХХ в. В.М. Бехтерев
предложил концепцию «
В отечественной научной литературе долгое время основной массив исследований был посвящен, истории психиатрии в них психотерапия рассматривалась, как вспомогательная отрасль. Психотерапия в этих изысканиях упоминалась лишь фрагментарно. Только отдельные работы отражали предпосылки становления и развития психотерапии. В то же время развитие психотерапии и медицинской психологии в России происходило в рамках различных традиций. Изучение преемственности позволило проследить становление психотерапевтических школ в России в ХХ в. и осмыслить их опыт с целью его использования в настоящее время и прогнозирования дальнейшего развития российской психотерапии.
Основные этапы развития психотерапии в России
Первые шаги психотерапии в России прослеживаются уже с конца XVIII – начала XIX века и связаны с именами Н.И.Новикова, А.Н.Радищева, А.И.Галича и других просветителей – философов, психологов, педагогов, а также выдающихся врачей своего времени С.Г.Зыбелина, М.Я.Мудрова, И.Е.Дядьковского . Они заложили основы понимания в России психогенных заболеваний, психосоматических соотношений, роли личности в патологии и психологической терапии. Такое начало формирования отечественной психотерапии предполагало ее дальнейшее становление в виде личностно- и клинико-ориентированной области медицины интердисциплинарного характера, что вполне соответствовало бы современному положению психотерапии, формирующейся на границах медицины, психологии, педагогики, философии и других наук.
Диалектика развития российской психотерапии заключалась, однако, в том, что в русской медицине второй половины XIX века набирают силу идеи нервизма. И.М.Сеченов и далее И.П.Павлов показали, что в основе психических явлений лежат материальных физиологические процессы, происходящие в головном мозге, которые могут быть изучены объективными методами. В борьбе за объективно-научное исследование постепенно, уже после смерти И.П.Павлова, в трудах его последователей представления о биопсихосоциальной сущности болезни по сути были сведены в теории и практике медицины до признания определяющей роли первого звена этой триады.
Послереволюционный период оказался в целом крайне неблагоприятным для психотерапии. Идеологизация психотерапии, отрыв ее от ведущих направлений этой науки в западных странах явились причиной задержки в развитии отечественной психотерапии при формальном признании ее важнейшей роли в медицине и здравоохранении. А это было время становления основных психологических концепций личности и органически связанных с ними психотерапевтических направлений в западных странах.
40–45-е годы –
период упрочения в нашей
Несколько особое место
в отношении исследований и практики
в области психотерапии занимал
в 30–70-е годы Психоневрологический
институт им. В.М.Бехтерева в Ленинграде.
Здесь развивался отечественный
вариант динамической психотерапии,
который получил название "этиопатогенетической"
психотерапии, позже "патогенетической"
и основывался на понимании нарушений
личности и восстановлении ее функционирования
с позиций психологии отношений,
наиболее известной концепции личности
в отечественной медицине и медицинской
психологии, берущей начало в трудах
А.Ф.Лазурского и далее разработанной
В.Н.Мясищевым. На основе патогенетической
психотерапии в 80-е годы сформировалась
личностно-ориентированная (реконструктивная)
психотерапия. [3].
Последняя четверть
нашего века имела определяющее значение
для развития отечественной психотерапии
и превращения ее в массовую общемедицинскую
специальность. И это несмотря на то, что
именно этот период был трудным, а в дальнейшем
и просто трагичным для нашего народа,
что свидетельствует о все большем осознании
роли психотерапии для современной медицины
и здравоохранения в обществе.
Можно было бы выделить
три важные вехи на этом пути. Это, во-первых,
Приказ Министерства здравоохранения
СССР ‹791 от 2 сентября 1975 г. "О мерах
по улучшению психотерапевтической помощи
населению", содержащий положение
об открытии в стране в качестве эксперимента
нескольких сот психотерапевтических
кабинетов в общесоматических поликлиниках
крупных городов, приблизивших психотерапию
к населению и сделавших ее более доступной
и понятной для пациентов. В связи с этим
впервые возник также вопрос о необходимости
систематической подготовки психотерапевтов-
Вторым
приказом Министерства здравоохранения
СССР ‹750 от 31 мая 1985 г. был сделан следующий
шаг в развитии отечественной психотерапии:
психотерапия была включена в качестве
самостоятельной отрасли медицины в номенклатуру
врачебных специальностей, а в номенклатуре
врачебных должностей появилась должность
"врач-психотерапевт". В связи с положением
приказа об открытии психотерапевтических
кабинетов в городских поликлиниках, обслуживающих
не менее 30 тыс. взрослого населения, наметилась
тенденция превращения психотерапии в
массовую общемедицинскую специальность.
Третьим
приказом Министерства здравоохранения
России ‹294 от 30 октября 1995 г. были сформулированы
основные требования к образовательному
стандарту по специальности "психотерапия",
типовым программам и планам непрерывной
подготовки по данной специальности; нормативные требования
к оснащению психотерапевтических подразделений
(кабинетов и отделений); к должностным
инструкциям бригады специалистов, оказывающих
психотерапевтическую помощь (в число
этих специалистов входят врач-психотерапевт,
клинический психолог, специалист по социальной
работе – социальный работник).
Таким образом, была
сформулирована концепция развития
психотерапевтической службы, в основу
которой заложены следующие элементы:
образовательные стандарты и
требования к обучению специалистов,
оказывающих
В результате работы по разработке нормативно-методических документов, конкретной организационной деятельности региональных психотерапевтических служб территорий, активной деятельности врачей-психотерапевтов за последнее время отмечается определенный рост показателей развития психотерапевтической службы.
Предусмотренный норматив открытия психотерапевтических кабинетов из расчета 1 кабинет на 25 тыс. взрослого населения и 1 кабинет на 200 коек в многопрофильных больницах, а также открытие психотерапевтических отделений из расчета 1 отделение на 200 тыс. взрослого населения в настоящее время не достигнут, однако за последние несколько лет значительно увеличилось число психотерапевтических кабинетов в лечебно-профилактических учреждениях; до 1800 (с 1200 в 1994 г.) увеличилось число психотерапевтических кабинетов в территориальных поликлиниках, многопрофильных больницах, других специализированных учреждениях.
Вместе с тем
в настоящее время в
Об интеграции психотерапевтической помощи
в различные области медицинской практики
свидетельствует также значительное расширение
спектра стационарных подразделений больниц,
осознанно применяющих психотерапию и
включающих ее в программы лечения широкого
круга психических и психосоматических
расстройств.
Важным признаком
становления самостоятельной
Прогнозируя дальнейшее становление российской психотерапии, следует указать на ряд серьезных проблем, которые должны быть осознаны и в дальнейшем разумно преодолены. Некоторые из этих проблем имеют общий для всех стран характер, другие типичны для России.
Первая из этих проблем
отражает общенаучное содержание
понятий "дифференциация" и "интеграция"
в современной науке. Применительно к
психотерапии это, с одной стороны, тенденции
к выделению ее в самостоятельную область
медицины, прежде всего из психиатрии,
с другой – интегративное движение, активное
использование в ее становлении не только
медицинских, но и других наук, а также
интеграция в лечебную практику различных
психотерапевтических направлений, подходов,
методов, технических приемов. Дифференциация
в психотерапии отличается не только большей
интенсивностью, сравнительно с интегративным
движением, но имеет и некоторые особенности,
характерные именно для психотерапии.
В то время как в клинике внутренних болезней,
хирургии и других областях медицины дифференциация
происходила и продолжается на базе уже
сложившихся в теоретическом и практическом
отношении медицинских дисциплин, в психотерапии
она осуществляется в условиях лишь ведущейся
разработки ее научных основ (методов,
механизмов лечебного действия, эффективности
и др.). Не успев оформиться в самостоятельную
область медицины, психотерапия практически
уже распалась на множество субспециальностей.
Они образуются на основе теорий и концепций
и связанных с ними ведущих методов психотерапии
– динамическая, поведенческая, гуманистическая,
когнитивная и др.; по областям медицины,
в которых она применяется – психотерапия
в психиатрии, кардиологии, онкологии,
трансплантационной хирургии и др.; с учетом
онтогенетического (возрастного) принципа
– психотерапия детская, подростковая,
гериатрическая и др.; в связи с областями
социальной практики – психотерапия спортивная,
военная и др. Самостоятельное значение
приобретает работа психотерапевта в
экстремальной психологии и медицине
катастроф.
Не удивительно, что
подобная дифференциация не способствует
ясному представлению о содержании специальности
"психотерапия" и понятия "врач-психотерапевт".
В то время как в нашей стране они уже официально
на государственном уровне вошли в перечни
дисциплин и номенклатуру должностей,
во многих странах такая специальность
в качестве самостоятельной не существует.
В связи с указанной проблемой большие
трудности ожидаются при усовершенствовании
образовательного стандарта психотерапевта,
требований к его сертификату и т.п.
Вторая проблема связана с интердисциплинарным характером психотерапии. Психотерапия как медицинская специальность не может не учитывать такие понятия, как "диагностика", "клиника", "нозология", "механизмы патологии", "лечение", "эффективность", "прогноз", далее "история болезни", "юридическая ответственность за больного" и т.п. В этом плане весьма сложной и до конца неопределенной является роль в психотерапии психолога, не имеющего медицинского образования, однако весьма мотивированного не столько на психодиагностику, сколько на психотерапию. Причем особую сложность этот вопрос приобретает в странах с развитой страховой медициной. Может ли психолог-психотерапевт заниматься психотерапевтической практикой (иными словами лечением) самостоятельно или в его компетенцию входит лишь использование методов психотерапии для целей психогигиены, психопрофилактики, реабилитации, а собственно лечебной деятельностью он занимается в условиях "бригадной работы", где является партнером (подобно специалисту по лечебной физкультуре, физиотерапевту и др.) лечащего врача, который при этом несет полную юридическую ответственность за больного. Опыт и литература показывают, что с такой позицией согласны далеко не все психологи как у нас, так и за рубежом.
Информация о работе Основные этапы развития психотерапии в России