Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:55, курсовая работа
Цель данной работы – разработать мероприятия по совершенствованию сбора и утилизации бытовых отходов на уровне муниципального образования.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть теоретическую, нормативно-правовую бузу организации сбора и утилизации бытовых отходов;
- проанализировать действия властей всех уровней для решения данной проблемы;
Введение
3
Глава 1.
Теоретические аспекты организации утилизации и переработки бытовых отходов ……………………………….
5
1.1.
Основные понятия утилизацией и переработки бытовых отходов………………………………………………………….
5
1.2.
Законодательная база в сфере утилизации и переработки бытовых отходов ……………………………………………..
9
1.3.
Организация утилизацией и переработки бытовых отходов…………………………………………………………
17
1.4.
Экономические моменты в процессе утилизации бытовых отходов…………………………………………….....................
20
Глава 2.
Проблемы организации утилизации и переработки бытовых отходов……………………………………………...
24
2.1.
Проблема утилизации и переработки бытовых отходов и причины их возникновения………………………………….
24
Глава 3.
Предложение по совершенствованию организации утилизацией и переработки бытовых отходов……………..
33
3.1.
Мероприятия по совершенствованию организации утилизацией и переработки бытовых отходов…………….
33
Заключение
41
Список использованной литературы
Как известно проблема
твердых бытовых отходов, или
попросту мусора, становится все
более животрепещущей. Хотим мы
этого или нет, но современная
жизнедеятельность человека
Можно вспомнить хотя бы события в Неаполе, когда в результате забастовки работников свалок и резкого сокращения вывоза мусора вследствие деятельности мафии город оказался практически похороненным под грудами мусора.
Для решения этой проблемы потребовались силы не только муниципальных и региональных властей, но и центрального правительства, а также и международная помощь. При этом полностью последствия данных событий, судя по сообщениям прессы, не удается устранить и по сей день. Италия является далеко не единственным примером. Сейчас ряд источников говорят о надвигающемся мусорном кризисе в Пекине.
Отмечались проблемы в Болгарии и Индии. Не остается в стороне и наша страна. Если судить по сообщениям прессы достаточно серьезные проблемы имеются в целом ряде городов России. Все это говорит о том, что вопросы сбора и утилизации бытовых отходов уже не могут рассматриваться просто как проблемы муниципального уровня - необходима разработка и реализация полноценной государственной политики в этой области.
Политика государства в области отходов должна базироваться на следующих принципах:
Все методы, которые применяются для этой цели, можно разделить на 3 группы:
Рассмотрим их более подробно. Захоронение на полигонах. Суть данного метода состоит в том, что отходы вывозятся на специально оборудованные территории (полигоны), где складируются до «лучших времен».
Полигоны бытовых отходов по сути дела это«сырьевой» подход к проблеме – под захоронение используется невосполнимый природный ресурс – территория. Поэтому захоронение бытовых отходов выгодно только в том случае, когда земля стоит очень дешево или выделяется государством, региональными или муниципальными властями бесплатно. При этом надо учитывать, что исходя из необходимости транспортировки бытовых отходов на полигоны, они должны быть расположены сравнительно недалеко от городов. Однако, если покупать землю, например, в Подмосковье для строительства полигонов по рыночным ценам, то самая затратная технология переработки окажется намного выгоднее захоронения. Если же отнести полигоны дальше от города, то возрастет стоимость транспортных операций. Что также не способствует снижению затрат на захоронение.
Немаловажно и то, что при увлажнении полигона может образовываться фильтрат, содержащий большие количества токсичных веществ, как неорганических так и органических, которые переходят туда из общей массы отходов. Этот фильтрат образуется не только за счет естественного увлажнения, например вследствие осадков.
Одним из требований к оборудованному полигону является исключение возможности возгорания складируемых бытовых отходов, как от внешних причин, так и самовозгорания, обусловленного сильным разогревом в ходе биологического разложения отходов. Обычно эта проблема решается путем искусственного увлажнения складированных бытовых отходов, что в свою очередь ведет к существенному увеличению объема фильтрата. Этот фильтрат после его отвода дренажной системой приходится обезвреживать, что является достаточно трудоемким и недешевым процессом. Если же дренажная система неисправна или система обезвреживания работает недостаточно эффективно, то загрязненный фильтрат может попадать в окружающую среду и разноситься водными потоками на значительные расстояния, не говоря уже о потенциальной опасности загрязнения источников водоснабжения и в силу этого, создавать дополнительную экологическую опасность.
Существенно и то, что при разложении органических отходов образуется достаточно большое количество газов, в первую очередь летучих углеводородов, которые представляют заметную опасность как с точки зрения токсичности, так и вследствие способности вносить заметный вклад в парниковый эффект.
Все это делает захоронение бытовых отходов на полигонах далеко не самым лучшим вариантом обращения с отходами, объемы использования которого скорее всего будут сокращаться.
Сжигание. Основным преимуществом данного метода является значительное уменьшение объема отходов, а также удаление органических и летучих компонентов, что упрощает их последующее захоронение и сокращает площади полигонов. Кроме того, в этом случае исключается возможность возгорания, что также упрощает обращение с остатками после сжигания. Наконец, при сжигании мусора выделяется тепло, которое может быть утилизировано.
При этом можно условно выделить две разновидности данного метода:
Сжигание без специально приспособленного оборудования (костры, печи, топки котельных и т. д.).
Сжигание при помощи специального оборудования: мусоросжигательные установки и мусоросжигательные заводы.
Как уже говорилось выше, сжигание позволяет заметно уменьшить объем вывозимых отходов. Однако на этом преимущества кончаются. Далее следуют недостатки:
3. Летучие примеси. Одной из основных проблем при сжигании мусора является наличие в топочных газах токсичных компонентов, улавливание которых представляет собой достаточно сложную задачу.
Это и двуокись серы, хлористый водород и многие другие соединения, среди которых особую опасность представляют так называемые диоксины, образующиеся в ходе химических реакций при воздействии высокой температуры под действием хлора. (Напомним, что хлорсодержашие вещества и, в первую очередь, пластики типа поливинилхлорида составляют сейчас заметную часть бытовых отходов.) Диоксины обладают исключительной токсичностью, что связано с их способностью удивительно точно вписываться в клеточные рецепторы живых организмов и подавлять или изменять их жизненные функции. Достаточно сказать, что величина летальной дозы для этих веществ достигает 10-6 Г на 1 кГ живого веса.
Они вызывают глубокие нарушения практически во всех обменных процессах, подавляют и ломают работу иммунной системы, приводя к состоянию так называемого «химического СПИД’а».
Важной особенностью диоксинов является то, что они обладают кумулятивным действием, то есть способны накапливаться в организме. Поэтому, даже казалось бы малые их количества в окружающей среде могут приводить к достаточно существенным изменениям в организме человека.
Наиболее опасным является
сжигание отходов на
Бытовые отходы удалялись бы при помощи существующих систем мусороудаления. Сухие же - через специальные контейнеры. Это представляется более рациональным поскольку количество «сухих» бытовых отходов меньше чем «влажных». (банки и бутылки у определенной категории населения - не в счет), а возможности для их складирования несравненно лучше. Но и в этом случае требуются серьезные работы как в отношении совершенствования методов разделения, так и разработки мер поощрения населения, чтобы заинтересовать в раздельном сборе отходов, в том числе на муниципальном или даже государственном уровне.
Следует также учесть, что продукция получаемая из вторичного сырья, как правило обходится дороже чем те же изделия, но получаемые из сырья первичного. Поэтому развитие процессов вторичной переработки невозможно без оказания существенной поддержки производителей, вплоть до гарантированной госзакупки продукции, чтобы избежать остановки процесса переработки в случае колебаний рынка.
И что, безусловно, важно, весь процесс сбора, переработки и захоронения бытовых отходов должен находиться в одних руках, чтобы вовремя контролировать его этапы и оперативно реагировать на те или иные отклонения.
Это, разумеется не исключает и возможностей участия в этом процессе предприятий и организаций малого бизнеса в качестве субподрядчиков. Однако координатор должен быть один. Иначе легко может получиться как в известной в 60-е годы миниатюре Аркадия Райкина, когда в ателье один отвечал за карманы, другой - за подкладку, третий - за пуговицы, а за пиджак в целом не отвечал никто. И результат был соответствующий.
Проблема бытовых отходов на государственном уровне. Подводя итоги сказанному выше, следует подчеркнуть, что наиболее рациональным путем обращения с бытовыми отходами является их глубокая переработка с максимальным сокращением объема «хвостов», подлежащих сжиганию и захоронению. Решение этой задачи требует проведения целенаправленной государственной политики с разработкой комплекса законодательных мер, мер экономической поддержки, включая создание стимулов у населения, мер по обучению и просвещению населения. В частности, в качестве законодательных мер можно наметить следующие:
Запрет на сжигание бытовых отходов в неприспособленных условиях и меры, способствующие поэтапному сокращению общего объема мусоросжигания.
Запрет на захоронение неотсортированных бытовых отходов, что позволит резко сократить объемы полигонов и уменьшить количество токсичных и опасных веществ, попадающих на них.
Государственная поддержка производителей продукции из вторичного сырья, получаемого из бытовых отходов вплоть до предоставления такой продукции преимущества на конкурсах и тендерах и гарантированных госзакупок этой продукции в течение периода, необходимого для обновления ассортимента, если спрос на эту продукцию упадет.
Отражение в стандартах и
регламентах базового принципа, заключающегося
в том, что вся цепочка сбора-
Договор на вывоз бытовых отходов должен заключаться не с транспортной компанией, как это происходит сейчас, а с компанией эксплуатирующей полигон, только в этом случае можно избежать «серых схем», куда исчезает мусор и по каким тарифам.
Транспортную компанию должна нанимать на открытом тенедере компания, эксплуатирующая полигон бытовых отходов, что позволит не только строго отслеживать тариф но и реально снижать его.
В настоящее время острота «мусорной» проблемы стала осознаваться все более и более отчетливо, что вызвало появление целого ряда программ обращения с бытовых отходов, преимущественно муниципального или, максимум, регионального уровня. Однако, на наш взгляд этого недостаточно.
В установках, оборудованных системой очистки, вероятность попадания диоксинов в окружающую среду, при строгом соблюдении технологических режимов, существенно ниже, но тем не менее полностью не исключается. К тому же возникает проблема нестандартных загрязнений. Как известно, системы газоочистки рассчитываются на определенный состав газов. В случае же сжигания бытовых отходовсостав последних может меняться от партии к партии. При этом некоторые виды бытовых отходов могут содержать достаточно неожиданные загрязнения, на которые газоочистка попросту не рассчитана. Например: жители округа Алтуфьево в г. Москве были поражены, когда из трубы мусоросжигательного завода на Алтуфьевском шоссе повалил розовый дым. Как выяснилось, среди бытового мусора оказались содержащие йод медицинские препараты, которые и придали дыму розовый оттенок. Система газоочистки на эти загрязнения рассчитана не была и соответственно не смогла с ними справиться.
2. Зола и шлак. Поскольку бытовых отходов содержат не только горючие компоненты после сжигания остается достаточно большое количество золы и шлаков, нередко содержащих значительную массу токсичных веществ, как содержащихся в исходных бытовых отходов, так и образующихся в ходе химических процессов, протекающих при сжигании под действием высокой температуры. Поэтому остатки после сжигания должны или захораниваться на специальных полигонах, или же подвергаться специальной обработке, чтобы удалить или связать токсичные компоненты.
Преработка. Основным принципом глубокой комплексной переработки является сортировка бытовых отходов и максимальное извлечение вторичного сырья. «Хвосты» делятся на компостируемую и некомпостируемую фракции и перерабатываются по узкоспециализированным технологиям.
Выход компоста составляет не менее 20% от исходных бытовых отходов и производится, в основном, из органических веществ природного происхождения. Значительная масса пищевых отходов окисляется в биохимических реакциях, нагревая компостируемый материал. При этом образуется только углекислота и вода и никаких токсичных отходов.
Современные технологии глубокой
сортировки и переработки отходов
позволяют вовлекать