Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:30, реферат
Широкое внедрение в Беларуси комплексных систем экологического менеджмента потребовало времени. Однако их эффективное применение является существенным фактором для успеха любой долгосрочной стратегии, направленной на достижение масштабных перемен, необходимых для перехода к устойчивому развитию – экономическому развитию, не разрушающему природные ресурсы, в которых будут нуждаться будущие поколения жителей Земли.
Введение ………………………...…………………………………………….
4
1 Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятия......……………………………………………………………….
6
1.1 Инновации: понятия и виды……………………………………………...
6
1.2 Элементы инновационной деятельности предприятия………...………
8
1.3 Методика оценки инновационной активности предприятия ОАО «Славянка»……………………………….
12
2 Анализ инновационной деятельности ОАО «Славянка»………………..
20
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Славянка»………………………………...…………………………………..
20
2.2 Оценка инновационной активности предприятия……………….…….
27
3 Резервы повышения эффективности инновационной деятельности………………………….……………………………………….
34
3.1 Активизация инновационной деятельности за счет повышения инвестиционной привлекательности………………...……...……………….
34
3.2 Управление рисками предприятия как неотъемлемой частью инновационной деятельности….….…………………………………………
38
Заключение……………………………………………………………………
44
Список использованных источников………………………………………..
46
– концепция “всеобщего управления качеством”, хотя первоначально и была направлена на снижение частоты и полное постепенное устранение дефектов (несоответствий техническим и технологическим нормативам и регламентам) в производстве, а также на повышение эффективности деловых операций, стала во все большей степени применяться и для управления решением экологических проблем.
Исторически сложилось три подхода предприятий к управлению природоохранной деятельностью:
1 Никаких действий. Эти предприятия не обращают внимания на экологические возможности и угрозы до тех пор, пока не становится слишком поздно.
2 Реактивный подход. Руководство ожидает, пока кто-то вне предприятия определит подходы и правила решения тех или иных вопросов, прежде чем предприятие предпримет реальные шаги по их решению на своем уровне. Такие предприятия могут получить какой-то выигрыш на непродолжительное время, но они никогда не смогут уверенно решать проблемы и оказываются слабо подготовленными, когда такие проблемы возникают в действительности.
3 Упреждающий подход. Такие предприятия постоянно отслеживают экологические вопросы и опасения в своей повседневной деятельности и формулируют подходы к решению возникающих проблем до того, как они приобретут действительно критический характер. Такая политика отнюдь не означает, что данной категории компаний удается избегать трудностей, но они оказываются гораздо лучше подготовленными к кризисным ситуациям.
Модель Деминга ориентирует именно на третий – упреждающий, превентивный подход. Она исходит из того, что дешевле предупредить возникновение проблемы, чем бороться с ее отрицательными следствиями.
Основные элементы СЭМ
Анализ результативности природоохранной
деятельности и экологический аудит,
хотя и являются весьма ценными инструментами
управления, обладают, по крайней мере,
одним существенным недостатком: они
могут дать характеристику экологической
ситуации на предприятии лишь на момент
проведения анализа или аудита. Меры,
принимаемые на основе такого анализа
или аудита, отнюдь не гарантируют
того, что через некоторое время
не возникнут те же самые или новые
экологические проблемы в деятельности
организации. Нужна система управления,
способная обеспечить эффективное
достижение предприятием определенных
им самим экологических целей
и задач. Кроме того, поскольку
взаимоотношения между
Таким образом, СЭМ направлена на взаимную увязку указанных сложных процессов путем формирования системы управленческих действий, процедур, документации и регистров данных.
Системы экологического менеджмента
будут различными для различных
типов организаций в
1 Экологическая политика, которая обычно оформляется в виде Декларации (заявления) об экологической политике и выражает безусловное намерение высшего руководства организации реализовать современный подход к экологическому менеджменту. В большинстве случаев этот документ понимается как публичное заявление о намерениях и принципах, определяющих действия данного предприятия в области охраны окружающей среды. В Декларации должны быть определены наиболее общие цели природоохранной деятельности, которые были установлены для себя предприятием. Они наиболее содержательны, если выражены в количественных показателях. Например, химическая компания публикует политическое заявление, включающее следующую формулировку: “сократить в течение ближайших пяти лет выбросы и сбросы загрязняющих веществ на 95%”. Муниципалитет может принять политику, сформулированную следующим образом: “обеспечить в течение последующих трех лет 60% населения, проживающего на данной территории, канализацией и биологической очисткой накапливаемых шламов.
2 План или программа действий по охране окружающей среды, содержащие описание мер, которые предприятие собирается предпринять в предстоящем году (последующие годы). План или программа действий по охране окружающей среды фактически “переводит” экологическую политику предприятия на язык целей и задач и определяет действия, необходимые для их достижения, устанавливает ответственность конкретных работников предприятия и предусматривает выделение необходимых для реализации программы (плана) людских и финансовых ресурсов. Если говорить о примере с химической компанией, то в плане действий должны быть:
а) определены шаги, которые необходимо предпринять в каждом подразделении предприятия для сокращения выбросов, сбросов и отходов;
б) обозначены работники и средства, требуемые для того, чтобы обеспечить решение каждой задачи;
в) расписаны действия по координации и мониторингу мероприятий, направленных на достижение каждой цели в отдельности и общей политической цели.
При разработке программы используется
также обобщенное представление
обо всех экологических аспектах,
связанных с деятельностью
3 Организационная структура, которая фиксирует распределение функций, делегирование полномочий и ответственность за те или иные действия. Если речь идет о предприятиях, имеющих несколько площадок или сфер деловой активности, то, как правило, рассматривается организационная структура как всего предприятия в целом, так и его отдельных подразделений. Обычно руководитель, ответственный за вопросы охраны окружающей среды, имеет прямое подчинение высшему исполнительному руководителю предприятия. Работники, наделенные функциями, связанными с решением стратегических, а также текущих экологических задач в подразделениях, должны иметь в своем распоряжении адекватные кадровые и финансовые ресурсы.
4 Интеграция вопросов экологического менеджмента во все аспекты повседневной деятельности предприятия предусматривает процедуры “встраивания” природоохранных мероприятий в другие составляющие деятельности предприятия, такие как охрана труда, снабжение, НИОКР, разработка новых продуктов, слияние и поглощение, маркетинг, финансы и т.д. Здесь должны разрабатываться специальные экологические процедуры, обычно детально расписываемые в специальных руководствах и инструкциях, фиксирующих порядок выполнения мероприятий и действий, необходимых для реализации плана (программы) действий по охране окружающей среды. Экологические процедуры могут разрабатываться применительно к следующим функциям:
– обеспечение информированности о соответствующих экологических проблемах, экологической политике, экологических целях и задачах, а также о роли каждого работника в рамках системы экологического менеджмента;
– внутренне информационное взаимодействие, информационное взаимодействие с внешними заинтересованными сторонами;
– документальное и описание СЭМ и контроль правильности составления и поддержания этой документации;
– контроль деятельности: процедуры контроля и критерии оценки операций и видов деятельности, равно как и товаров и услуг, а также поставщиков и подрядчиков данной организации;
– оценка рисков и планы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с целью выявления потенциальных аварий и исключения возможности их перерастания в катастрофы.
– процедуры мониторинга, измерения и регистрации данных, что необходимо для документального оформления и мониторинга результатов, а также конкретных действий и программ, общего повышения результативности природоохранной деятельности.
5 Корректирующие и превентивные действия, направленные на устранение фактических или возможных случаев отклонения от установленных целей, задач, критериев и нормативов.
6 Аудиты СЭМ для проверки адекватности и эффективности внедрения и функционирования СЭМ.
Анализ СЭМ высшим руководством, представляющий собой формальную оценку высшим руководством предприятия состояния и адекватности СЭМ в свете меняющихся обстоятельств.
7 Внутреннее распространение информации и обучение, для того чтобы все работники понимали, почему и как они должны выполнять свои функции, связанные с охраной окружающей среды, в контексте их повседневных служебных обязанностей.
8 Внешнее информационное взаимодействие и взаимоотношения с населением прилегающей к предприятию территории, с тем чтобы информировать внешние заинтересованные стороны об экологических целях и результативности природоохранной деятельности предприятия, а также о конкретных экологических проблемах, трудностях и других моментах в деятельности предприятия, которые так или иначе, могут их затронуть.
ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Основные этапы разработки СЭМ
Немногие предприятия при построении системы экологического менеджмента начинают с нуля. Большинство предприятий уже имеют некоторые процедуры или элементы системы, которые вполне могут быть использованы для интеграции экологического менеджмента. На многих предприятиях имеется работник (работники) или целая служба (службы), отвечающие за охрану труда и технику безопасности, а также вопросы охраны окружающей среды. Возглавить проект по разработке СЭМ может высшее руководство предприятия или исполнительный директор основной производственной единицы. Нередко ведущие международные корпорации или национальные предприятия стремятся помочь своим поставщикам развить их потенциал для улучшения охраны окружающей среды, охраны труда и техники безопасности, стандартов на выпускаемую продукцию.
Модель Деминга
для управления качеством, использованная
в международной серии
Планируй: фаза планирования – определяются общие цели и задачи предприятия, а также разрабатываются методы их достижения.
Действуй: фаза действий – реализуется принятый план и согласованные меры по достижению целей предприятия.
Проверяй: фаза оценки – меры, предпринятые в соответствии с планом, проверяются с точки зрения их технической и экономической эффективности, полученные результаты сравниваются с запланированными.
Совершенствуй: фаза корректирующих действий – выявляются и устраняются любые возможные ошибки или недостатки, после чего план может быть пересмотрен и адаптирован к изменившимся условиям, а процедуры усилены или переработаны, если это необходимо.
Планирование:
Для того чтобы
реализовать принятую стратегию, предприятия
должны определить, разработать и
внедрить необходимые структуры
и процедуры, а также выделить
необходимые ресурсы. Определение
стратегических целей, планов действий
и процедур последовательно вытекает
одно из другого. План действий по охране
окружающей среды должен предусматривать
ряд основополагающих моментов, включая
цели и задачи, приоритеты, распределение
ответственности, подотчетность, график
реализации и основные результаты,
порядок информационного
Действия:
Распределение обязанностей и процедуры в идеале должны устанавливаться людьми, которым поручено их выполнение, а затем одобряться высшим руководством. Каждая процедура должна быть действенной и эффективной в максимально возможной степени. В плане действий должна быть также представлена программа обучения и внутреннего информационного взаимодействия.
Такой важный инструмент, как подготовка и распространение отчета о результативности природоохранной деятельности, вплоть до настоящего времени не является обязательным требованием стандарта ISO 14001 (в отличие от европейской схемы ЭМАС) и предприятие само может решать, использовать его или нет.
Проверка:
Предприятие должно иметь возможность получить ответ на вопрос: “как идут наши дела?” Необходимые для этого средства мониторинга и контроля обычно включают требования регистрации данных о выбросах, сбросах, отходах и природоохранной деятельности. Сюда же относятся корректирующие и превентивные меры, процедуры и программы экологического аудита. Цель данной фазы состоит в оценке фактической результативности природоохранной деятельности предприятия по отношению к установленной экологической политике, экологическим целям и задачам и плану действий
Совершенствование:
Периодически проводимая оценка высшим руководством поможет обеспечить адаптивность СЭМ в условиях постоянно меняющихся обстоятельств, включая появление новых научных знаний о воздействии химических веществ на состояние окружающей среды, изменение национальных и международных рынков продуктов и услуг, курсов валют, норм государственного регулирования, требований потребителей или клиентов.
С функциональной
точки зрения СЭМ затрагивает
практически все функции
Информация о работе Основные элементы системы экологического менеджмента