Основные этапы становления и развития аудита в России.

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:48, реферат

Описание работы

В России аудиторская деятельность – явление достаточно новое, обусловленное переходом к рыночной экономике. В начале 90-х годов, когда по мере акционирования предприятий сократилась сфера государственного контроля и ведомственные ревизионные службы прекратили свое существование, начался процесс массового создания аудиторских фирм.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Причины возникновения аудита. …………………………………………….5
2. Этапы становления и развития аудита в России. ……………………...……6
3. Состояние законодательства об аудите. …………………………………..…9
4. Понятие и предмет аудиторской деятельности. …………………………...11
5. Государственное регулирование аудиторской деятельности. ……………13
Заключение……………………….……………………………………………...16
Список литературы……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

мой реферат.docx

— 38.84 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ 

НОУ ВПО БАЙКАЛЬСКИЙ  ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 
 
 

НА  ТЕМУ: Основные этапы  становления и  развития аудита в  России. 
 
 
 

                                                                         Выполнила студентка гр. МО-41

                Трацевская  Надежда Ивановна 

                Проверила: Бакланова Марина Донаровна

                _____________________________

                                        (подпись)

                «_____»_______________ 20___ г. 
                 
                 

    г.Улан-Удэ – 2011г.

    СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………………………………………………….…..3

  1. Причины возникновения аудита. …………………………………………….5
  2. Этапы становления и развития аудита в России. ……………………...……6
  3. Состояние законодательства об аудите. …………………………………..…9
  4. Понятие и предмет аудиторской деятельности. …………………………...11
  5. Государственное регулирование аудиторской деятельности. ……………13

Заключение……………………….……………………………………………...16

Список  литературы……………………………………………………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДНИЕ

     В России аудиторская деятельность –  явление достаточно новое, обусловленное  переходом к рыночной экономике. В начале 90-х годов, когда по мере акционирования предприятий сократилась  сфера государственного контроля и  ведомственные ревизионные службы прекратили свое существование, начался  процесс массового создания аудиторских  фирм.

     Аудит имеет достаточно давнюю историю. Первые независимые аудиторы появились  еще в 19 веке в акционерных компаниях  Англии, затем в Америке, Германии, Франции. В России самая первая аудиторская  фирма была создана в 1987году и  называлась АО «Инаудит». Создание фирмы  было связано с образованием совместных предприятий в различных отраслях народного хозяйства.

     Аудит – это вид деятельности, заключающийся  в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым  лицом, которое, исходя из установленных  критериев, выносит заключение о  качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение  мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в  определении достоверности и  правильности финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за  соблюдением клиентом законов и  норм хозяйственного права и налогового законодательства.

     Потребность в услугах аудитора возникла в  связи с обособлением интересов  тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства  как потребителя информации о  результатах деятельности предприятий.

     Наличие достоверной информации позволяет  повысить эффективность функционирования  рынка капитала и дает возможность  оценивать и прогнозировать последствия  принятия экономических решений.

     Проведение  аудиторской проверки даже в тех  случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

     В условиях рынка предприятия, кредитные  учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения  по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Достоверность этих отношений должна подкрепляться  возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками  сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

     Собственники  и прежде всего коллективные собственники – акционеры, пайщики, а также  кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно  отражены в отчетности, так как  они обычно не имеют доступа к  учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в  услугах аудиторов.

     Независимое подтверждение информации о результатах  деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству  для принятия решений в области  экономики и налогообложения.

     Аудиторские проверки необходимы и государственным  органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности  интересующей их финансовой отчетности. 
 
 
 
 
 

  1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АУДИТА.

    В 1988 году в нашей стране наметились новые тенденции перехода от командной  системы экономики к рыночной. В этих условиях в стране стали  создаваться кооперативы, частные  фирмы, совместные предприятия, они  не являлись собственностью государства. При переходе на рыночные методы хозяйствования изменились формы контроля государства  за предпринимательской деятельностью. Сейчас каждое предприятие становится самостоятельным хозяйствующим  субъектом, осуществляет свою деятельность без какого-либо руководства со стороны  вышестоящих министерств и ведомств, без регулирующего воздействия  государственного плана. Предприятие  самостоятельно распоряжается выпускаемой  продукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжения после  уплаты налогов и других обязательных платежей. Законы и иные правовые акты устанавливают порядок создания фондов и резервов, отнесение амортизационных  отчислений, коммерческих и командировочных  расходов на результаты хозяйственной  деятельности предприятия, и те, руководствуясь этими правилами, самостоятельно рассчитывают и уплачивают налоги и обязательные платежи.

    Любое предприятие обязано вести бухгалтерскую  и статистическую отчётность, публиковать  данные о своей деятельности в  порядке, установленном в законодательстве. Обязанность предприятия вести  учёт своего имущества и совершённых  хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчётность, данными которых могут пользоваться все заинтересованные предприниматели  и предприятия, вызвало необходимость  независимого вневедомственного финансового  контроля-аудита. Налоговые органы, на которые законом возложена  проверка деятельности предприятий, осуществляет её по мере необходимости лишь в  пределах своей компетентности. Поэтому  возникла необходимость создания специального управления или службы, которая взяла  бы на себя эти обязанности.

  1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АУДИТА В РОССИИ.

    Если  проследить историю развития аудита в нашей стране, то можно выделить несколько основных этапов. Первый этап был ознаменован появлением в 1987 году фирмы «Инаудит».Эта фирма  была образована согласно специальному постановлению Совета Министров  СССР. Значение ее создания для дальнейшего  развития аудита в нашей стране трудно переоценить.

    Акционерное общество являлось юридическим лицом, цель его деятельности состояла в  оказании аудиторских и консультационных услуг действующим в СССР и  за границей совместным предприятиям. Совет Министров СССР предоставил  фирме «Инаудит» широкие права, среди них права на:

    - ревизии и проверки финансово-хозяйственной  деятельности совместных предприятий  и организаций;

    - проверки бухгалтерских книг, отчётов,  планов, смет и других документов, наличия денежных сумм и ценных  бумаг, наличия и правильности  расходования материальных ценностей;

    - получение от учреждений Госбанка СССР и других кредитных учреждений необходимых сведений, справок, копий документов, связанных с операциями соответствующих организаций и предприятий, о состоянии счетов и оборотов по ним;

    - получение от предприятий и  организаций отчётной документации  и иной документации в согласованных  объёмах;

    - публикацию в СССР и за границей  своего устава, баланса, счёта  прибылей и убытков, а также  рекламных материалов о деятельности  фирмы «Инаудит»; и прочее.

    Председателем Совета директоров АО «Инаудит» был  избран С. М. Борисов, его заместителем - В. В. Геращенко. И хотя фирма имела  более высокую организационно-правовую форму по сравнению с хозрасчётными  ревизионными группами, всё же она была создана на базе государственного контрольного органа, а её учредителями были союзные министерства.

    Сохранить «Инаудит» как единую структуру  не удалось, она распалась на несколько  самостоятельных аудиторских фирм. Одной из причин оказалось то, что  в фирме работало большое количество профессиональных специалистов и настоящих  лидеров, у которых появилась  возможность создать и возглавить собственные фирмы. Хотя для коллектива АО «Инаудит» распад фирмы и был  потрясением, но в целом для развития аудита в стране это событие не стало роковым.

    Второй  этап становления аудита в нашей  стране пришёлся на 1989-1991 гг., когда  была предпринята попытка принять  законодательный акт об аудиторской  деятельности в СССР. В это период в стране появилось множество  коммерческих организаций, в том  числе и аудиторских фирм. Последние  регистрировались как товарищества с ограниченной ответственностью, поскольку  это позволяло целый ряд преимуществ. Среди отечественных аудиторских  фирм, возникших в те годы надо отметить «Контакт» и «Рафаудит», которые  по организации работ, сбору информации стали эталоном для других аудиторских  фирм. Заслуга этих фирм в становлении  аудита и его популяризации в  России чрезвычайно велика.

    В учредительных документах указанных  фирм предусматривались: проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности с  целью подтверждения достоверности  и реальности их финансовой отчётности; предоставление консультаций по различным  вопросам финансовой, правовой, хозяйственной  и коммерческой деятельности, включая  бухгалтерский учёт, налогообложение, управление финансовой деятельностью  и т. п. Таким образом уже в  учредительных документах первых аудиторских  фирм были заложены определения аудита и его целей, что в дальнейшем нашло отражение во Временных  правилах аудиторской деятельности в РФ.

    Далее в январе 1990 г. на рынке СССР появилось  СП «Эрнест энд Янг Внешаудит», оно проводило аудиторские проверки на совместных предприятиях по их просьбе, причём вне зависимости от их расположения или принадлежности. Это была крупнейшая межконтинентальная аудиторская фирма, входящая в так называемую «большую шестёрку».

    Одновременно  с появлением крупных фирм начинают формироваться общественные ассоциации бухгалтеров и аудиторов. Они  проводят широкомасштабные конференции  по всей стране, «круглые столы» по проблемам  учёта, налогообложения и аудита. Впервые начинают подниматься вопросы  о нормативной и законодательной  базе, о регулировании бухгалтерского учёта и аудита, о реорганизации  всей системы финансового контроля в целом. Вскоре правительство тоже начинает осознавать необходимость  решения этих вопросов, и обсуждение дальнейшего развития системы бухгалтерского учёта и аудита выходит на более  высокий (правительственный) уровень. Начинают разрабатываться проекты, но конечного утверждения они  не получают. Проекты дорабатываются, согласовываются с целым рядом  различных министерств и ведомств - начинается третий этап становления  аудита в России.

    5 декабря 1991 года появляется проект  Закона «Об аудиторской деятельности».  В течение двух лет проект  этого Закона совместно обсуждается,  дорабатывается и согласовывается.  Над ним работают 11 ведомств, в  их числе Госналогслужба, Генеральная  прокуратура, Центральный банк, МВД,  Госкомитет по антимонопольной  политике, Минфин и др. 22 декабря  1993 года Президент Российской  Федерации подписывает Указ, которым  утвердил «Временные правила  аудиторской деятельности в Российской  Федерации», вступившие в силу  с момента опубликования Указа  с 29 декабря 1993 года. В этих  правилах даётся определение  понятия аудиторской деятельности, указывается сфера аудита, его  цели, помимо инициативной проверки  вводится понятие проверки обязательной, Временные правила регламентируют  процедуры лицензирования и аттестации на получение права заниматься аудиторской деятельностью, порядок аннулирования лицензий, устанавливаются серьёзные санкции для аудиторов и аудиторских фирм, допускающих ошибки, просчёты и небрежности в работе. Важным во Временных правилах является раздел о подготовке аудиторского заключения, которое по правилам должно состоять из трёх частей: вводной аналитической и итоговой.

Информация о работе Основные этапы становления и развития аудита в России.