Основные формы делового общения. Виды деловых переговоров

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 16:59, реферат

Описание работы

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА
ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ БЕСЕДЫ
ПОДГОТОВКА ПОМЕЩЕНИЯ
ДЕЛОВЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ
ПОДГОТОВКА ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАВЕРШЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ
АНАЛИЗ ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРЕГОВОРОВ
ДЕЛОВОЕ СОВЕЩАНИЕ
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕЛОВЫХ СОВЕЩАНИЙ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ СОВЕЩАНИЙ
ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
СПОСОБЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ С РЕЧЬЮ
УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА С АУДИТОРИЕЙ
ПОЗА, ЖЕСТЫ, МИМИКА ОРАТОРА
АНАЛИЗ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ.doc

— 209.50 Кб (Скачать)
 

      4.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ  ДЕЛОВЫХ СОВЕЩАНИЙ

     Чтобы достичь целей, необходимо должным образом подготовить совещание и провести его. Есть несколько обязательных элементов, без которых цели совещания не будут достигнуты

     Подготовка  совещания начинается с определения целесообразности его проведения. Когда решается вопрос о необходимости совещания, менеджер должен подумать о задачах, которые нужно решить на нем (такая форма работы, как совещание, более продуктивна, чем другие). Совещание надо проводить, когда есть необходимость в обмене информацией, выявлении мнений и альтернатив, анализе сложных (нестандартных) ситуаций, принятии решения по комплексным вопросам.

     Кроме того, на этом же этапе менеджер должен проанализировать все альтернативы этой формы:

     -решение  вышестоящего руководства; 

     -возможность  решения вопроса по телефону;

     -селекторное совещание;

     -возможность  объединения с другими (плановыми)  совещаниями. 

     При этом менеджер должен определить, что  нужно для решения возникшей  проблемы.

     При решении вопроса о составе  участников очень внимательно нужно  подойти к формированию списка как  по количественному, так и по качественному составу. Совсем необязательно, например, на каждое совещание приглашать руководителей подразделений. К участию в совещании необходимо привлечь тех должностных лиц, которые наиболее компетентны в обсуждаемой проблеме, а ими, как показывает практика, не всегда являются руководители подразделений. Что касается количества участников совещаний, то не следует приглашать столько лиц, сколько стульев в зале заседаний (приглашение для массовости). Оптимальный вариант —совпадение количества участников совещания с количеством активно участвующих в обсуждении вопроса. Основной критерий отбора участников — компетентность именно в вопросах повестки дня. Определив состав участников, надо назначить день и время его проведения.

       Как правило, для совещания отводится один определенный день в неделю. Это позволяет его участникам правильно спланировать свое рабочее время и надлежащим образом подготовиться к нему. Наилучший день для совещания — среда или четверг, так как недельная кривая работоспособности имеет заметный спад в понедельник и пятницу. Однако пятница — хороший день для проведения текущих совещаний (подвести краткий итог недели и наметить задачи на следующую неделю).

     Совещания лучше проводить во второй половине дня. Из теории биоритмов известно, что у человека в течение рабочего дня есть два пика повышенной работоспособности: первый — с 11 до 12 ч и второй — между 16 и 18ч. Лучше всего приурочить совещание ко второму пику. Это для участников совещания послужит дополнительным стимулом, побуждающим их работать быстро и эффективно, чтобы не засиживаться допоздна. Поскольку любое совещание нарушает обычный ритм трудовой деятельности, в первой половине рабочего дня (первый пик) проводить его нецелесообразно.

     Подготовка  участников совещания — последний этап в процедуре деловых совещаний. Суть всей работы в этом направлении сводится к заблаговременному ознакомлению всех участников с повесткой дня и необходимыми материалами. Каждый должен заранее знать тематику и задачи совещания, что в последующем будет способствовать эффективному проведению совещания, поскольку его участники будут надлежащим образом к нему подготовлены.

     Проведение  совещания. Оптимальная продолжительность совместной умственной деятельности большого числа людей составляет всего 40-45 минут. Спустя 50-60 минут у участников совещания ослабляется внимание: возникают шум, лишние движения, отвлеченные разговоры. Если и дальше продолжать совещание без перерыва, то у большинства людей наступает утомление. После 30—40-минутного перерыва у присутствующих улучшается самочувствие, восстанавливается нормальное состояние и обсуждение проблем можно продолжить.

     Протокол  совещания — это первичный официальный документ, на основании которого руководство вправе требовать от сотрудников выполнения порученных им заданий. Секретарь собрания фиксирует в протоколе по поручению собрания наиболее важные моменты:

- достижение  цели совещания;

- решение;

- исполнители  задания и сроки.

     Подведение  итогов и принятие решения. Завершающий этап организации проведения совещаний — принятие решения и проведение его в жизнь. Следует иметь в виду, что решение на совещании принимается всеми вместе и каждым в отдельности. От того, насколько участнику совещания удалось включить свои идеи и соображения в общее решение, зависит его эффективность.

     Создание  благоприятных условий  для коллективной работы и коллективного решения.

Если  на совещании рассматриваются сложные  проблемы, то надо непременно обеспечить условия для коллективного умственного  труда присутствующих. О том, что групповая работа удалась, можно говорить тогда, когда результат ее:

  1. выше результата труда лучшего члена группы;
  2. лучше суммы индивидуальных результатов всех членов группы.

Групповая работа требует специальной подготовленности. При физическом труде это правило само собой разумеется (коллективный труд всегда производительнее), но при умственном труде достигнуть соответствующего результата значительно сложнее.

     Формирование  атмосферы непринужденности и деловитости.

Обстановка  на совещании чаще всего зависит от руководителя. Деловому сотрудничеству мешают чрезмерная критика, разнообразные сетования и т.п. Для создания атмосферы непринужденности и деловитости надо, чтобы его участники чувствовали себя равными и ощущали значимость рассматриваемых проблем.

      Руководитель совещания должен следить за тем, чтобы непринужденность не подавляла деловитость и наоборот. Неприятную для всех проблему надо рассматривать в конце совещания (часть людей к тому времени можно отпустить) и, по возможности, коротко. Большинство же таких проблем необходимо решать в индивидуальном порядке. Лучше, когда в начале совещания своими мыслями поделятся менеджеры и специалисты низших уровней управления. Менеджер совещания обязан создавать деловую и в то же время свободную обстановку, в которой каждый чувствует себя раскованно. Гнет, атмосфера страха и недоброжелательности никак не способствуют эффективной коллективной работе.

      Задача  совещания — не найти виновного, а решить проблему. Свободное и  откровенное изложение работниками  своих мыслей, а также их непринужденность в общении значительно сократят потери времени.

     Обеспечение активности всех участников совещания.

Председательствующий  должен учитывать так называемый психологический феномен и организовать такой порядок выступлений, при  котором их очередность будет обратно пропорциональна авторитету и положению выступающего. Это обусловлено тем, что более молодые сотрудники весьма неохотно высказывают свою точку зрения — особенно тогда, когда она не совпадает с уже высказанным мнением руководителя. Именно поэтому свежие, нестандартные решения проблем, исходящие от более молодых сотрудников, чаще всего просто не обсуждаются.

      Другой  способ повысить активность на совещании  — потребовать от каждого его  участника, чтобы тот непременно выступил.

     Обсуждение особых мнений.

Как уже  отмечалось, гарантией успешного  проведения совещания является учет мнений всех его участников. Конечно, некоторые из них могут быть и  ошибочны.

      Но  в этом случае руководитель совещания  должен коротко объяснить причину  возникновения ошибочного мнения (никто не должен покидать совещание с таким чувством, что его точка зрения правильна, а решение совещания ошибочно).

     Вторую, чаще всего большую часть особых мнений составляют суждения, высказанные  такими людьми, которые стремятся  расширить или, наоборот, сузить выдвинутое предложение или проблему. Эти мнения и требуют обсуждения, потому что, как правило, они представляют собой особую ценность и позволяют достигнуть положительных результатов. На совещании нельзя прибегать к голосованию, ибо это уже будет не совещание, а собрание.  При обсуждении особых мнений следует, если есть в этом необходимость, критиковать точки зрения, подходы к решению проблем, но не самих людей.

     5. ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ 

       Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь. 

      5.1. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ  И ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО  ВЫСТУПЛЕНИЯ

      В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов:

  1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления;
  2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности;
  3. Словесное выражение, литературная обработка речи;
  4. Заучивание, запоминание текста;
  5. Произнесение.

      Сегодня в ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа:

  • докоммникативный,
  • коммуникативный,
  • посткоммуникативный.

    Каждый  из этапов содержит перечень конкретных действий, которые можно представить в виде таблицы: 

Докоммуникативный
Коммуникативный
Посткоммуникативный
1.Определение  темы и цели выступления. Произнесение  речи. Анализ речи.
2.Оценка  аудитории и обстановки. Ответы на вопросы, ведение полемики.  
3.Подбор  материала.    
4.Создание текста.    
5.Репетиция.    
 

       Подготовка  к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь.  Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей. При разработке повестки для совещаний необходимо особое внимание обращать на формулировку тем докладов и сообщений. Темы должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем. Поэтому целесообразно "расшифровывать" пункт повестки дня "Разное", "О разном" - человек будет иметь возможность заранее подготовить и продумать свое выступление. Некоторые речи не имеют названий: приветственная, митинговая и другие.

      Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, какой реакции он добивается. Основные цели публичного монолога - сообщение и воздействие. Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения. Или он рассчитывает взволновать аудиторию, сформировать у людей убеждения, представления, которые станут мотивами их поведения, то есть призывает к каким - либо действиям. Часто эти цели перекрещиваются, совмещаются в одном выступлении. Свои цели и задачи следует сообщить слушателям.

      Важно оценить состав будущей аудитории, заранее настроиться на своих  слушателей, учитывая такие факторы: образовательный уровень, направление  образования (гуманитарное, техническое ...), познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору.

      Всегда  легче говорить, обращаясь к однородному (гомогенному) составу (дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых политических взглядов и т. д.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление.

      Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов.

      Перед слушателями с высоким уровнем  профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы.

      В неоднородной (гетерогенной) аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой - то фрагмент каждой группе.  Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.

Информация о работе Основные формы делового общения. Виды деловых переговоров