Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 16:59, реферат
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
ВВЕДЕНИЕ
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА
ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ БЕСЕДЫ
ПОДГОТОВКА ПОМЕЩЕНИЯ
ДЕЛОВЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ
ПОДГОТОВКА ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАВЕРШЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ
АНАЛИЗ ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРЕГОВОРОВ
ДЕЛОВОЕ СОВЕЩАНИЕ
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕЛОВЫХ СОВЕЩАНИЙ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ СОВЕЩАНИЙ
ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
СПОСОБЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ С РЕЧЬЮ
УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА С АУДИТОРИЕЙ
ПОЗА, ЖЕСТЫ, МИМИКА ОРАТОРА
АНАЛИЗ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно - белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить.
Знание своих слушателей, "прицельная" подготовка речи приобретают особое значение при обсуждении какого - то трудного вопроса в узком кругу специалистов, деловых людей.
Следует узнать, в какой обстановке будет проходить выступление - в зале, в кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон ...
Кафедра помогает сконцентрировать внимание на ораторе, за ней надо располагаться свободно, непринужденно, установив и стараясь сохранять постоянно расстояние в 20 - 30 сантиметров между ртом и микрофоном.
Важное
значение имеет и размещение слушателей
в аудитории. Проксемика - наука о
временной и пространственной организации
общения - описывает следующие способы:
Способ |
Комментарии |
Аудиторное размещение | Отделяет оратора от аудитории. Обратная связь затруднена. Большое число участников |
"Конференция" | Официально. По субординации. Может вызвать конфронтацию, противостояние мнений |
"Подкова" | Способствует взаимодействию. Доступный визуальный контакт. Хорошие возможности контроля |
V - образное расположение | Позволяет создать обстановку сотрудничества между общающимися при ведущей роли оратора |
"Круглый стол" | Объединяет людей, демократизирует обстановку обсуждения проблем. |
"Кабаре" | Для работы маленькими группами. Возможны трудности фокусирования внимания |
Надо выяснить также после каких других речей планируется выступление. Ведь каждая последующая речь должна быть интереснее по содержанию и форме, чем предыдущая.
Следующая ступень докоммуникативного этапа - "кодирование" - составление текста - начинается с подбора материала. Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. Источники материала подразделяются на группы:
- знания, практика;
- личные контакты, беседы, интервью;
- воображение
- мысленное создание новых
- официальные документы:
- научная и научно - популярная литература;
- художественная литература;
- статьи газет и журналов;
- передачи радио и телевидения;
- справочная литература: энциклопедии, словари;
- результаты социологических опросов.
Следует помнить, что "живой" опыт всегда хорошо воспринимается слушателями, он убедителен и ему верят.
Материал публичного выступления может быть теоретическим и фактическим. Насыщенность речи тем или другим типом материала зависит от жанра. Так, в отчетном докладе требуется приводить множество фактов, чтобы доказать положения и убедить слушателей. Материал выступления должен быть достоверным. Предварительно проверяют точность информации, цифр, дат, цитат, имен.
Систематизируя материал, оратор создает план, продумывает композицию, логику изложения, составляет и редактирует текст.
Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно проверять, исправлять; она легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Писать следует на отдельных листах, на одной стороне. Опытный оратор может ограничиться составлением тезисов, конспекта или развернутого плана выступления.
Репетиция
представляет собой произнесение текста
мысленно либо вслух, лучше перед
зеркалом. Надо найти такую позу,
в которой вы чувствуете себя легко
и удобно, и постараться ее запомнить;
изучить лицо - расправить нахмуренные
брови, мимические морщины, набегающие
на лоб; продумать жесты, приемы установления
контакта. Опыт показывает, что на каждую
минуту выступления приходится 20 - 25 минут
подготовки. Если выступление тщательно
разработано, то в момент встречи со слушателями
говорящий будет держаться уверенно.
5.2. СПОСОБЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ С РЕЧЬЮ
Существует три способа произношения речи:
1. Чтение текста;
2. Воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов (с опорой на текст);
3. Свободная импровизация (экспромт).
Читают такие речи, от текста которых нельзя отступить:
Остальные виды, как правило, произносят с опорой на письменную основу. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения, найти нужную цифру и т. п. Такое выступление создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями. У говорящего, однако, не всегда есть возможность предварительно подготовить текст.
Иногда на совещаниях, заседаниях, собраниях, встречах приходится выступать экспромтом. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизация возможна только на базе больших знаний, владения риторическими навыками.
После выступления говорящий часто отвечает на вопросы слушателей, полемизирует с ними. Такая форма общения требует от оратора быстрой реакции, доброжелательности, владения юмором. Ответ выступающего предназначается не только спрашивающему но и всем присутствующим.
Методика
ораторского искусства
5.3. УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА С АУДИТОРИЕЙ
Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), "рабочая" тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.
Чтобы
завоевать аудиторию, надо установить
с ней и постоянно
Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5 - 7 секунд.
Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:
Действенным
средством контакта являются специальные
слова и выражения, которые обеспечивают
обратную связь. Это личные местоимения
1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы
в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся,
отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте,
конкретизируем и др.), обращения (уважаемые
коллеги, дорогие мои), риторические вопросы
(Вы ведь хотите услышать мое мнение?).
Перечисленные языковые средства контакта
помогают преодолеть "барьер", служат
объединению говорящего со слушателями.
5.4. ПОЗА, ЖЕСТЫ, МИМИКА ОРАТОРА
Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем.
Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность "отдохнуть" и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.
Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. е. который органично сливается с содержанием речи.
В ораторском искусстве используются:
О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы.
Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость ... Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Ф. Кони, "лицо говорит вместе с языком". Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых или безучастных.
Информация о работе Основные формы делового общения. Виды деловых переговоров